Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Министерство труда и социальной защиты Российской федерации.






В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 (ред. от 17.05.2014) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации», Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию

в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

В своей деятельности оно руководствуется Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и решениями Правительства РФ и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

Министерство труда и социального развития РФ (далее Минтрудасоцзащиты) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы. В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: - уровень жизни и доходы населения; труд; оплата труда; демография; пенсионное обеспечение (включая негосударственное пенсионное обеспечение); социальное страхование (за исключением обязательного медицинского страхования); условия и охрана труда; социальное партнёрство и трудовые отношения; занятость населения и безработица; трудовая миграция; альтернативная гражданская служба; государственная гражданская служба (кроме вопросов оплаты труда); социальное развитие; социальная защита населения (в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций) и социальное обслуживание населения; опека и попечительство в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан; оказание протезно-ортопедической помощи; реабилитация инвалидов; проведение медико-социальной экспертизы.

Министерство труда и социального развития РФ возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр труда и социальной защиты РФ - Топилин Максим Анатольевич (с 21 мая 2012 г., № 661).

Подведомственные органы исполнительной власти:

· Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Подведомственные государственные фонды:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации.

К полномочиям Минтрудасоцзащиты России относится издание разъяснений о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установления доплаты к пенсии отдельным категориям граждан. Тем самым в настоящее время функцию по принятию соответствующих приказов и разъяснений осуществляет Минтрудасоцзащиты России.

Таким образом, органы власти субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города федерального значения, автономные округа и автономная область) могут издавать нормативные Правовые акты в области труда, занятости и социальной защиты населения, которые не противоречащие букве и духу федерального законодательства.

Надо сказать, что практика принятия на региональном уровне указанных актов достаточно широко распространена. Как правило, органы власти субъектов Федерации устанавливают отдельным категориям граждан какие-либо дополнительные выплаты к пенсии, установленной по нормам федеральных законов.

Работники аппарата министерства организуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принимают по ним решения и направляют ответы в установленные законодательством сроки.

Министр наделен рядом полномочий в области взаимодействия с внебюджетными фондами обязательного социального страхования. Так, министр вносит в Правительство РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей ПФР, ФСС России; проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность названных фондов; по представлению руководителей указанных фондов - проекты федеральных законов о бюджетах фондов и об их исполнении. Также, министр назначает проверки их деятельности (Хотя, согласно положениям ст.13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», только Правительство РФ должно осуществлять управление системой обязательного социального страхования, а не какое-либо министерство. В действительности правительство, предоставив министру широкие полномочия, касающиеся деятельности фондов обязательного социального страхования, по существу, делегировало свои функции данному министерству).[24]

Финансирование содержания министерства осуществляется за счет предусмотренных федеральным бюджетом средств.

В ведении министерства находится Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - федеральный орган исполнительной власти России, создана 9 марта 2004 года. Действует на основании Положения о Федеральной службе по труду и занятости

Осуществляет правоприменительные функции в сфере трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, за регистрацией инвалидов в качестве безработных;

Регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан; оказывает государственные услуги в содействии гражданам в поиске подходящей работы, в осуществлении социальных выплат безработным; проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений, осуществляет привлечение виновных к ответственности, рассмотрение дел об административных правонарушениях; содействует в организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки безработных граждан, а также их психологической и социальной поддержки и пр.

Возглавляют эти органы руководители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Правительством РФ.

Руководителем с 5 апреля 2013 г. по настоящее время является - Вуколов Всеволод Львович.

Финансирование расходов на содержание служб осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Их самостоятельность определяется полномочиями, установленными для них соответствующими нормативными правовыми актами - положениями об этих органах.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» .

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.[25] Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Председатель правления Фонда - Дроздов Антон Викторович (с 17 июля 2008 года).

Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от фонда оплаты труда организации, при этом взносы не включаются в состав зарплаты отдельных сотрудников, но учитываются пенсионным фондом при ведении их счетов. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии. До 2010 года взносы в ПФР учитывались как составная часть единого социального налога. С 1 января 2010 года - ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФФОМС и ФСС.

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии.

Следует отметить, что средства Пенсионного фонда России формируются за счет следующих моментов:

-различных страховых взносов работодателей; -страховых взносов граждан, которые занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью;

-страховых взносов других категорий граждан, которые работают; -разнообразных ассигнований из федерального бюджета и др.

Отметим, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России обусловлен Федеральным законодательством Российской Федерации.

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, все его денежные средства находятся в государственной собственности РФ и не входят в состав бюджетов или других фондов и изъятию не подлежат. [26]

ПФР обеспечивает:

-целевой сбор и аккумуляцию средств страховых взносов, а так же финансирование соответствующих расходов;

-организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

-капитализацию средств ПФР, а так же привлечения в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

-контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

-организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»[27], а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР и т.д.[28]

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР направляются на:

1) выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти;

2) доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;

3) иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Контроль за исполнением средств бюджета ПФР осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ, ап также наблюдательным советом в порядке, определяемом Правительством РФ.

Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования осуществляются ПФР и его подразделениями в регионах.[29]

Следует особо отметить, что Правительство Российской Федерации так же целенаправленно содействует интенсивному развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) - является одним из государственных внебюджетных фондов (специализирован-ное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ), созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Деятельность ФСС РФ регламентируется постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с последующими изменениями и дополнениями) «О Фонде социального страхования Российской Федерации».[30]

Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 года.[31]

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС РФ, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Бюджет ФСС РФ и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и централизованных отраслевых отделений ФСС РФ и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются его председателем.

Председатель Фонда - Кигим Андрей Степанович (с 21 марта 2013 г.)

Средства бюджета ФСС РФ образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на социальное обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС РФ; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.

Страховые взносы начисляются на оплату труда (по всем основаниям) работников, в том числе внештатных, сезонных, временных, и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые в соответствии с ч. 2 НК РФ страховые взносы не начисляются. Под уплатой страховых взносов понимается перечисление страхователем исполнительному органу ФСС РФ разницы между начисленными страховыми взносами и расходами, произведенными в соответствии действующим законодательством. (Под расходами понимается выплаты, которые производил страхователь, например, в виде пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности и др.) [32]

Основной задачей Фонда социального страхования является - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Функции:

-страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: выплата пособий по временной нетрудоспособности (оплата «больничных»), пособий по беременности и родам, единовременных пособий при постановке на учёт в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении, ежемесячных пособий по уходу за ребёнком;

-страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;

-обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;

-оплата родовых сертификатов.[33]

От уплаты страховых взносов в ФСС РФ по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции освобождены следующие министерства и ведомства: Минобороны РФ; МВД РФ; ФСК РФ; ФПС – Главное командование пограничных войск РФ; ФАПСИ; СВР РФ; Главное управление охраны РФ; СБ Президента РФ; другие воинские формирования РФ; Департамент налоговой полиции РФ. [34]

Средства ФСС РФ используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о Фонде. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.[35]

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий в организациях независимо от форм собственности трудовыми коллективами образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.[36]

Таким образом, государственная система органов социального обеспечения населения на федеральном уровне представляет собой сложную организационно-управленческую структуру.

Наряду с федеральными, выделяются региональные формы социального обеспечения. Конституция РФ относит Правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое Право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить Федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-Правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-Правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.

Органы социального обеспечения на уровне субъектов Российской Федерации, на районном (городском) и местном уровне могут носить разные наименования - министерства, департаменты, комитеты, управления, отделы социального развития или социальной защиты населения (региональные и местные органы социального обеспечения), но задачи и функции в целом у них одинаковые.

Таковым является Управления социальной защиты населения.

Организация деятельности. Управление социальной зашиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области обеспечения пособиями; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.

Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления. Управление в своей деятельности руководствуется законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями вышестоящего органа социальной зашиты населения края, области и другими нормативными актами.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, сбербанками, узлами связи, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами и является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный счет, гербовую печать, штампы, бланки, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Источниками финансирования социальной зашиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, ПФР.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Рассмотрим на примере Республики Алтай, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- Действует Министерство здравоохранения Республики Алтай. Министр Пелеганчук Владимир Алексеевич (с 2013).

Подробнее остановимся на Министерстве труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.

- Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай - Министр Тюхтенева Валентина Акчабаевна (утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 15 ноября 2013 г. № 314).

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, обеспечивающим осуществление государственной политики и управление в сфере труда, включая вопросы организации оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы Республики Алтай (оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Алтай, их пенсионного обеспечения, транспортного обслуживания, погребения, возмещения им расходов, связанных с переездом в другую местность), социального развития и оказания адресной государственной поддержки отдельным категориям граждан, содействия занятости населения Республики Алтай.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Алтай, законами Республики Алтай, нормативными правовыми актами Правительства Республики Алтай, актами Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству государственные учреждения Республики Алтай.

Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Алтай.

Основными задачами Министерства являются:

а) разработка и реализация республиканской политики в установленной сфере деятельности;

б) нормативно-правовое и правоприменительное регулирование в установленной сфере деятельности;

в) осуществление контроля за условиями и охраной труда, государственной экспертизы условий труда в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

г) организация предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения Республики Алтай (далее - население), в том числе лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в рамках федерального законодательства и законодательства Республики Алтай;

д) совершенствование социального партнерства в сфере труда, систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Алтай, организация защиты трудовых прав работников;

е) совершенствование и развитие сети системы социального обслуживания населения;
ж) развитие социального предпринимательства в Республике Алтай;
з) содействие занятости населения.

- Пенсионный фонд Республики Алтай. Управляющий: Агеев Олег Валерьевич. На данный момент в фонде зарегистрировано пенсионеров: 56 421; получателей выплат: 28 920; застрахованых лиц: 16 175; участников программы софинансирования пенсий: 0; выдано сертификатов на материнский капитал: 16 866.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.