Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа и интервью как разновидность опроса






Метод беседы является одним из самых для овладения и использования. В тоже время он очень широко применяется в практике психологической работы. Беседу можно определить как метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Очень близким к беседе является метод интервью, определяемый как способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. И хотя они имеют определенные отличия, мы будем употреблять эти понятия как синонимы, поскольку коснемся лишь тех принципиальных характеристик, которые являются общими для обоих методов и необходимыми для грамотного использования их при изучении личности.

Как беседа, так и интервью предполагают прямой контакт с испытуемым. Для проведения беседы необходимо сформулировать цель, общий план и программу беседы.

Выделяют несколько различных видов беседы (интервью) в зависимости от выбранного основания классификации. Целью документального интервью является изучение событий прошлого, уточнение фактов, а цель интервью мнений - выявление оценок, взглядов, суждений, точек зрения.

Выделяют два вида интервью: стандартизированные и нестандартизированные. В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а также изменять их порядок.

Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана. Нестандартизированное (свободное) интервью - это длительная беседа может быть в течение нескольких часов, без строгой детализации вопросов, но в соответствии с продуманной общей программой.

Целью клинического (глубокого) интервью является получение сведений о мотивах, глубинных побуждениях, склонностях опрашиваемого. Фокусированное интервью направлено на выявление информации о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью можно изучить, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекций и т.п.). Причем текст информации здесь предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались: 1) в центре внимания опрошенных; 2) на периферии; 3) чего вовсе не оказалось в памяти.

Групповое интервью применяется сравнительно редко. Это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе. Индивидуальное интервью проводится в отсутствии третьих лиц. Телефонное интервью используется для быстрого зондажа мнений по широкому кругу вопросов, что позволяет получить актуальную информация от соответствующей аудитории.

Интервью, беседа - незаменимые приемы получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах их деятельности, их мнениях. Б. Г. Ананьев подчеркивал особую важность беседы, считая ее психодиагностическим методом. Как психологический метод беседа выполняет ряд функций:

-Психодиагностическая. В ходе беседы создается такая же измерительно-испытательская ситуация, как и в процессе тестирования или применения опросников, проективных методик. Психодиагност получает возможность квалификации индивидуальных психологических особенностей: уровня культуры, интеллектуального развития, профессиональных качеств и т. п.

- Коррекция способов и путей решения актуальных жизненных проблем. В процессе беседы определяются актуальные пути регуляции межличностных отношений, конфликтных ситуаций, способы ослабления эмоционалльного напряжения, усиления мотивов самоактуализации и т.п.;

- Исследование психологии человека и групп. Беседа как исследовательский метод может предвосхищать или завершать эксперимент, а также может быть самостоятельным приемом, особенно в экстремальных ситуациях, когда невозможно применять другие методы.

Общие требования к организации и ведению беседы:

· Беседа должна иметь цель. Цель беседы определяется самим обследуемым или исследователем. Степень конкретизации цели может быть различной.

· Обследуемый должен быть заинтересован темой беседы и ее результатом. С помощью вопросов исследователь развивает беседу в нужном направлении, поддерживает у обследуемого желание участвовать в беседе, высказывать свою точку зрения.

· Обследуемый должен быть убежден в том, что его не допрашивают. Исследователь выясняет мнение обследуемого, что помогает решению тех или иных вопросов.

· Обследуемый должен иметь возможность свободно высказывать личное мнение. Исследователь принимает мнение обследуемого безоценочно, без критики.

Существенную роль в надежности беседы играет поведение исследователя, его способность создавать доверительную атмосферу, владение навыками самопрезентации.

В процессе беседы исследователь (интервьюер) может совершать ряд ошибок, связанных с личностными и социально-психологическими факторами. Наиболее распространенными из них являются следующие:

1).Интервьюер может выносить суждение об опрашиваемом по аналогии с собой, при этом совершается бессознательный перенос в большинстве случаев своих собственных свойств и переливаний на другого человека.

2) Существует так называемый эффект " ореола": влияние впечатления об интервьюируемом на восприятие и оценку его частных свойств и проявлений его личности.

3) Рассмотрение интервьюером конкретного человека через призму имплицитных (наивных), с точки зрения " здравого смысла", представлений о том какова должна быть личность в основных ее проявлениях, по мнению интервьюера.

4) Возможно влияние эффекта ожиданий интервьюера, в соответствии с которыми он стремится к соответствию информации какой-либо гипотезе.

5) Существует эффект " инерционности", т.е. тенденция к сохранению однажды созданного образа опрашиваемого у интервьюера,

6) Не меньшее влияние может оказать эффект заражающего влияния интервьюера на опрашиваемого, когда первый не может скрывать свои реакции на ответы и отношение к ним, и опрашиваемый, догадавшись, «подыгрывает» ему.

7)" эффект последовательности», влияние интервьюера на последовательность полученных сведений об опрашиваемом человеке.

Условия успешности проведения беседы. Интервьюер должен быть тактичен, ненавязчив, находчив. Он должен иметь быструю реакцию и уметь «проигрывать» в уме различные гипотезы относительно возможного поведения испытуемого. Желательны такие качества, как достаточно выраженная общительность, спокойствие, уравновешенность; в то время как нежелательными являются завышенный уровень притязаний, избыток эмоциональности и импульсивности. Больший эффект при собеседовании обычно возникает, если интервьюер одного возраста с испытуемым, но противоположного пола.

Беседа начинается с установления контакта. Эта фаза беседы определяет ее дальнейшее течение и эффективность достижения поставленной цели. Знакомство на стадии контакта может быть очным или заочным, однако интервьюеру желательно знать имя собеседника (до того, как он пришел), сферу его интересов, жизненные ценности.

