Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава четвертая. Почему дети играют. Ответ очевиден






ИГРА

Почему дети играют? Ответ очевиден. Но тем не менее, стоит высказать его вслух:

потомучто им это нравится; им нравятся физические и эмоциональные переживания от игры и возможность исследовать то, что их окружает. Для маленького ребенка, у которого речевые навыки ограничены, игра служит выражением его внутренних чувств и переживаний. Игра необходима для хорошего самочувствия ребенка не меньше, чем еда и сон.

Обеспечить ребенка игрушками и материалами для игры очень важно, однако если игрушек слишком много, это, во-первых, излишние расходы, во-вторых, ребенок не на учится выбирать объекты и придумывать всякие игры с ними сам. Важно также обеспечить пространство для игр, и настало время сделать дом как можно более безопасным и убрать ценные предметы так, чтобы ребенок их не достал; таким образом вы избежите лишних огорчений и сохраните энергию для решения действительно неизбежных конфликтов между тем, что хочет сделать ребенок, и тем, что родители считают для него безопасным.

На втором году жизни дети посредством игры узнают внешний мир и учатся в нем существовать. Кроме того, сталкиваясь с внешним миром, они исследуют природу и содержание собственных чувств и возможностей. Этим они занимаются, рассматривая и крутя в руках игрушки и различные предметы быта. Они учатся, наблюдая за другими детьми и взрослыми и подражая им. Энергичного годовалого ребенка интересует все. даже, казалось, бы самые тривиальные вещи, которые для нас, взрослых, давно потеряли свое очарование. Есть что-то очень трогательное в напряженной серьезности, с которой годовалый ребенок совершает свои открытия; А.А.Мили в своей книжке про Винни-Пуха уловили показал это с большим юмором, например, в рассказе про день рожденияослика Иа-Иа, когдаПух дарит ему пустой горшок из-под меда (потому что по дороге не удержался и съел весь мед), а Пятачок — лопнувший шарик (потомучто по дороге случайно упал).

«Иа-Иа, увидев горшок, очень оживился.

— Вот это да! — закричал он. — Знаете что? Мой шарик как раз войдет в этот горшок.

—Что ты, что ты, Иа, — сказал Пух. — Воздушные шарыне входят вгоршки.Они слишком большие.Ты с ними не умеешь обращаться. Нужно воткак: возьми шарик за вере...

— Это другие шары не входят, а мой входит, — с гордостью сказал Иа-Иа. — Гляди, Пятачок!

Пятачок грустно оглянулся, а Иа-Иа схватил свой бывший шарик зубами и осторожно положил его в горшок, потом он достал его и положил на землю, а потом снова поднял и осторожно положил обратно.

— Выходит! — закричал Пух. — Я хочу сказать, он входит!

— Входит! — закричал Пятачок. — И выходит!

— Здорово выходит! — закричал Иа-Иа. — Входит и выходит прямо замечательно!

— Мне очень приятно, — радостно сказал Пух, — что я догадался подарить тебе Полезный Горшок, куда можно класть какие хочешь вещи!

—А мне очень приятно, —радостно сказал Пятачок, —что я догадался подарить тебе такую Вещь, которую можно класть в этот Полезный Горшок!

Но Иа-Иа ничего не слышал. Ему было не до того: ой то клал свой шар в горшок, то вынимал его обратно, и видно было, что он совершенно счастлив!»

При определенной свободе и возможности дети в этом возрасте способны выжать что-нибудь интересноеиз самых обычных предметов — мы, взрослые, давно этому разучились. Возможно, именно поэтому мы с таким умилением наблюдаем, как они играют. Что-то в их полной вовлеченности в занятие, которое взрослому кажется чепухой, заставляет почувствовать, что игра — не просто приятное времяпровождение, но еще и очень серьезное дело.

Всё, что нужно для игры

Наисходе первого года и начале второго ребенку доставляют счастье игрушки, которые можно плюхнуть, шлепнуть, толкнуть, хлопнуть, проткнуть, вытянуть; он наслаждается кастрюлями, крышками, ложками; после этого он может увлечься ручками, дверными звонками, ключами, туфлями; всеэто он обязательно потрогает, полижет, покусает, повернет внутрь, бросит на пол, сядет на этот предмет. Жадному любопытству годовалого ребенка и его изобретательности нет пределов. Проделывая все эти штуки, он изучает свойства предметов, как они устроены, что с ними можно сделать, для чего они служат.

