Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий подход к обучению свободному бою






Выпуск 3. Обучение свободному бою: подготовительные этапы

Общий подход к обучению свободному бою

Обучение свободному бою – квинтэссенция всей системы подготовки Кёкусин Будо-каратэ. Не случаен призыв Масутацу Оямы к своим сподвижникам: «Воспитывайте сильных бойцов!». И действительно, благодаря воспитанию сильных бойцов школа Кёкусинкай заметно выделилась среди других школ современного каратэ и приобрела широкую популярность во всем мире.

Призыв Оямы, однако, нельзя понимать слишком прямолинейно. Речь идет не просто о подготовке хороших специалистов по рукопашному бою, а о мастерах «дзэнского вида борьбы», принципы которого были возрождены в Кёкусинкай. В контексте традиционно восточных представлений свободный бой рассматривается основателем школы как вид своеобразной «религиозной тренировки», как ритуал, в котором человек оказывается на грани жизни и смерти и должен мобилизовать все свои скрытые ресурсы. Именно в этом заключается специфика Кёкусин Будо-каратэ как пути самопознания и совершенствования человека.

Однако воспитанник школы Кёкусинкай не сразу оказывается у роковой черты. Обучение свободному бою никогда не строится по принципу, когда неумеющего плавать бросают в воду и предоставляют самому себе. Образно говоря, его учат «плавать» и на «суше», и в «Спокойной воде», и в «бушующем море». С этой точки зрения обучение свободному бою как бы фокусирует на себе сопутствующие формы тренировки, подчиняет их единой цели. Поэтому процесс обучения каратэ в целом может быть рассмотрен под этим углом зрения. Ориентация на свободный бой постепенно и целенаправленно изменяет содержание всего учебно-тренировочного процесса.

Обучение свободному бою находится в зависимости от поэтапного формирования специальных навыков и от роста общего уровня подготовленности. Характерно постепенное увеличивание объема упражнений, предназначенных для непосредственного овладения навыками ведения контактных поединков. Это относится не только к основной части тренировок, но к разминочной части. Разминочные упражнения помимо своих главных функций (разогревания и настройки на предстоящую работу) постепенно приобретают новые, все более взаимодействуя с различными формами спарринга.

На начальном этапе обучения разминочный комплекс направлен на общефизическую подготовку и выносливость, занимая одну треть или половину времени занятия. На последующих этапах число разминочных упражнений либо сокращается, либо они рассредоточиваются в процессе всей тренировки (в частности, с целью переключений при работе без партнера и в парах). При достаточной подготовке иногда даже может проводиться скоростная «спарринговая» разминка на основе базовой техники или на имитации свободного боя с «тенью».

Аналогичное происходит и с ранее описанными формами работы без партнера. Постепенно задачи совершенствования стоек и базовой техники отходят на второй план, и кихон, а особенно рэнраку, выполняемые многократно и во все более интенсивном режиме, позволяют помимо улучшения общей кондиции развить специальную выносливость, скорость, координацию движений, концентрацию, дыхательный контроль, баланс и другие необходимые для свободного боя качества и навыки. В результате выполнение техники каратэ без партнера становится не только базой, но и путем к свободному бою. Постепенно все большее место занимает отработка техники в стандартной для Кёкусинкай боевой стойке – это и завершающий этап тренировки без партнера, и связующее звено со спарринговой тренировкой. Увеличение времени на работу в боевой стойке нередко сопровождается общим увеличением времени для схваток. Главными задачами здесь оказываются не только правильная форма техники и двигательная координация, но и баланс, легкость, гибкость, свобода перемещений и смен позиций, а также учет воображаемой дистанции. В результате формируется комплекс более специфических навыков, непосредственно направленных на свободный бой.

Взгляд на систему подготовки в Кёкусинкай под углом зрения обучения свободному бою позволяет разграничить (конечно, условно) основные этапы.

Подготовительный этапы связаны с формированием необходимых технических навыков, освоением ключевых элементов на основе изучения стоек, способов перемещений, базовой (в том числе комбинационной) техники в работе без партнера. Особую роль играет работа в боевой стойке, нацеленная на более специфические для свободного боя задачи. Чрезвычайно существенно также закрепление и совершенствование технических навыков в традиционных условных схватках на 3 шага и на один шаг (самбон-кумитэ и иппон-кумитэ). Они выполняются в основных стойках, где главными задачами являются сохранение правильной формы техники при взаимодействии с партнером и, особенно, развитие чувства правильной дистанции.

Основной этап: техническиезадачи – закрепление и совершенствование технических навыков в различных формах условных и свободных спаррингов.

Основной этап: тактические задачи – совершенствование навыков и ориентировка в специфических для свободного боя важнейших тактических действиях начиная от практического освоения принципов построения атаки и способов перехвата инициативы до способов ведения боя на различных дистанциях.

Выделенные этапы отражают возрастание сложности задач. Однако уже на первом году обучения они решаются взаимосвязанно. С другой стороны, решение определенной задачи на одном этапе не означает, что на следующем в этом отношении уже нечего делать. Рост мастерства в овладении специальной техникой и тактикой ведения свободного боя требует постоянного совершенствования уже освоенного (комбинаций без партнера, ката, учебных схваток и др.). Все это в конечном итоге направлено на качественные сдвиги и в самой практике свободного боя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.