В начале беседы интервьюер должен продемонстрировать опрашиваемому, что он готов только слушать собеседника и для полного понимания его интересов готов отложить все свои другие дела.

Беседу лучше начать с эмоционально окрашенной ситуации (а не с анкетной информации) для того, чтобы снять напряженность и установить первый контакт. Хорошо еще в начале беседы установить атмосферу доверия и затем поддерживать ее до конца беседы.

Можно выделить два вида: открытые и закрытые вопросы.

Открытые не предполагают заранее подготовленных ведущим беседу ответов, а закрытые включают один-два (дихотомические) или несколько возможных вариантов ответов (вопросы с множественным выбором). Чем ниже образовательный уровень и выше тревожность интервьюируемого, тем труднее ему будет отвечать на открытые вопросы. В этом случае целесообразно применять дихотомические вопросы. Вопросы также могут носить характер прямых, косвенных, проективных, личных и безличных.

Чем проще, очевиднее и менее личностно значима получаемая ин­формация, тем лучше работают прямые и личные вопросы. Чем больше вероятность, что информация вольно или невольно будет искажена, тем целесообразнее использовать все формы косвенных вопросов.

Главный принцип построения беседы - рост интереса и желания отвечать. Поэтому первые вопросы должны приковывать внимание, заинтересовывать, но не должны дискуссионными. Сложность (и по содержанию и по форме) вопросов должна постоянно нарастать. Однако вопросы, требующие размышления, глубокого сосредоточения, все-таки должны располагаться в середине, а не в конце беседы, так как обычно через 15-25 минут содержательного разговора наступает утомление. Интимные вопросы должны располагаться ближе к концу, так же как и более частные. Очень важно продумать психологическую последовательность беседы: с одной стороны, вопросы должны логически вытекать один из другого, с другой - собеседник не должен почувствовать каковы же цели интервьюера.Б связи с этим в беседу целесообразно вводить " буферные" (отвлекающие) вопросы, относящиеся к другой теме или линии беседы.

Можно сформулировать ряд положений, гарантирующих условия поддержании беседы:

1) На опрашиваемого воздействуют различные индивидуальные черты интервьюера. Сверх того, воздействуют и некоторые установки самого опрашиваемого в частности, общее отношение к опросам, интервью, беседе, исследователю.

2) Опрашиваемый всегда стремится к сохранению тайны, особенно когда речь идет об интимной стороне жизни респондента. Поэтому интервьюер должен убедительно гарантировать ему сохранение тайны.

3) Стремление опрашиваемого не уронить своего достоинства. В отношении лиц, опасающихся за свое достоинство, интервьюер должен быть настроен очень чутко.

5) В том случае, если собеседник не понял вопроса психолога, его можно повторить несколько раз, но так, чтобы не вызвать беспокойства со стороны опрашиваемого. Не следует торопить его с ответом. Если время беседы ограничено, лучше ее перенести.

6) Если в ответ на какой-то вопрос психолога звучит " не знаю", следует дополнительными вопросами выяснить причину такого ответа, а затем по возможности повторить вопрос. Вопросы на одну и ту же тему целесообразно варьировать, чтобы получить более точную информацию.

7) Поведение опрашиваемых в ходе интервьюирования различно и обусловлено многими детерминантами.

Беседу целесообразно вести с глазу на глаз. Интервьюер обязан объяснить необходимость этого условия и настоять на его выполнении.

Оптимальное время проведения беседы 20-30 минут, максимум 40 минут, но в определенных случаях она может быть продлена до 1 часа - 1, 5- 2-х часов. Когда вопросы исчерпаны, нельзя резко прерывать беседу. Полезно задать несколько нейтральных вопросов, чтобы снять напряжение, поблагодарить, может быть, извиниться, если в этой есть необходимость. Не следует также спешить с уходом, поскольку именно в последний момент собеседник может рассказать о самом важном, о чем он думал в ходе беседы, но не говорил вслух, считал это очевидным, тривиальным, неинтересный или не относящимся к теме.

Фиксация результатов беседы. Процесс записи ответов – не только техническая сторона интервью. Запись интервьюера (процесс регистрации ответов) может влиять на темп беседы, может ослаблять внимание исследователя, изменять настроение респондента. Существует несколько способов ведения записи. Каждому из них присущи свои достоинства и недостатки. Целесообразно делать пометки во время беседы, но не вести полную запись. Возможна дословная запись (с помощью стенографии для тех, кто ею владеет), но с разрешения интервьюируемого. В этом случае в беседе могут участвовать два человека: один ведет беседу, второй - запись. При этом он сидит сбоку, так, чтобы его видели, но не отвлекая собеседника. Ведение протокола в этой случае не скрывается. Если же для собеседника обсуждаемая проблема является острой, интимной и может ему повредить, то лучше всего делать записи по памяти. В такой ситуации очень сильно влияние личности исследователи и, следовательно, возможны потеря и искажение информации. С другой стороны, интервьюируемый может относиться к беседе легкомысленно, если исследователь ничего не записывает.

Звукозапись позволяет максимально тщательно регистрировать ответы, дает возможность дальнейшего анализа и освобождает интервьюера от записи. Но в подобной ситуации возникают свои трудности. В их число можно включить скованность людей перед микрофоном, которая препятствует созданию искренней обстановки. Снизить эффект стеснительности может помещение магнитофона и микрофона вне поля зрения собеседника или предварительное формирование привычки беседовать в таких условиях.

Достоинства метода беседы. Беседа не имеет существенных возрастных ограничений. Диагностические возможности беседы заметно возрастают в критических жизненных условиях, в ситуациях, травмирующих психику (например, локальные военные конфликты, террористические акты, безработица и т. п.).

Существенным ограничением в использовании беседы выступает низкий профессионализм психолога, несформированность навыков ведения беседы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.