Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования безопасности при проведении спасательных работ






Поисково-спасательные работы необходимо вести группой (экипажем плавающей машины, вертолета) численностью не менее 4-х человек; при использовании обычных лодок – не менее 2-х человек.

При использовании плавсредств для спасения пострадавших в условиях наводнений и затоплений необходимо:

- при плавании на мелководье периодически проверять глубину шестом (веслом);

- для снятия плавсредства с мели раскачать его, периодическим изменяя режим работы движителя (гребного винта, водомета) вперед-назад с перекладом руля в крайние положения;

- расхождения плавсредств в узких местах производить левыми бортами на малой скорости;

- в условиях плохой видимости во избежание возможных столкновений плавсредств идти следует со скоростью, для которой выполняется условие , то есть длина тормозного пути Sv при даче полного хода назад не должна превышать половину дальности визуальной видимости D;

- при использовании самоходных плавсредств на быстром течении, в зависимости от направления и скорости течения, точно рассчитывать скоростной режим движения, режим маневрирования, при необходимости производить швартование за местные устойчивые предметы;

- использование несамоходных плавсредств на быстром течении не рекомендуется;

- при использовании резиновых надувных лодок воздерживаться от плавания в условиях ледохода, при наличии острых предметов в воде; не допускать попадания на резиновые части кислот, щелочей, горючих материалов и др. агрессивных жидкостей;

- при использовании понтонно-переправочных средств руководствоваться пределами их применимости (табл. 3.1);

- подходить к спасаемым с наветренной стороны с таким расчетом, чтобы инерцию движения погасить на расстоянии 3-5 м от них;

- в условиях значительного волнения следует избегать положения установки плавсредств бортом к волне;

- при эвакуации материальных средств особое внимание уделяется устойчивости их на палубе.

Т а б л и ц а 3.1

Пределы применимости плавсредств

№ п/п Плавсредство Скорость течения, м/с Волнение, балл Минимальная глубина, м
1. Надувная лодка   1-2 0, 4
2. Десантная лодка     0, 4
3. Катер 2-5 2-4 0, 8
4. Паром 2-4 2-3 0, 8-2

При использовании средств спасения необходимо:

а) при подаче спасательного круга с берега:

взять круг с внутренней стороны, принять положение устойчивого равновесия, сделать 1-2 размаха на уровне плеча с таким расчетом, чтобы он упал плашмя на близком расстоянии от тонущего;

б) при подаче спасательного круга с катера на ходу:

соблюдая положение устойчивого равновесия, бросать круг со стороны того борта, каким катер подходит к тонущему;

в) при подаче спасательного средства со шлюпки:

встать в середине так, чтобы средняя банка была между ног, лодку развернуть кормой или носом к тонущему, затем бросить круг;

при подаче спасательного конца Александрова надеть малую петлю на левую руку, а в правую взять большую петлю с поплавком, набрать 4-5 шлагов троса и, приняв положение устойчивого равновесия, сделать 2-3 круговых размаха, бросить его поплавками вверх по направлению к тонущему.

При снятии людей с затопленных зданий, сооружений, деревьев с использованием плавсредств необходимо:

- подходить к зданию (дереву) на малой скорости, против течения, с безопасной стороны;

- замерить глубину воды на подходе и непосредственно у здания, убедиться в отсутствии подводных препятствий;

- надежно закрепить плавающее средство;

- закрепить страховочный трос для страховки спасаемых при посадке;

- при невозможности подойти к дому (дереву) вплотную для посадки использовать плавающий мостик (канаты) или посадка производить вплавь, женщин и детей страховать спасателями;

- посадка осуществлять по одному;

- поднимать пострадавших на борт плавсредства в условиях сильного ветра со стороны подветренного борта, в месте, укрытом от действия ветра и волн;

- запрещается перегружать плавающее средство сверх установленной грузоподъемности, садиться на борта, ходить и меняться местами во время движения; размещение спасенных осуществлять в строгом соответствии с указаниями старшего;

- всем спасенным по мере посадки немедленно надеть индивидуальные спасательные средства, разъяснить требования безопасности, поддерживать строгую дисциплину; спасателям размещаться вдоль бортов и на корме;

- при высадке пострадавших отметить время прибытия;

- при движении в зоне затопления вести наблюдение в целях исключения столкновений с затопленными местными предметами, плывущими льдинами, бревнами, деревьями, предупреждения повреждения и перевертывания плавсредств.

