Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тестирование как разновидность эксперимента






Психологический тестпонимается как объективное и стандартизованное измерение выборки поведения. Тестрассматривается и как стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуальных психологических различий. Возможно сравнение теста со специфическим инструментом для оценивания психологических качеств личности. Тест обычно состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения.

Психологические тесты разработаны для столь широкого разнообразия целей, что сами методы тестирования значительно варьируют от теста к тесту. Существует множество континуумов, по которым можно классифицировать отдельные тесты.

С точки зрения содержания тест может измерять максимальное выпол­нение или типичное выполнение, выявлять лучший уровень, которого может достичь обследуемый, либо типичный уровень его выполнения. Тесты на максимальное выполнениепредполагают правильные и неправильные ответы; тесты на типичное выполнениеобычно оценивают различия в стилях выполнения, без использования сравнительной оценки ответов с точки зрения их эффективности.

Тесты на максимальное выполнение можно разделить на две категории: тесты способностей и тесты достижений. Чистые тесты способностейизмеряют то, что человек оказывается в состоянии делать, и обычно формулируют тестовые задания в виде проблем, непосредственным опытом решения которых тестируемый вряд ли обладает.

Чистые тесты достижений оценивают объем знаний, которые человек усвоил в процессе предшествующего обучения. Однако это различие не всегда является очевидным, поскольку тесты способностей как правило предполагают использование ранее усвоенных правил и принципов. Большинство споров, касающихся ошибок в тестах способностей, концентрируются вокруг вопроса о том, в равной ли степени все потенциальные обследуемые имели в своей жизни возможность овладеть этими предполагаемыми в качестве предварительного условия умениями.

Тесты способностей и тесты достижений можно классифицировать на континууме скорость - возможность. Чистые тесты скорости состоят из вопросов, на которые легко дать правильный ответ, но этот ответ необходимо дать быстро. Чистые тесты возможностей состоят из заданий, обычно раз­личающихся по степени трудности, которые оценивают максимальное выполнение без ограничений времени на работу с ними.

В соответствии с другим принципом классификаций можно выделить тесты действия, или «практические» и тесты вербальные, или «теоретические». Тесты действия обычно требуют явного, активного реагирования, такого как моторные и манипулятивные действия, в то время как вербальные тесты обычно предполагают письменные вербальные ответы на вопросы.

Тесты личности подразделяются на два основных типа: объективные и проективные. Объективные тесты личности, такие как Миннесотский мно­гофазный личностный опросник (MMPI), обычно включают вопросы, предполагающие ответы в форматах «да/нет» или множественного выбора, которые доступны объективной количественной обработке. Эти вопросы (или утверждения), составляющие пункты теста, часто объединяются в шкалы, измеряющие различные аспекты личности. Несмотря на объективность получе­ния оценок по отдельным шкалам, их интеграция в профили для целостного описания личности обычно предполагает привлечение субъективных суждений. Проективные тесты используют неопределенные стимулы, которые обследуемый должен интерпретировать, предположительно путем «проецирования» в эту интерпретацию отдельных аспектов своей собственной личности. Проведение и обработка проективных тестов требует специальной подготовки и значительного профессионального опыта.

Тремя основными подходами в интерпретации тестовых показателей являются нормативный, ориентированный на статистические нормы, критериально-ориентированный и инсативный. Нормативный подход используется наиболее часто и предполагает сравнение индивидуального показателя с групповым, рассматриваемыми в качестве нормы. Критериально-ориентированная система связывает уровень выполнения теста индивидуумом с абсолютными стандартами или критериями. Инсативный подход предполагает сравнение индивидуальных показателей друг с другом.

Общепризнанно, что тесты более надежны, чем наблюдение и самонаблюдение, поскольку лишены свойственной последним субъективности. Объективность психологических тестов означает относительную независимость первичных регистрируемых показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных и научных установок, субъективных суждений того, кто проводит исследование.

Объективность тестирования обеспечивается однообразием процедуры проведения теста, единообразием оценки выполнения тестов, что необходимо для получения сравниваемых с нормой результате, а также определением количественной и качественной нормы выполнения теста для сравнения показателей конкретного обследуемого лица. При использовании тестов, экспериментальных процедур исследователь контролирует фактически весь ход исследования, пытаясь поддерживать максимально одинаковые условия для всех обследуемых.

Несмотря на высокую надежность и валидность применение тестов имеет существенные ограничения.Результаты выполнения тестовых заданий зависят от неучтенных причин, в том числе от отношения к исследователю, предшествующего опыта общения с психологом, самочувствия, реальной мотивации обследуемого.

Высокая мотивация достижения успеха в выполнении задания может сказаться на фактических результатах, вызывая тестовую тревожность, которая нередко возникает в процессе тестирования и негативно влияет на успешность выполнения заданий. Вероятность ее появления особенно велика при диагностике уровня интеллекта; чаще всего тестовая тревожность возникает у обследуемых со средней и высокой выраженностью личностной тревожности. Она свойственна тем, кто предрасположен воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие их физическому существованию, самооценке или положению в коллективе. Для данной категории обследуемых выполнение тестовых заданий превращается в дополнительный стресс-фактор и сопровождается переживанием чувства тревоги, беспокойства.

Семинар № 8 Эксперимент как метод

1. Виды эксперимента.

2. Планирование эксперимента.

3. Влияние экспериментатора на результаты эксперимента

4. Тестирование как разновидность эксперимента.

5. Стандартные условия тестирования

6. Технология создания и адаптации тестовых методик

Литература:

1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие «Академия", 2006, 368 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: «Питер», 2000. – 320с.

3. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ; ЧеРо, 1997. с.172-183

4. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Под ред. Корнилова Т.В. – М.: «Инфра», 1998.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.