Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы тренировки в боевой стойке






Работа в боевой стойке среди других форм тренировки без партнера является первым реально ощутимым шагом к свободному бою. Она включает изучение самой стойки, основных способов перемещений в ней, а также особенностей выполнения отдельных технических приемов и комбинаций.

Боевая стойка в Кёкусинкай является наиболее соответственной для борьбы – равноопорной, не слишком широкой, не слишком узкой, не слишком высокой и не слишком низкой (ориентир – длина 3 ступни, ширина – 1 ступня). Она максимально удобна для пребывания в ней, для перемещений, маневров, для атаки и защиты. Поднятые перед корпусом и согнутые в локтях руки закрывают нижние ребра и голову (наиболее уязвимую часть тела). Боевая стойка позволяет и в перемещениях сохранять защищенность, возможность атакующих действий и исходную устойчивость. Она становится своеобразным «средоточием баланса» в бою, без чего невозможны успешные действия.

Отработка техники в боевой стойке – это приведение всех приемов в «полную боевую готовность». Прежде всего, это удары руками и ногами, затем базовая и комбинационная техника в перемещениях разными способами. В целом, в обработке техники наряду с правильной формой особое значение приобретает высокая маневренность и скорость выполнения приемов при непременном сохранении баланса. При работе руками все защитные и атакующие действия при возврате в боевую стойку завершаются восстановлением исходной позиции. После ударов ногами с возвратом в стойку также важно восстанавливать положение бедер, корпуса. Работа в боевой стойке предполагает также сохранение психического равновесия. Отбор и практическое освоение разнообразной техники в боевой стойке осуществляется с учетом задач, которые возникают в учебных схватках.

Изучая перемещения в боевой стойке, следует помнить, что ноги не должны находиться на одной прямой по отношению к линии атаки и не должны ставиться близко друг к другу. В перемещениях должна сохраняться исходная устойчивость, защищенность и возможность атакующих действий.

Основной принцип перемещения в боевой стойке – быстрый подшаг с той ноги, которая ближе к направлению перемещения, и сразу подтягивание в том же направлении другой ноги, чтобы полостью восстановить исходную позицию. Таким образом, при движении вперед сначала выдвигается нога, находящаяся впереди, затем подтягивается другая нога. При движении назад, наоборот, находящаяся сзади нога, делает отшаг, а другая нога подтягивается следом (возникает небольшое «растягивание» стойки в длину и ее быстрое восстановление).

При перемещении из левой стойки влево аналогичным способом движение начинается с левой ноги и заканчивается правой, при перемещении вправо – наоборот (происходит небольшое «растягивание» стойки в ширину и ее такое же быстрое восстановление).

Проиллюстрируем перемещение из левой стойки вперед (фото 1, 2, 3) и влево (фото 4, 5, 6).

 

При отработке технических действий из боевой стойки следует помнить о реальной динамике выполнения приемов в боевой ситуации. Все стойки – это не статистические формы техники, а моментальные положения тела, ног и рук. Так, например, при атаке рукой для резкого сокращения дистанции производится выпад из боевой стойки в дзэнкуцу-дати, при защите с разрывом дистанции – уход в кокуцу-дати и нэкоаси-дати, при жесткой защите от сильного удара – переход в сантин-дати и т.д. Естественно, что идеальное выполнение стоек и технических действий в бою трудно достижимо. Однако сохранение правильного технического рисунка, полной амплитуды и скорости (вначале в тренировках без партнера, в ката, а затем при работе в парах) позволяет приучить мышцы и связки работать с запасом, который должен обеспечить достаточную легкость и эффективность выполнения приемов в свободном бою.

Выполнение технических элементов из боевой стойки целесообразно начинать с атакующих действий – с ударов руками и ногами.