К 12 месяцам у многих детей развивается интерес к сосудам и вещам, с ними связанным, например, кастрюлям и крышкам, дверям и ручкам. Многие дети в этом возрасте проводят немало времени, подобно Иа-Иа, кладя предметы внутрь и, зачастую с еще более важным видом, вынимая их наружу. Так, почтовый ящик с открытками сначала будет использоваться только таким образом, прежде чем ребенка заинтересует мысль просовывать открытки сквозь почтовую щель. Далее этот интерес распространяется на буфет; ребенок открывает дверцы и все оттуда вытаскивает.

Один мальчик, Джо, придумал игру, которая забавляла его очень долго. Он садился, в кухне на пол, вытаскивал все кастрюли и крышки и устраивал их на спине добродушной домашней собаки, лежавшей неподалеку. Время от времени собака встряхивалась и сбрасывала все на пол, вызывая у Джо приступ хохота. Анну очаровал кошкин домик. Убедившись, что кошка ушла, она садилась рядом и дергала дверцу взад-вперед, заглядывая внутрь и иногда просовывая туда различные предметы.

Игра как исследование

Класть предметы внутрь и вытаскивать их наружу доставляет такое удовольствие почти всем детям этого возраста, что нельзя не заподозрить какого-то особенного значения, которое они этому придают. Мы видели, как младенец у грудиили с бутылочкой изучает лицо матери, сначала глазами, потом руками, трогает ее пальцами или засовываетих ей в рот илинос. За прошедшие месяцы он уже изучил свое собственное тело — поковырял в ухе, поиграл, сидя в ванне, с пальцами ног или гениталиями. И мальчики, и девочки уже интересуются, чем они отличаются Друг от друга, и любопытствуют, почему они по-разному писают. Поэтому, когда ребенок кидает в чашку с апельсиновым соком хлопья, а в кастрюлю —почтовые открытки, он вовсе не старается сделать это правильно — он выясняет, что будет, если соединить различные предметы, изучает пространство и отношения между ними. Вскоре его без конца начнут забавлять всякие трюки с водой в ванне и раковине.

Наэтой стадии физическое исследование внешнего мира тесно связано с телесными переживаниями самого ребенка, и он начинает задумываться, как могут выглядеть другие люди. Такое направление его мыслям придает и опыт младенческого общения с матерью, которую интересовало, что внутри него происходит и как он себя чувствует. Но в этом возрасте ребенок использует свое воображение таким образом лишь частично. Трогательный пример изэтой области рассказала одна мать: ее дочь Джемма в 13 месяцев увидела однажды, что отец расстроен. Сама она, когда огорчалась, сосала большой палец, а другой рукой ерошила волосы на затылке. Заметив плохое настроение отца, она забралась к нему на колении, пока сосала свой собственный палец, в тоже время легонько тянула его за волосы.

Многие дети около 12 месяцев с большим интересом наблюдают, как взрослые пьют и едят, и часто хотят, например, накормить за обедом маму. Барни стоялкак вкопанный, завороженно глядя, как отец большими глотками пьетводу, — его зачаровали движения кадыка!

Играя с ребенком

Дети в этом возрасте часто стоят, внимательно глядя, что делает другой ребенок, или с ошеломляющей непосредственностью уставившись на чужую маму, которая общается

со своим ребенком в магазинеили в автобусе. Ребенка интересует, что между ними происходит, и он отождествляет их с собой и своей матерью. Ему очень понравится играть с вами, отвечая на вопросы: «Где у мамы носик? а где у Джонни носик?»; во время таких игр он учится проводить различие между собой и другим человеком и выясняет, кто и что он такое. Через несколько недель он наловчится вкладывать предметы в сосуды и вытаскиватьих наружу и станет рассуждать, какие предметы куда входят, а какие нет; теперь он будет наслаждаться, к примеру, набором матрешек, которые складываются друг в друга.Он начнет строить маленькие башни из кубиков, главным образом для того, чтобы затем с гораздо большим воодушевлением их разрушить. Разбивая и разламывая игрушки, ребенок выражает свои разрушительные эмоции в безопасной и контролируемой форме. Во второй половине этого года ему станет интереснее просовывать почтовые открытки в предназначенную для этого щель или складывать несложные картинки из кубиков. Выполняя такую задачу, ребенок приучается к чувству порядка и ощущает удовлетворение тем, чтоон умеет делать.

Для будущего, развития все еще очень важно уделять некоторое время тому, чтобы поиграть с ребенком, предпочтительно по его правилам и так, как хочется ему, возможно, даже упрощая игру.

