Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пергамская школа.






Рядом с александрийской художественной школой стоит пергамская, процветавшая в период среднего эллинизма. Пергамские цари поддерживали культурные связи с Афинами, подчеркивали свое уважение к их традициям. Главным божеством Пергама стала богиня Афина. Цари Пергама создали не только библиотеку, соперничавшую с александрийской, но и настоящий музей искусства. Они скупали картины и статуи греческой работы и заказывали копии. Так были скопированы картины Полигнота в Дельфах, портрет Александра Лисиппа и многие другие.

Художественные традиции Скопаса и Лисиппа являлись ведущими в Пергаме. Портрет Аттала I поразительно похож на портрет Александра Лисиппа, но пышная шевелюра придает более эффектный вид пергамскому царю.

Исключительный градостроительный и архитектурный интерес представляет сам го­род Пергам — столица Пергамского царства, расцвет которого относится к первой половине 2 в. до н. э. Город на­ходился у подножия крутого холма. Выше, над городом, главенствовал Акрополь, от­дельные части которого размещались вее­рообразно на террасах, составлявших по­добие огромной, постепенно спускающей­ся лестницы. На самом верху была цита­дель, ниже располагались дворцы, храмы и, наконец, общественная торговая пло­щадь — агора.

На склонах Акрополя расположен ог­ромный театр и стоя — галерея для прогу­лок.

На Пергаменом акрополе были построе­ны в течение 3—2 вв. до н. э. два дворца с большими перистильными дворами в центре. Залы дворцов были облицованы мрамором, полы украшены мозаиками. Славилась мозаика работы Сосия, назы­вавшаяся «Невыметенный пол». Изобра­жены были иллюзорно скорлупа оре­хов, косточки дичи и рыбы, кожура фруктов.

Среди архитектурных комплексов Пергама наиболее знаменит прославленный алтарь Зевса (около 180 г. до н. э.). Пер­вый ярус, служивший ему основанием, представлял собой подиум девятиметровой высоты, на боковых и задней стенках его был развернут грандиозный скульптурный горельефный фриз. На западной стороне подиума находилась широкая лестница, которая вела во второй ярус, к жертвенни­ку, занимавшему здесь центральное поло­жение. Верхняя площадка (ее размеры 37, 7x34, 6 м) ограничивалась со всех сторон ионической колоннадой. Таким образом, она также представляла собой столь типичный для эллинистической ар­хитектуры перистильный двор.

Пергам не раз отражал нашествие галлов, и эти события были дважды
запечатлены в памятниках искусства. По заказу Аттала I в 220 г. до н. э.
была создана серия скульптур в честь победы греков над варварами.
В этих произведениях ярко выразились характерные черты пергамской школы. Бронзовые группы, созданные при Аттале I мастерами Эпигоном, Пиромахом, стояли на Пергамском акрополе, а их повторения были выставлены на южной стороне Афинского акрополя как дар богам за победу.

Развитие пергамского стиля мы видим в большом фризе алтаря Зевса (Рис. 191), помещенного на его цоколе (высота 23 м, длина около 120 м). Фриз был исполнен группой скульпторов, но по единому композиционному замыслу. Тема фриза — гигантомахия (Рис. 192). Кроме богов Олимпа, в битве принимают участие ряд божеств, извлеченных или из старых легенд или вновь придуманных; На западной стороне были изображены божества водной стихии, на южной —: боги небес и небесных светил, на восточной, главной, — олимпийские боги и на северной — ночь и созвездия. Всего насчитывается около 50 фигур богов и столько же гигантов. Фигуры выполнены в очень высоком рельефе, почти в круглой пластике. Боги изображены в полный рост, большинство гигантов помещено в нижней части фриза, у многих из них вместо ног змеи. Изображена яростная битва в самом разгаре; в стремительном темпе наносят друг другу удары противники.

Этот памятник — еще один образец ор­ганического синтеза архитектуры, пласти­ки и цвета. Размещение скульптурного фриза на цокольной части сооружения не свойственно греческой архитектуре. Здесь следует видеть влияние искусства Двуре­чья, в частности ассирийских дворцов.

В Пергаме также процветала живопись. Литературные источники называют кар­тину на тему битвы с галлами. Среди стенных картин Помпеи и Геркуланума можно найти такие, которые и по сюжету, и по ряду деталей изображений, и по ху­дожественному стилю могут считаться ко­пиями с пергамских оригиналов. Из Геркуланума происходит большая стенная картина, которую связывают с пергамскои живописью. Это Геракл и его сын Телеф, которого кормит лань (Рис.193).

Для пергамской школы характерны драматичность ситуации, динамика действия; патетичность, усложненное композиционное построение, сильная пластическая форма, богатая игрой светотени.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.