Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможности и ограничения применения наблюдения






Важная особенность профессионального наблюдения заключается в том, что сами свойства человека не поддаются непосредственному наблюдению. Психологический диагноз строится на основании внешне проявляющихся признаков, которые и фиксируются психологом-наблюдателем. Признаки, на которые психолог-диагност опирается и в процессе наблюдения, и во время анализа результатов, могут быть различными по своей природе и по полноте раскрытия психологических свойств.

Наблюдение может предварять экспериментальное исследование, поскольку позволяет выявлять те признаки поведения и состояния, те признаки свойств личности, которые должны быть измерены. Исследование нередко завершается наблюдением, что дает возможность подтвердить или внести уточнения в полученную информацию. Результаты наблюдения используются в качестве внешних критериев, относительно которых определяется валидность и надежность других методов.

Ограничения в применении наблюдения в психологических исследованиях связаны с надежностью получаемых результатов, поскольку сам наблюдатель может серьезно их исказить. Речь идет об ошибках, которые обусловлены индивидуальными особенностями восприятия и обобщения перцептивной информации, особенностями личного коммуникативного опыта. Среди ошибок наблюдения наиболее часто встречаются: эффект ореола, эффект ложного согласия, эффект средней тенденции, эффект первого впечатления.

Ошибка, названная эффектом ореола определяется способностью к обобщению поведения наблюдаемого человека. Результаты наблюдения за поведением человека в нескольких жизненных ситуациях переносятся на его поведение вообще, всегда и во всех ситуациях. Вокруг человека возникают ореолы: «умный», «порядочный», «общительный», «хвастливый» и т. п. Не допускается, что один и тот же человек может быть не только общительным, но и замкнутым, не только тревожным, но и спокойным и т. п., а иногда вообще не походит на себя.

Ошибка, основанная на эффекте ложного согласия, связана с тем, что наблюдатель в оценке поведения воспринимаемого человека следует мнению, сложившемуся о нем у окружающих и выражающемуся формулой «все так говорят». Эта установка ближайшего окружения переносится на наблюдаемого человека как оценка и характеристика многих людей или вообще всех, что обычно не соответствует действительности.

Ошибка наблюдения, получившая название эффекта средней тенденции связана со склонностью ориентироваться на типичное, так называемое среднестатистическое поведение человека, а не на особые, не свойственные, отклоняющиеся от привычных проявления. Нередко именно нетипичным поведением определяется своеобразие личностного портрета человека.

Ошибка, связанная с эффектом первого впечатления, возникает в основном неосознанно, в результате переноса сложившихся стереотипов восприятия на наблюдаемого человека. Существуют стереотипы восприятия мужчин, женщин, определенных национальностей, профессий, внешних данных человека. Наиболее устойчивые стереотипы, искажающие точность наблюдения: «высокий лоб — признак ума», «жесткие волосы — признак жесткого, сурового характера», «красота женщины — признак ее глупости», «все французы — легкомысленны» и т. п. «Правдивость» первого впечатления связана, прежде всего, с его силой. Первая встреча с незнакомым человеком оставляет самый сильный сенсорный след, самую сильную ориентировочную реакцию, но не дает точного определения свойств и состояний.

Для предотвращения ошибок наблюдения следует придерживаться определенных правил:

· наблюдать внешние проявления человека в течение достаточно длительного времени;

· наблюдать поведенческие проявления, соответствующие одному какому-либо свойству личности, а не личность в целом;

· наблюдать внешние проявления личностных свойств, на основании которых делается заключение о самом свойстве;

· использовать унифицированный перечень поведенческих проявлений, характеризующих наблюдаемые свойства личности, черты характера;

· обеспечить присутствие нескольких психологов, наблюдающих поведение одного и того же человека;

· использовать специальные средства для фиксации наблюдаемых поведенческих проявлений (специальные карты).

Для фиксации наблюдаемых признаков используются разнообразные способы, варьирующиеся в зависимости от объекта, предмета и ситуации наблюдения, от последующего анализа полученной информации. Психологи в основном предпочитают использовать большое количество разных карт наблюдения. Карты наблюдения разнообразны по своей форме и сложности. Наиболее простая форма карты — непараметрическая - может служить для фиксации наблюдаемого вербального и невербального поведения. В таких картах фиксируются любые замеченные невербальные и вербальные проявления коммуникативного поведения.

В параметрических картах наблюдения фиксируются признаки поведения, наличие которых указывает на выраженность диагностируемого свойства или состояния. Например, при выявлении психологической готовности ребенка к обучению в школе фиксируется коммуникативное поведение ребенка на стадии установления контакта с психологом, позволяющее судить о его социальной смелости. Такая карта содержит перечень наблюдаемых и фиксируемых поведенческих проявлений. В подобного рода карте наблюдатель фиксирует спонтанно возникающие внешние реакции и ответы, затем систематизирует и обобщает их.

Семинар № 9 Наблюдение как метод

1. Наблюдение как единственный метод интроспективной психологии.

2. Виды наблюдения в современной психологии.

3. Информационная основа наблюдения.

4. Самонаблюдение и его разновидности.

Литература:

1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб: Питер, 2000. - 560 с. - (Практикум по психологии). - ISBN 5-272-00115-Х: 55.00.

2. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального взаимодействия. – Вопросы психологии. - № 3, 1987.

3. Метод наблюдения УМП. Сост. Н. А. Ансимова. – Ярославль: ЯрГУ, 1997. – 62 с.

4. Основы психологии: практикум. - Изд. 6-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 704 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-06930-3: 165.65. - 163.90. - 166.88.

5. Практикум по инженерной психологии и психологии труда. – Л.: ЛГУ, 1983. – 206 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.