Иногда родителям становится невтерпеж наблюдать, как их ребенок делает что-то очень неуклюже. Соблазн сделать это за него или показать, как это сделать лучше или быстрее, конечно, велик. Однако поступая так из раза в раз, вы подрываете доверие ребенка и не даете ему ни пережить разочарование, ни настоять на своем. Так обычно вела себя миссис Рамсей со своей 13-месячной дочерью Тессой. На стуле лежал меховой кролик, и Тессе была видно только его мордочка. Она быстро усмотрела в этом возможность поиграть и, улыбаясь, поползла к нему, но прежде чем она успела дотянуться до кролика, мать взяла его со стула и дала дочери в руки со словами: «Вот, покачай его». Свой гнев по поводу того, что ее опередили, Тесса выразила тем, что схватила кролика, действительно крепко его сжала, и затем отбросила в угол. Несколько минут спустя Тесса снова очень ясно показала, как ее выводит из себя материнское рвение ей помочь. Она сидела

возле коляски, в которойлежало полным-полно кубиков. Огромным усилиемТессе удалось вытащить один кубик, и она положила его на пол. Но только она потянулась за следующим, как мать быстро схватила два-три кубика и сделала башню; Тесса развалила башню рукой и громко-громко заплакала. МиссисРамсей тут же поняла, что натворила, и положилакубики обратно, извинившись перед дочуркой.

Начало игры социальной

Дети начинают играть вместе только к концу второго года; до этого они учатся играть рядом, но порознь. Для начала они, как правило, стоят, уставившись друг на друга, словно прикидывают возможности противника. Постепенно они начинают друг другу подражать, ходить следом и носить туда-сюда игрушки. Возможность общаться вне семьи с другим ребенком неоценима, поскольку дает возможность исследовать еще одинвид отношений, вдали от замкнутой и более напряженной атмосферы семьи. Между детьми из разных семей не возникает такой сильной ревности и соревнования за внимание матери.

Если ребенка приучить находиться среди других детей как можно раньше, он не только раньше ознакомится с социальными отношениями, но и лучше сумеет за себя постоять в грядущих битвах за игрушки. Нереально ожидать, чтобы ребенок в таком возрасте делился игрушками, это слишком трудный урок; сейчас его куда больше занимает выяснение, какие из вещей — его собственные, и что с ними можно делать.

Игра как вид сотрудничества

Важнейшей функцией игры является то, что она помогает ребенку преодолевать сложные жизненные эмоции — любовь, ненависть, агрессию, беспокойство. Как мы видели в предыдущих главах, ребенок все это соотносит главным образом с матерью. Теперь он больше осознает, что мать, которая его кормит и окружает уютом, и которую он любит, — это та же самая мать, которая вызывает у него ревность и агрессию, когда покидает его или что-то ему запрещает. КогдаТесса рассердилась и обиделась на мать, она крепко сжала кролика и в сердцах отбросила его подальше. На кролике она выместиласвои конфликтные чувства к матери, но безопасных способом, которым не могла насамом деле обидеть мать.

Отшвыривая игрушки и принося их обратно или требуя, чтобы это сделал кто-то еще, ребенок нередко таким образом борется со своей тревогой из-за того, что люди уходят и приходят. Чрезвычайно развлекательная игра в прятки, которую любят дети этого возраста, служит той же цели: ребенок разрабатывает определенный контроль над чужими появлениями и уходами, который ему недоступен, когда мать уходит из дому или укладывает его спать. В 13 месяцев мать Питера отправилась в магазин, а сына оставила на попечение дедушки. Как только она ушла, Питер подбежал к двери и постоял там с потерянным видом. Через несколько минут он прибежал к дедушке, и тот усадил его на колени. Питер нашел в кармане у дедушки ручку и придумал игру: он опускал ручку между сложенными дедушкиными ладонями и, когда она выскакивала и падала па пол, говорил: «Ушла». Подбирая и бросая ееснова и снова, он смеялся и подпрыгивал у дедана коленях.Он, казалось, изучал и обдумывал представление о том, что вещь можно бросить и найти, вероятно, потому, что почувствовал себя брошенным, когда мать ушла.

Известный английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт однажды сказал, что «в детских играх всегда есть элемент беспокойства». Мы видели, как Питер боролся со своей печалью из-за того, что мать ушла, превратив это в игру. Игра помогла ему избежать воздействия реальной ситуации, которую он болезненно воспринял и при этом ничего не мог сделать, и его беспокойство вылилось в такую деятельность. Когда однажды мать Зои ушла в магазин, оставив ее с отцом, Зои изобрела другую игру. Безутешно побродив по дому, она схватила старую мамину сумку, с которой ей разрешили играть, повесила ее на руку и стала заходить в гостиную и выходить обратно в коридор, говоря «До свидания!» Играя в маму, которая уходит из дому, она легче смирялась с реальностью, где она сама была маленькой девочкой, которую оставили дома.