Ключевым элементом при нанесении ударов руками из боевой стойки можно считать выпад в дзэнкуцу-дати с быстрым возвратом в стойку. При многократных повторениях это движение вперед (с находящейся впереди ноги) и назад (с ноги, находящейся сзади) напоминает движение «челнока». Его тактический смысл – атака с резким сокращением дистанции («вход» в противника) и быстрый возврат в стойку («выход» из зоны контратаки). В «челночном» движении огромное значение приобретает работа ног. В частности, ноги не только перемещают тело, но и благодаря инерции движения, а также движению бедра с отрывом пятки ноги, находящейся сзади, передают энергию в руку, усиливая удар. Очень важно наносить удары с полной амплитудой, включая не только бедро (с сопутствующим отрывом пятки ноги, находящейся сзади), но и плечо. Это не только увеличивает силу удара, но и дает дополнительный выигрыш дистанции. Однако сразу же после удара плечо (как и бедро) должно вернуться в нормальное положение для восстановления равновесия.

На начальном этапе отработки приемов в боевой стойке осваиваются одиночные действия: удары (ой-цуки, гяку-цуки, уракэн-ути и др.) и блоки (прежде всего 4 базовых блока). Принципы выполнения в боевой стойке атакующих действий руками лучше всего проиллюстрировать на примере ой- и гяку-цуки. В первом случае боевая дзэнкуцу-дати растягивается за счет выноса плеча, поворота бедра под 45° в ту же сторону и отрыва пятки ноги, находящейся сзади (с нее начинается возврат в исходную позицию). (Фото 7, 8, 9). Во втором случае боевая дзэнкуцу-дати вначале растягивается (подшаг ногой, находящейся впереди), а затем сокращается: в момент удара другая нога подтягивается, производится накат бедра и вынос плеча (фото 10, 11, 12). Возврат в исходную позицию стандартный.

Далее в работу включается комбинационная техника. Это, в первую очередь, комбинации типа блок + цуки, блок + ути, а также различные комбинации цуки + ути. Отработка техники в «челночном» перемещении из боевой стойки в дзэнкуцу-дати может производиться из левой и правой стойки отдельно, а также с попеременной сменой стоек. Для увеличения выносливости и скорости перемещений с ударами возможна тренировка в режиме «суперсерий» (принцип суперсерий распространяется здесь на сами перемещения, в соответствии с чем постепенно возрастает частота «челночных» движений).

Второй важный аспект работы в боевой стойке – это нанесение ударов ногами, что предъявляет к технике ударов особые требования.

При выполнении ударов ногами из боевой стойки само исходное положение отличается от статической дзэнкуцу-дати. В дзэнкуцу-дати центр тяжести уже перенесен на опорную ногу, а ударная нога, расположенная сзади, создает возможность широкого замаха.

Для нанесения аналогичного удара из боевой стойки надо сначала развернуть бедра вперед, перенести центр тяжести на опорную ногу ( как бы переходя в дзэнкуцу-дати), провести удар с выносом вперед бедра иобязательно возвратить бедра в исходное положение, т.е. снова встатьв боевую стойку. Ни в коем случае нельзя «завязнуть» ногой в партнере, стараясь до него дотянуться и сильнее ударить. При ударе следует резко выбросить бедром ногу вперед и резко (не отпуская колена) ее возвратить в боевую стойку. При ударах с перемещением вперед тело должно совершать равномерное поступательное движение.

В ударах ногами, таким образом, работа бедер играет особо важную роль – она позволяет контролировать положение тела и сохранять равновесие. Для облегчения выноса бедра в момент нанесения удара ступня опорной ноги должна поворачиваться пяткой внутрь (в начальной фазе удара разворот ступни – 45°). В момент, предполагаемого контакта нога на доли секунды должна быть выпрямлена, напряжена, стопа соответствующим образом сформирована. Быстрое перемещение с нанесением ударов ногами не должно влиять на качество их выполнения.

Отработка ударов из боевой стойки ногой, находящейся сзади, может выполняться строго на месте – то есть на месте будет оставаться (не считая разворота ступни и смещения центра тяжести) опорная нога. Тем самым внимание сосредотачивается на самой технике выполнения удара. Далее эта задача может быть совмещена с контролем воображаемой дистанции: для «входа» в противника перед ударом делается подшаг ногой, находящейся впереди, а для «выхода» из зоны контакта при возврате ударная нога производит удлиненный отшаг с последующим подтягиванием за ней передней ноги. В последнем случае возникает смещение вперед-назад «челночного» типа, отчасти сопоставимого с «челночным» перемещением при ударах руками.

