Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родосская школа.






Третьим большим художествен­ным центром эллинизма был остров Родос. Художественная жизнь Родоса имела дав­нюю традицию, еще в 8—6 вв. до н. э. здесь процветали керамические мастер­ские.

Город Родос, в северной части острова, построенный в конце 5 в. до н. э., играл в эллинистическую эпоху значительную экономическую и культурную роль. Здесь работали живописец Протоген и ученик Лисиппа скульптор Харес. Этот смелый мастер создал одно из семи чудес древно­сти — колосса Родосского. Огромная, до 30м высотой, бронзовая фигура бога сол­нца Гелиоса опиралась ногами на берега гавани, но уже в 227 г. до н. э. статуя раз­билась при землетрясении.

К родосской школе 3 в. до н. э. причисяют и знаменитую статую Нике Само­фракийской (Рис. 194), стоявшую в виде победного монумента на скале остро­ва Самофракия (в северной части Эгейского моря). Богиня в стремительном порыве как бы взлетает с постамента, оформлен­ного в виде носа корабля. Могучие кры­лья раскрыты за ее спиной, тонкая одеж­да, плотно прилегая, обрисовывает строй­ное тело.

На Родосе работали в конце 2 в. до н. э. скульпторы Аполлоний и Тавриск, родом из малоазийского города Траллы. Копия их произведения — «Казнь Дирки», или так называемый «Фарнезский бык», най­дена была в Риме. Сюжет этой группы навеян трагедией Еврипида «Антиопа». Мифоло­гические герои Зет и Амфион мстят Дирке за оскорбление их матери. Они хотят привязать Дирку к рогам дикого быка. Стремление мастеров показать свою вир­туозность в ракурсах, в точности передачи анатомического строения идет за счет ясности и цельности композиции. Несмот­ря на мастерское исполнение каждой фигуры, произведение кажется перегру­женным, нарочито усложненным. Следует отметить выбор сюжета: момент взят тра­гический— обреченность Дирки, неизбеж­ность страшной казни — вот идея этой скульптуры.

Таким же настроением безнадежного отчаяния и смертельного ужаса проник­нута знаменитая группа Лаокоона с дву­мя сыновьями, созданная Агесандром, Полидором и Афинодором в середине 1 в. до н.э. (Рис. 195). Небольшой алтарь с драпировкой служит опорой для фигур Лаокоона и младшего сына, уже падаю­щего от укусов змей. Страшная неминуе­мая гибель всех троих выражена различ­но: старший сын еще не чувствует мук и с ужасом смотрит на отца, который дела­ет отчаянные попытки бороться со змея­ми, младший сын уже не держится на но­гах, он гибнет. Особенно удачна фигура Лаокоона при виде гибели своих сыновей его физические муки усугубляются ду­шевными страданиями. Дыхание его прерывается, кажется, что он издает вопли, лицо искажено нечеловеческими муками. Поверхность лица и тела передана очень дробно, с явным желанием показать, вы­делить каждый отдельный мускул. Такая измельченность формы резко бросается в глаза и несколько разбивает общее цель­ное впечатление. Не совсем удались ху­дожникам фигуры сыновей: их пропорции уже взрослых юношей не соответствуют масштабу фигур. Композиция носит ха­рактер рельефа, и положение главной фи­гуры явно заимствовано с фриза Пергамского алтаря, именно с фигуры Алкионея. Правая рука Лаокоона реставрирована, она была в таком движении, как у гиган­та, то есть согнута к голове, что придавало более замкнутый плавный характер обще­му силуэту всей группы. Лаокоон открыт в развалинах терм Тита в Риме в 1506 го­ду и долго считался наряду с Аполлоном Бельведерским вершиной греческого ис­кусства.

Искусство эллинизма в значительной мере определило развитие античного искусства в последующие века. Рим и его провинции, далекие Индия и Средняя Азия испытали самое сильное его влияние. Глубина и широта эллинистического искусства давали возможность другим народам с самостоятельной культурой находить в нем для себя адекватные образы, художественные приемы. Искусство эллинизма - необходимый фундамент для развития культур народов, входивших некогда в империю А.Македонского.

IV. Список литературы.

1. История искусства зарубежных стран под ред. М. Доброклонского. М., 1981.

2. Афанасьева В., Луконин В. Малая история искусств. Искусство Древнего,

Ближнего Востока. М., 1978.

3. Искусство стран Востока. Книга для учителя. Ред. М. Василевский. М., 1986.

4. Верман К. История искусства всех времен и народов. М., 2000. Т.1.

5. Искуссвто стран и народов мира. T.l. M., 1970.

6. Афанасьева в., Луконин в, Искусство Древнего Ближнего Востока. М.,

1976г.

7. Искусство стран Востока. Книга для учителя старших классов.

Ред. Василевский В. М, 1976 г.

8. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1: от древних времен до 16 в. Очерки. 5 изд; стереотип. - М., Искусство 1985 г.

9. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.:
Искусство, 1987.

10. Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства: Сб. статей, М: Наука, 1977.

11. Винкельман И.И. История искусства древности. М., 1933.

12. Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа. Л.: Аврора, 1975.

13. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1966

14. Всеобщая история архитектуры Т. 2. М., 1956

15. Полевой В. Искусство Греции. В 2-х тт. М., 1984

16. Виппер Б. Искусство Древней Греции. М., 1972






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.