Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страшная засуха






 

В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки чёрного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нёс его по земле. Степь трескалась от жажды, трава желтела даже в долинах, многие речушки высохли, обнажив круглые камни. В полдень всё небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал её в мёртвый прах, а ветер поднимал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане. Араты готовились к перекочевке на летние пастбища.

Холурааш знал, что в ближайшее время дождей не будет, так как хорошо знал народные приметы, поэтому молился и выжидал. В начале июня, в один ясный и знойный день, Холурааш наконец-то, посоветовал провести обряд в честь Монгун – Тайги и собрать народ у её подножия, которой находилось оваа – место поклонения духам горы. В этом месте был шалаш, сложенный из веток тальника, которые ежегодно обновлялись.

Сюда пешком, на лошадях стремились люди. Чем выше, тем труднее подниматься на гору. Эндевес ходил за отцом и время от времени пил воду из когээржика (кожаная фляжка). Свой когээржик он временами давал и отцу, чтобы он не мучился от жажды. Эндевес видел, как тяжко было Холураашу. И он захотел скорее стать сильным, чтобы провести такие обряды, а папа пусть отдыхает в юрте.

Араты привозили на волах-сарлыках белый тальник и закрывали им сухие палки. Их украшали разноцветными лентами из шелка. Это оваа стояло десятилетиями. Поэтому Эндевесу оно казалось величественным и огромным. В него можно было войти, как в юрту. Внутри на земле располагались широкие и ровные камни, на которых стояли ширээ – монастырские столики, украшенные орнаментом. На них ставили самые изысканные тувинские блюда. Эти блюда подносились духам горы и тайги.

Холурааш вместе с дядей-шаманом Бадарчы провел обряд.

– Мое Черное Небо! Прошу тебя пустить нам дождя! – сказал своим мощным голосом Холурааш, попросив при этом всех повторять вместе с ним, – Мое Черное Небо! Прошу тебя пустить нам дождя!

Люди вместе с Холураашом много раз повторяли:

– Наше Черное Небо! Прошу тебя пустить нам дождя!

Вдруг на голубом небе наползли черные тучи. В этот жаркий день неожиданно, наконец-то, как из ведра полил долгожданный дождь. Народ обрадовался и поверил в сверхъестественную силу шаманов. У духов араты просили для себя всех благ: чтобы зеленела трава, не болел скот, не высыхали реки…

На другой день Эндевес опять приходил в то же место – оваа у подножия Монгун-Тайги. Вокруг оваа пустырь зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание. Блюда стояли нетронутыми. Они будут сохраняться долго, никто их не тронет.

Эндевес стал подниматься на гору выше оваа и вдруг остановился. Меж двумя тесными камнями вырос цветок. Он никогда ещё не видел такого цветка – ни в поле, ни в лесу, нигде. Он сел на землю возле цветка и спросил его:

– Тут камни! Тут почти нет глины. Как ты вырос? Отчего ты на других непохожий?

Тут Эндевес как будто услышал:

– Оттого, что мне трудно, – ответил цветок.

– Как же ты из камней, из глины вырос и не умер, маленький такой? – сказал он.

– Не знаю, – ответил цветок.

Эндевес склонился к нему и поцеловал его в светящуюся головку. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне.

Эндевесу показалось, что цветок тянется к нему, что он зовёт его к себе безмолвным голосом своего благоухания.

 

Эндевес был свидетелем того, как шаманы проводили обряд, посвященный святой горе Вечного Небесного Божества. Потом эти великие шаманы уснули вечным сном, а он пошел по их следам. Ежегодно проводил он обряд в честь Монгун – Тайги. Место для священного обряда выбирал у её подножия. С ним бывали только мужчины.

Обряд проходил, когда расцветает ледниковая роза (эдельвейс). В Монгун-Тайге издавна трогательно любили ледниковую розу, которая олицетворяла собой весну. Людям доставляло душевную радость созерцать яркие, изящные и утонченные цветы эдельвейса: они напоминали лицо красавицы. Ледниковая роза была символом бессмертия.

 

Вслед за летом наступила холодная зима, выпало много снега. Из-за этого начался повальный падеж скота.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.