Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации






Выделим особенности конституционного права на социальное обеспечение в России с помощью анализа современного состояния социальной политики Германии на современном этапе.

Российская модель регулирования социальных функций государства в известной мере отличается от западных аналогов. Начало социальной работы положил Германский благотворительный союз, основанный в 1880 г. и переименованный в 1919 г в Германский союз государственного и частного попечительства. Он объединил все государственные, частные и общественные организации, занимающиеся социальной работой.

В нашей стране как уже было описано в работе, социальная защита населения имеет долгую и содержательную историю развития (с 1918 г.) 26 апреля 2015 г. ей исполнилось 97 лет. Однако, началом организации социальной деятельности формально можно считать договор 911 года «Об искуплении пленных» между киевским князем Олегом и греками. По договору устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, в какой бы стране они ни находились, и отправлении их на родину.

Систему социального обеспечения Германии можно считать одной из старейших в мире. Именно в Германии в конце позапрошлого века впервые появились законы о социальном страховании. В 1883 г. канцлером Германии Отто фон Бисмарком был подписан закон о страховании по болезни, в 1884 г. - о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 1889 г. - о страховании по инвалидности и по старости. Однако специалисты отмечают, что социальное страхование, даже будучи добровольным либо добровольно-обязательным, существовало в этой стране задолго до этих законов.

Более чем столетний опыт функционирования систем социального страхования в странах Западной Европы свидетельствует о том, что если они построены на сбалансированных, учитывающих интересы работников, работодателей и государства принципах, то они выступают эффективными механизмами демократизации общества на основе равновесного укрепления общественной солидарности и индивидуальной ответственности.

Отметим и то, что финансовую основу системы социального обеспечения Германии составляют страховые взносы, уплачиваемые работниками и работодателями. Причем в большинстве видов социального страхования установлен потолок страховых платежей, для каждого - свой. Исключение составляет страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, где взносы уплачиваются со всего заработка гражданина, а процент устанавливается в зависимости от класса профессионального риска.

Обязательное социальное страхование в Российской Федерации является основной, если не единственной формой, поскольку его дополнительные виды, поощряемые Конституцией Российской Федерации, не могут развиваться в силу непомерного финансового бремени по обязательному страхованию. Оно занимает ведущее место среди основных конституционных гарантий социального обеспечения в Российской Федерации: пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. [10]

Для осуществления обязательного социального страхования страховщики соответственно должны уплачивать страховые взносы, соответствие с установленными тарифами. Страховой взнос – это обязательный платеж на обязательное социальное страхование, а тариф – это ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц (тарифы устанавливаются федеральным законом).

Социальное страхование осуществляется во избежание социальных рисков. Социальный страховой риск – это предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Страховой случай – событие, предоставляющее реализацию социального страхового риска.

Исходя из вышеизложенного, необходимо подчеркнуть, что социальное страхование - есть часть государственной системы социального обеспечения Российской Федерации, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства и способ её финансирования.

Практика германского законодательства до недавнего времени была схожа с российской, когда многочисленные нормативные акты, сопровождались дублированием, коллизиями нормативной базы, составлявшей законодательство о социальном обеспечении. Постоянным спутником их были противоречивость и, естественно, сложность практического применения.[11]

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по социальному обеспечению, является Социальный кодекс Германии. Перерасти в полноценный и самостоятельный акт, на наш взгляд, способствовал избыточный удельный вес нормативных актов. Принят также ряд законов, посвященных отдельным видам социального обеспечения. Отметим и то, что доля социальных услуг в совокупном общественном продукте Германии (квота) составляет свыше 30%. Почти треть услуг приходится на пенсионное страхование, более 20% – на предписанное законом страхование на случай болезни.

Социальные тенденции Германии ознаменовали собой качественно отличный этап в общественно-политическом и социально-экономическом развитии страны и ее регионов, связанный с формированием и дальнейшим успешным функционированием социального государства нового типа.

Согласно Конституции ФРГ (п. 1 ст. 20) Германия является демократическим и социальным государством, цель которого – не всесторонее обеспечение и обслуживание человека, а в формировании социального поведения. Наоборот, оно строится на индивидуальных правопритязаниях, добытых в результате собственного труда. С этой целью разработан широкий спектр социальных законов: обеспечение по болезни, старости и в связи с несчастным случаем вплоть до пособия на детей, частичная оплата жилья, по безработице. Напротив, в Российской Федерации прослеживаетсявысокая степень «огосударственности» системы социального обеспечения, так как целью нашего государство является всестороннее обеспечение и обслуживание человека, повышение уровня жизни всего населения и т.д.

Думается, следует учитывать практику Германии при определении стратегических задач и тактических целей российского государства, провозгласившего себя, по Конституции 1993 г., «социальным».

Отметим еще одну особенность. Размеры выплат зависят от территории. Существует деление на «старые земли», включающие бывшую ФРГ, и «новые земли» - бывшая ГДР. Выплаты в последних обычно несколько ниже.

Большая часть социальных услуг в ФРГ приходится на долю государства. Государственная служба социальной защиты населения представлена ведомствами, занимающимися социальным обеспечением, охраной здоровья, помощью молодежи. Безвозмездную помощь людям, оказывают также волонтеры, экономя в свою очередь государственные средства.

Необходимым элементом федеральной системы социального обеспечения наряду с пенсионной системой и системой обеспечения граждан пособиями является система социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми. Значительное внимание уделяется вопросам охраны материнства и детства.

Гарантии осуществления медико-социальной помощи закреплены законодательством. Включают: диагностическую, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами, включая выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Система льгот по системе социального обеспечения предоставляемых государством адресована ветеранам, военнослужащим и их семьям, работникам МВД и их семьям и другим некоторым категориям граждан.

В Российской Федерации переход к рыночной экономике существенно изменил социально-экономическую среду, в которой формируется и развивается трудовой потенциал. Социалистическое государство несло ответственность за экономические и социальные риски. С развитием многообразия форм собственности картина стала иной, сфера государственного обеспечения и ее возможности сократились. Отсюда несомненная необходимость создания таких механизмов и форм социального обеспечения, которые были бы адекватны новым условиям в обществе, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства и общества. Система социального обеспечения лишена его прежнего гаранта - стабильных поступлений из государственного бюджета. Бесплатные социальное услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу новой системы социальной защиты положены страховые методы. Их суть сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков среди максимально возможного числа участников; иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.