Стресс и нежелание играть

Слишком большая тревога и стресс могут вызвать противоположный эффект и подавить или прервать образные игры с воображением. Родители Зои уехали на неделю вместе с ее старшей сестрой, а Зои оставили дома с дедушкой и бабушкой. Хотя во многих отношениях Зои пережила долгую разлуку с семьей неплохо, в ее играх пропал азарт, словно в ней перегорела какая-то лампочка. Например, как раз перед отъездом родителей она научилась сама подниматься по ступенькам, но за эту неделю разучилась и снова начала взбираться ползком. Подобным же образом, она утратила интерес к головоломкам, которые до сих пор любила и умела собирать; теперь она просто клала фигурки на доску, не заботясь о том, подходят они друг к другу или нет.

Подруга матери так рассказывалао поведении Зои: «Зои спокойно лежит, когда ей меняют пеленки, а ведь раньше она крутилась, как юла, пытаясь вскочить на ноги». Как-то она показала на окно и сказала «Оп!», и подруга вспомнила, как мать подходила с Зои к окну, чтобыпосмотреть на кран у строящегося напротив дома, и Зои говорила «Оп!», но сейчас в ее голосе звучало равнодушие.Когда ее поставилина пол,.она нашла книжку, попробовала ее, открыть, не смогла и начала вырывать оттуда кусочки бумаги и, потихоньку смеясь, разбрасывать их по полу. Затем она схватила своего мехового кролика, показала его подруге матери, швырнула на пол ито же самое сделала с другими игрушками.Она достала из своего игрушечного домика две машинки и пупса и, не выпускаяих из рук, походила по коридору, словно не зная, что бы такое придумать. Она швырнула их на пол. Затем подобрала пупса, надела его на палец и долго так держала, время от времени засовывая его в рот. После этого она уселась на лошадку-качалку и немного покачалась. Показала, что хочет слезть, и, когда ей помогли, на мгновение устроилась поиграть с домиком, но тут жевернуласьна лошадкуи опять принялась качаться.

Зои была энергичной, уверенной в себе девочкой, но в этом эпизоде, похоже, выявилось, в каком сильном напряжении она находится. Она смогла немного успокоиться, со словом «Оп!» вспомнив маму и пососав посаженного на палец пупса. Когда она подошла к игрушечному домику, то как будто была уже в состоянии поиграть, но ей уютнее было качаться на лошадке, и она вернулась туда.

Игра и взросление

С течением времени игры ребенка становятся, более образными, он начинает пробовать, например, делать то же самое, что мама и папа. И мальчики, и девочки в этом возрасте играют в дочки-матери, изображая маму, которая кормит или купает кукол. Они пытаются представлять себя кем-то другим и, для разнообразия, им нравится расстаться с образом зависимого ребенка. Кейт, в возрасте 18 месяцев, очень заинтересовалась ключами, настолько, что вскоре игрушечные ключи ее уже не устраивали — подавай настоящие, и ей дали связку старых ключей. Она проверяла, куда они подходят, и испытывала ихво всех замках и дырахили просто таскала, за собой. Однажды их обнаружили в пустой кастрюле, стоявшей в буфете. К этому времени она очень привязалась к отцу и встречала его появление вечером с великой радостью. Казалось, ей очень хочется походить на отца, о чьем приходе возвещал звон ключей в замочной скважине. Кейт также с напряженным интересом следила, как мать вставляет ключи в замок зажигания и заводит мотор. Вероятно, таким образом, она выражала еще и желание научиться как-то управлять приходами и уходами отца и матери.

К концуэтого года ваш ребенок лучше научится играть с другими детьми, и очень важно, чтобы у него была возможность это делать. Он начнет выдумывать игры «Давай, как будто...», в которых будет играть разные роли, устанавливать правила и меняться местами. Если ему будет с кем поиграть сейчас, он сможет лучше постоятьза себя в яслях илидетском саду. В течение этого, второго года жизни ребенок из младенца с ограниченным видением мира превратился в самостоятельно перебирающего ногами малыша, рвущегося в жизнь. Его эмоциональная и интеллектуальная жизнь стремительно обогащается; ваш ребенок уже похож на сложившуюся личность, и этот человечек готов приступить, к изучению мира в более широких масштабах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.