При спасении людей с затопленных зданий с помощью вертолета необходимо:

- спасение людей с помощью вертолета проводить при ветре не выше

- 10 м/сек, видимости не менее 2 км и температуре в пределах +50 - -20°С;

- вертолет должен быть укомплектован комплектом средств спасения, медикаментами, медицинскими средствами для оказания первой медицинской помощи при травмах, а в холодное время – средствами обогрева пострадавших;

- при взлете и посадке вертолета запрещается находиться ближе чем 50 м от точки посадки (взлета);

- перед высадкой спасателям использовать страховку;

- при спуске внимательно следить за расстоянием до земли, приземление производить пружинисто на ноги;

- при возникновении в ходе спуска крутящего момента развести руки в стороны до прекращения вращения;

- в процессе выполнения операции по спуску и подъему строго выдерживать место и высоту зависания вертолета;

- подъем физически здоровых людей осуществлять сидя с помощью десантного сидения, раненых и больных – с помощью подвесной десантной системы на носилках;

- подвесная система при подъеме носилок должна быть короткой, расстояние между лебедочным крюком (карабином) и нижней частью носилок - не более 80-90 см;

- подъем с поверхности воды по веревочной лестнице производить с высоты не менее 15-20 м (при меньшей высоте возникают значительные волнения водной поверхности от работающего винта вертолета);

- находиться на веревочной лестнице одновременно не более 2-м человекам (пострадавший и страхующий его спасатель).

При спасении пострадавших с верхних этажей и крыш затопленных зданий с помощью лестниц необходимо:

- плавсредство, с которого производиться установка лестниц, не должно дрейфовать, должно устойчиво стоять на якоре или быть зашвартованным за местный устойчивый предмет;

- установку лестниц проводить двумя спасателями, которые должны проверить надежность ее установки;

- укрепить спасательный страховочный крюк на выше расположенном этаже путем забрасывания его в оконный проем или на балкон;

- осуществить поочередной подъем спасателей, используя для страховки трос от страховочного крюка;

- при завершении подъема каждого из спасателей на очередной этаж он обязан отцепить страховочный трос, используемый при подъеме, и сбросить его для страховки очередного в группе;

- закрепить карабин спасательного пояса за надежный предмет на этаже;

- спуск пострадавших, в зависимости от их состояния, осуществлять по лестницам, лестницам-штурмовкам, с помощью спасательной веревки; находиться на лестнице должно не более 2-х человек, один из которых – страхующий спасатель;

- запрещается спрыгивать с лестницы на плавсредство при спуске спасателей (пострадавших) с помощью спасательного троса.

При спасении пострадавших с помощью спасательного троса необходимо:

- верхний конец грузового троса крепить за прочный, устойчивый предмет в помещении здания; трос проводить через неострые кромки (края) предметов, подкладывать защитные приспособления;

- потравливание при спуске проводить двумя спасателями в защитных рукавицах, соблюдая положение устойчивого равновесия;

- при спуске в «петле» держаться двумя руками за трос, во избежание вращения идти шаг за шагом вниз по стене; спасателями на плавсредстве производить оттяжку от стены с помощью другого троса;

- при спуске в «грудной перевязи» спасательный трос должен плотно прилегать к телу, точка перехлеста концов должна быть на уровне лопаток.

При спасении пострадавших, находящихся на поверхности воды, из под воды вплавь необходимо:

- перед прыжком в воду снять с себя лишнюю одежду, вывернуть карманы, выбрать кратчайшее расстояние до тонущего с учетом направления течения, сделать глубокий вдох, совершить прыжок в воду, не производя глубокого погружения;

- подплывать к тонущему сзади и брать его за голову или подмышки. Если тонущий схватил спасателя за руки, препятствуя буксировке, сжать кисти своих рук и резким движением повернуть их в сторону больших пальцев тонущего. Чтобы освободиться от захвата за туловище спереди, упереться коленом в живот тонущего, ладонью нажать ему на подбородок и резким толчком ноги оттолкнуть от себя. Для освобождения от захвата за шею сзади – толкнуть тонущего под локоть и повернуть его руку назад за спину;

- если тонущий скрылся под водой – определить место поиска по последнему появлению тонущего на поверхности с учетом течения. Если тонущий лежит на грунте лицом вниз, подплывать к нему следует со стороны ног, если он лежит вверх лицом, подплывать следует со стороны головы. В обоих случаях следует брать пострадавшего под мышки, удерживая над собой. Для всплытия – оттолкнуться от грунта и вынести спасаемого на поверхность, затем осмотреться и кратчайшим путем доставить его к берегу или плавсредству;

- при спасении вплавь спасатель должен быть прикреплен к плавсредству страховочным фалом;

- плавая против волн при спасении пострадавших следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее. Можно набрать воздуха при большой волне и нырнуть под нее. Попав на волну, необходимо следить за тем, чтобы вдох приходился в промежутках между ударами волн;

- в случае попадания в быстрое течение не следует с ним бороться (это приводит к потере сил), спокойно плыть по течению и выбрав время и место, приблизиться к берегу, плавсредству;

- для предупреждения переохлаждения не превышать допустимо безопасное время пребывания в воде, периодически проводить перерыв между спусками;

- спасение пострадавших вплавь производить при глубине потока до 1, 5 м и скорости течения до 2 м/с.

При проведении спасательных работ на быстром течении:

- место спуска должно находиться выше по течению на расстоянии 4-5 м от места работы под водой, плавсредство, с которого производится спуск, должно быть закреплено (не должно дрейфовать);

- спуск производится по спусковому концу. Для передвижения к месту нахождения пострадавшего под водой применять ходовой конец, прикрепленный к балласту спускового конца, и металлический штырь (на мягких грунтах);

- при спусках с берега для обследования дна реки предварительно с одного берега на другой должен быть проложен проводник с помощью шлюпки или линемета.