Основные удары из боевой стойки ногой, находящейся сзади, – это маэ-, маваси-, ёко-гэри, а также ура-маваси-гэри. С полной «вертушкой» (то есть с возвратом в исходную позицию) выполняются усиро- и усиро-маваси-гэри. При отработке ударов строго на месте можно использовать принцип суперсерий.

В боевой стойке широко применяются удары ногой, находящейся впереди. При быстром выполнении таких ударов на месте производится подскок ногой, находящейся сзади, к ноге, находящейся впереди, а после удара и при возврате ноги на место соответствующий отскок другой ногой для восстановления исходной стойки. При этом центр тяжести удерживается почти в одном положении, а движение ног при многократном повторении ударов напоминает колебание «маятника». Проиллюстрируем это на примере маэ-гэри. (Фото 13, 14, 15, 16, 17).

 

Первоначально осваиваются одиночные удары ногой, находящейся впереди: маэ-, маваси-, ёко- и ура-маваси-гэри. Для увеличения специальной выносливости целесообразно выполнение суперсерий. После этого можно осваивать различные варианты ударов ногой, находящейся впереди, выполняемые разными способами. Например: на каждый подскок выполняется новый удар с возвратом в стойку; на один подскок выполняется серия разных ударов с промежуточным касанием земли и последующим возвратом в стойку; на один подскок выполняется серия разных ударов «на одном колене» с последующим возвратом в стойку.

Кроме отработки атакующих действий руками и ногами из боевой стойки, а также в сочетании их с блоками руками на месте большое значение в поэтапной подготовке к свободному бою имеет освоение базовой и комбинационной техники в перемещениях. В упражнениях без партнера это прежде всего наступательные перемещения.

Способы наступательных перемещений различны. В одних случаях исходная (например, левая) боевая стойка в начале и в конце серии сохраняется. Так, при выполнении гяку-цуки производится выход в боевую дзэнкуцу-дати, далее промежуточный подшаг ногой, находящейся сзади, к передней ноге, выход в дзэнкуцу-дати с гяку-цуки и уже затем возврат в боевую стойку. При выполнении ударов ногой, находящейся впереди, с подскоком при «входе» в противника нога, находившаяся сзади, после подскока остается на месте, а ударная нога мягко опускается вперед в боевую стойку, если далее нет других технических действий.

В других случаях исходная левая стойка может перейти в правую и наоборот. Это происходит при наступательных перемещениях с атаками ногой, находящейся сзади (в том числе при выполнении «вертушек» с усиро- или усиро-маваси-гэри с проходом вперед), при атаках руками (в частности, гяку-цуки) сразу с шагом вперед, при использовании «разножек» и т.д.

При выполнении более сложных в техническом или тактическом отношении комбинаций (в частности, в связи с резким сокращением дистанции, нарушением ритма атаки) естественно могут сочетаться разные способы наступательных перемещений. Один из таких «комбинированных» способов состоит в том, что после удара ногой, находящейся сзади, и прохода вперед со сменной стойки, делается быстрый промежуточный шаг другой ногой, что позволяет на мгновение восстановить исходную стойку при отступлении противника и вновь атаковать той же ногой.

В целом, в отработке технических действий из боевой стойки наряду с правильной (наиболее целесообразной, обеспечивающей эффективность приемов) формой, особое значение приобретает высокая маневренность и скорость выполнения технических элементов при непременном сохранении баланса. Для решения данных задач помимо скоростных суперсерий в тренировках используются также длительные скоростные режимы и соответствующие тесты на скорость выполнения ударов (например, гяку-цуки, маэ- или маваси-гэри ногой, находящейся впереди). Один из способов наращивания скорости и ее контроля: за 10 сек. выполнить сначала 10 ударов, затем 20, затем 30. Могут использоваться также скоростные комбинированные произвольные атаки с наступлением, «бой с тенью», имитирующий боевую ситуацию.

Отбор и практическое освоение разнообразной техники для ее постоянной шлифовки в боевой стойке осуществляется с учетом технических и тактических задач, которые возникают в учебных схватках (в частности, с выполнением защитных действий и нанесением ударов воображаемому противнику с полной амплитудой, силой и скоростью).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.