Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Александрийская школа.






Из новых эллинистических центров ранее других стала играть ведущую роль Александрия (Египет). Здесь работали мастера разных направле­ний. Одни художники, продолжая тради­ции Праксителя, создавали образы идеаль­но прекрасных богов и богинь, другие, ис­пользуя великие реалистические достиже­ния Лисиппа в области пластической ана­томии, композиционных приемов (Рис. 183), изображали в бытовом жанре маленьких детей, стариков и старух, даже типы с физиче­скими недостатками (Рис. 184, 185).

Кроме культовых статуй, в Александрии получила распространение многочислен­ная декоративная скульптура, садово-пар­ковая и для украшения как дворца, так и частного дома.

Одним из излюбленных образов элли­низма, в особенности александрийского искусства, становится образ Афродиты, но сущность его по сравнению с пониманием классического времени изменяется. Афро­дита в эллинистическом искусстве приоб­ретает характер гораздо более человечный: она более кокетлива, жеманна, иногда и легкомысленна: богиня остается по-преж­нему прекрасной, но утрачивает велича­вость олимпийского божества. Афродита, так называемая Медицейская, работы сы­новей Праксителя — Кефисодота Младше­го и Тимарха композиционно близка Афродите Книдской Праксителя, но отли­чается более легкими пропорциями и главным образом иной характеристикой образа. Особенно интересны в таком же плане подлинные эллинистические рабо­ты — это статуи Афродиты из Кирены (Рис. 186).

К кругу александрийских мастеров при­надлежат и статуи старушки пастушки и старика пастуха. Это старые, утомленные работой люди с натруженными руками и ногами. Их сухое старческое тело, вздутые жилы, согбенные плечи даны почти нату­ралистически. Такие фигуры стояли в воль­ерах в парках и должны были дополнять впечатление уголка сельской местности.

Такого рода скульптурой является груп­па мальчика, борющегося с гусем (Рис.187) Маленький мальчик, здо­ровый, жизнерадостный, схватил гуся за шею; тело ребенка передано с поразитель­ной реальностью. В стиле Боэфа выполне­но большое количество изображений де­тей, например прекрасная статуэтка мальчика с уткой (Рис. 188).

К периоду позднего эллинизма относит­ся аллегорическая группа, изображающая реку Нил в виде возлежащей грузной мужской фигуры и играющих около него 16 малюток, символизирующих 16 локтей подъема воды. Отдельные фигурки детей очень выразительны, они выполнены в духе скульптура Боэфа. Ста­рец Нил с длинными мягкими, как бы струящимися волосами, лениво и спокой­но возлежащий, облокотись на сфинкса, превосходно воплощает могучую египет­скую реку. На задней стороне пьедестала низким рельефом изображен большой нильский пейзаж, воспроизводящий, веро­ятно, один из живописных ландшафтов Египта.

В портретном искусстве александрийского круга господствует форма идеального портрета классического периода. Показателен в этом плане портрет исполненный на знаменитой камее из сардоникса портретами Птолемея II и Арсинои (Рис.189) образы идеализированы. Такая трактовка портрета отчасти за­висит и от того, что в Александрии очень быстро были восприняты особенности цар­ской власти в Древнем Египте, с обожеств­лением царя, с изображением его в виде идеального существа.

Крупнейшим эллинистическим центром была Александрия Египетская в дельте Нила, основанная Александром Македон­ским в 332—331 гг. до н. э. и спланиро­ванная родосским архитектором Дейнократом. Периметр города достигал 15 миль (почти 24 км). Александрия имела регу­лярный план и непосредственно связыва­лась с портом. На морском мысу был по­строен огромный маяк — знаменитый в ан­тичные времена Фарос, который является одним из семи чудес света. Высота его до­стигала 140 м, огонь маяка наблюдали за 48 км от Александрии.

Архитектурная композиция Фаросского маяка определялась сочетанием трех по­степенно уменьшавшихся в сечении при­зматических объемов, как бы нанизанных на одну вертикальную ось. Геометрически очерченный четкий силуэт, пропорцио­нальность частей, огромные размеры — все это обеспечивало выразительность это­го исполинского инженерного соору­жения, постройка которого была бы технически невозможна в более ран­нее время.

В Александрии реалистическое ис­кусство 4 в. до н. э. получило свое даль­нейшее развитие в живописном портрете, в ландшафтной живописи и в карикатуре. Именно в Александрии был разработан так называемый нильский пейзаж, где на фоне берегов Нила действуют комические фигурки пигмеев (Рис.190). Этот сюжет стал впоследствии очень популярен в римской стенной живописи в мозаиках.

Живописец Переик (хотя происхожде­ние его точно неизвестно), вероятно, так­же работал в Александрии. Он изображал цирюльни, башмачные мастерские, осли­ка с поклажей, писал натюрморты. За со­держание своих картин он получил в древ­ности прозвище Живописец мусора. Од­нако этот низменный жанр имел огром­ный успех не только в эпоху эллинизма, но особенно в Риме.

Александрийская школа является одним из ярких примеров эллинистического искусства. В искусстве чувствуется применение научных знаний. В образах созданных мастерами этой школы видна перемена в изображаемых образах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.