При проведении спасательных работ в ветреную погоду:

- спуск разрешается проводить при волнении не более 3 баллов. При этом

- необходимо прочно удерживать плавсредство на месте за счет увеличения держащей силы якоря;

- во время спуска постоянно наблюдать за положением плавсредства. Если оно начинает дрейфовать, спуск прекращается. Плавсредство устанавливается так, чтобы борт (корма), с которого проводят спуск, находился с подветренной стороны.

При проведении спасательных работ ночью:

- осветить светильниками и прожекторами место работ и прилегающую водную поверхность так, чтобы сигнальный конец и выходящие на поверхность воды пузырьки были хорошо видны;

- для обнаружения пострадавших под водой пользоваться подводными светильниками.

При проведении спасательных работ в затопленных помещениях:

- перед спуском изучить расположение подвальных помещений, коридоров, ответвлений, лестничных пролетов и т.д.;

- при первом спуске необходимо завести ходовой конец для последующих спусков и возвращения из затопленных помещений;

- в сильно заваленные помещения спускают одновременно двух пловцов для помощи друг другу. Один выполняет работу, другой страхует его и находится в таком месте, откуда удобно поддерживать связь с работающими и с поверхностью, при необходимости применяется подводное освещение;

- запрещается трогать, убирать и перемещать предметы (мебель, конструкции, трубы, двери, балки и т.п.), которые поддерживают поврежденные и обрушившиеся стены, перекрытия и другие элементы поврежденного затопленного помещения, подвала.

При спасении пострадавших, провалившихся под лед, необходимо:

- прежде чем сойти с берега на лед, внимательно осмотреться, наметить маршрут движения. Опасно выходить на лед с крутых берегов, в тех местах, где река имеет быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, тростников, где ручьи впадают в водоем или около берега бьют ключи, в местах стока в водоем теплых промышленных выбросов;

- при оказании помощи провалившимся под лед приближаться к нему лежа, с раскинутыми в стороны руками и ногами, опираясь на шест или доску; при использовании лыж, они должны быть отстегнуты, петли палок на руки не наматывать;

- для оказания помощи пострадавшему используют доски, лестницы, шесты, веревки, багры. Если этих средств под руками нет то два-три спасателя ложатся на лед и цепочкой передвигаются к тонущему, удерживая друг друга за ноги, а первый подает ему ремень, одежду и т.п.

При спасении зимой вплавь необходимо:

- перед погружением в воду освободиться от верхней одежды и обуви;

- голову держать, при возможности, вне воды, т.к. она является основным потребителем тепла;

- превозмогая неприятные и болевые ощущения в руках и ногах, обращать основное внимание на грудь, сохранение тепла в которой определяет выживание человека в воде;

- предотвращать появление судорог и потерю сознания напряжением воли, нанесением себе уколов (укусов) и др. болевых раздражений;

- при буксировке пострадавшего пользоваться теми же приемами и способами, что и при буксировке на воде в обычных условиях.

При спасении пострадавших на мелководье необходимо:

- работы проводить только в спасательных жилетах;

- в пешем движении соблюдать осторожность, шестом упираться со стороны напора воды и прощупывать дно водной преграды, чтобы не упасть в яму, при возможности смотреть на противоположную сторону, неподвижный предмет, не опуская глаз на воду;

- при скорости течения свыше 1 м/с и глубине выше колена производить страховку веревкой, которую крепить к неподвижному, устойчивому предмету, к зашвартованному (бросившему якорь) плавсредству;

- при небольшой ширине водного потока производить, при возможности, натягивание страховочной веревки, во избежание чрезмерного растяжения (обрыва) веревку сдваивать;

- использовать плавсредства, при возможности самоходные, с небольшой осадкой (надувные, десантные лодки); в подозрительных местах проверять глубину шестом; при посадке на мель производить снятие с помощью шестов, весел, спасателей за бортом, " раскачиванием" – периодическим изменением режима работы двигателя (вперед-назад) с перекладкой руля в крайние положения;

- при использовании автомобилей, инженерной и другой техники руководствоваться следующими допустимыми глубинами переправы (табл. 3.2);

Т а б л и ц а 3.2

Допустимая глубина преодолеваемого брода, м

Марка техники Скорость течения
более 2м/с до 1м/с
Газ-66 0, 6 0, 9
Зил 131 0, 8 1, 4
УАЗ-469 0, 4 0, 6
Урал-375 1, 2 1, 5
КрАЗ-255 1, 2 1, 5

- переправу на колесной и гусеничной технике проводить на малой скорости, не переключая передачу и не изменяя направления движения, колесным машинам преодолевать переправу под углом к течению с отклонением в низовую сторону. При необходимости дно со слабым грунтом укрепляют наброской камня, укладкой хвороста или фашин, загруженных камнями, специальными покрытиями. Для вытягивания застрявшей техники на безопасном месте должен находиться тягач.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.