Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государства как основные субъекты МП.






 

Основная особенность международного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения. Будет правильным также сказать, что международно-правовой облик других участников международных отношений также в значительной мере определяется государствами.

Именно поэтому с позиций международного права государство является основным первичным субъектом с универсальным статусом, т.е. субъектом, в компетенции которого находятся все вопросы международных отношений и который, в отличие от других, обладает государственным суверенитетом.

Суверенитет – одно из важнейших отличительных политико-юридических свойств государства, которое представляет собой сочетание верховенства государственной власти на его территории и его независимость в сфере международных отношений. Однако суверенитет государства не носит абсолютного характера и не означает, что никто извне не может. Время абсолютного и исключительного суверенитета прошло. Его теоретическая концепция никогда не подтверждалась реальной жизнью. Можно сказать, что пределы внутренней компетенции государства сегодня определяются международным правом и все что регулируется им не может считаться относящимся исключительно к ней.

Помимо суверенитета другими важнейшими признаками государства, необходимыми для его образования и существования являются население, территория, и власть. Первое представляет собой «физическую основу» государства, а вторая охватывает пространственную сферу, которая контролируется третьей.

Определенные юридические последствия для международно-правового статуса государства влечет форма его государственного устройства. С этой точки зрения различают унитарные (простые) и федеративные (сложные) государства.

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права и вопроса о международной правосубъектности его составных частей в этом случае не возникает. Вместе с тем это не исключает возможности существования особых торговых, экономических и культурных связей между отдельными его (чаще всего, пограничными) территориями, которые устанавливаются в рамках национального законодательства соответствующих государств и заключаемых между ними международных соглашений.

Сложнее обстоит дело с федеративными государствами. Проблема здесь состоит в том, что члены федерации (республики, области, провинции, штаты, земли и др.) обладают значительно большей внутригосударственной самостоятельностью по сравнению с административно-территориальными единицами унитарных государств, что позволяет отдельным исследователям полагать, что они также способны обладать и определенной международной правосубъектностью. Решение указанного вопроса зависит сегодня от внутреннего и, прежде всего, конституционного права соответствующего государства. Так, например, конституционные акты ФРГ и Австрии наделяют субъекты этих стран - земли, правом заключать в строго установленных пределах договоры с иностранными государствами. При этом они достаточно жестко определяют рамки, объем и цели международной правосубъектности членов федерации. Известна практика заключения международных соглашений отдельными провинциями Канады, а также штатами США, Австралии и кантонами Швейцарии. Подобные возможности существуют и у субъектов Российской Федерации. Способность субъектов РФ выступать в качестве самостоятельных участников международных и внешнеэкономических связей косвенно подтверждается в пункте О ст. 72 Конституции РФ, который определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится, среди прочего, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. П. 1 ст. 1 Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» № 4-ФЗ от 4 января 1999 г. также устанавливает, что «субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно - территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств».

Правовой статус субъектов РФ в международных отношениях необходимо рассматривать как результат волеизъявления российского государства в целом, который определяется и ограничивается рамками Конституции РФ и федеральных законов. Так, например, субъекты Российской Федерации не обладают собственной таможенной территорией, и поэтому они не могут заключать соглашения с иностранными государствами относительно принципов и режима внешней торговли, точно так же как и соглашения по другим вопросам, отнесенным к исключительному ведению России (территория; определение статуса государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа; финансовое и валютное регулирование и др.).

Помимо унитарного государства и федерации и качестве разновидности формы государственного устройства некоторые исследователь выделяют еще конфедерацию. Однако конфедерацию вряд ли можно рассматривать в качестве самостоятельного субъекта международного права, так как она представляет собой союз государств, объединившихся на основании договора для решения определенных задач (общей обороны, торговых отношений и т.п.). При этом каждое государство-участник конфедерации сохраняет свой суверенитет и международную правосубъектность. Об определенной международной правосубъектности конфедерации можно говорить лишь в тех случаях, когда в ее ведение передаются вопросы осуществления внешних сношений. В целом же практика показывает, что такие образования нестабильны и существуют непродолжительное количество времени.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.