Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 13. Психология характера.






Суть этого занятия заключается в том, чтобы на основе теоретических положений, рассмотренных ранее, проанализировать конкретно-практические ситуации, дав им интерпретационную характеристику и ответив на соответствующие вопросы.

Анализ ситуаций осуществляется с опорой на схему, которая приведена в Методических рекомендациях.

Ситуации для работы:

 

Ситуация 1. Ниже представлены описания личности различных людей.

Пример 1. Людмила И., 18 лет. Восторженная, любящая музыку, поэзию, природу. Отношение ко всему окружающему небезразличное. Она борется за отличную успеваемость, но, по ее собственным словам, «слишком переживает успехи и неуспехи». Эти свойства характера в особенности проявляются в ее отношении к людям. Она не всегда беспристрастно оценивает их. Обидчива, всегда насторожена и вместе с тем исключительно чутка и добра. Очень инициативная девушка, решительная, нередко импульсивная. Яркая, «романтичная натура», «открытая душа», доверчивая и непосредственная. Прекрасная общественница. Лучше всего чувствует себя в работе. (По Н.Д. Левитову.)

Пример 2. Виктор С., 18 лет. Характеризуется своей яркой общественно-политической направленностью. Мечтает о военной службе. Много и настойчиво работает, особенно интересуется историей. Во всякую работу вносит планомерность, точность, аккуратность. В борьбе за успеваемость, а также с ошибками некоторых товарищей проявляет большую твердость. Виктор – глубоко принципиальный и требовательный к себе, настойчивый, упорный. (По Н.Д. Левитову.)

Пример 3. Клава В., 18 лет. Основная жизненная цель – учиться отлично и в дальнейшем на работе всегда быть передовиком. Планомерно идет к осуществлению поставленной цели. Всегда рассудительна, «трезва» – все делает осознанно и вдумчиво. Про нее говорят, что даже во время упражнений по ритмике она сохраняет серьезное, «математическое» выражение лица.

Задание 1. В приведенных характеристиках выделите волевые, интеллектуальные и эмоциональные черты характера. 2. Укажите, по каким признакам можно это установить.

 

Ситуация 2.

Педагог с любым типом темперамента может быть, например, требовательным. У холерика и сангвиника эта требовательность обычно выражена более четко, проявляется более энергично. А у преподавателя-флегматика и меланхолика она более постепенная, хотя и не менее глубокая, результативная… Для учебного процесса одинаково ценны все хорошие преподаватели, независимо от их темпераментов. На основе каждого из темпераментов могут формироваться хорошие характеры. Однако это не исключает возможности и прямо противоположных случаев.

Задание 1. В какой связи находятся темперамент, характер личности и эффективность ее деятельности? 2. Чем объяснить, что к темпераменту не приложимы личностные и социальные характеристики типа хороший – плохой и т.п.? Дайте письменный ответ на предложенные задания.

 

Ситуация 3. Ниже представлены верные и ложные теоретические положения о природе характера.

Положение 1. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.

Положение 2. Характер человека присущ ему от рождения, он не зависит ни от воздействия социальной среды, ни от желаний самого человека, он устойчив и никакими усилиями его нельзя изменить или исправить.

Положение 3 Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы изменить и переделать…Каждый человек ответственен за проявление своего характера, и каждый человек в состоянии заняться самовоспитанием

Задание 1. Провести сравнительный анализ данных точек зрения. 2. Определите, какие высказывания истинны, а какие ложны.

 

Ситуация 4. Ниже представлены описания личности различных людей.

Пример 1. Юра Б., ученик VIII класса. Ведет себя развязно, подчеркнуто недисциплинированно, преднамеренно говорит громко, старается острить, насмешить остальных учащихся. Когда посторонние входят в класс, нарочно громко здоровается, отвешивает шутовской поклон. Во время урока преднамеренно стремится показать себя с плохой стороны. На протяжении двух лет мальчику внушали, что он «тяжелый». И он привык к этой роли. Если учитель делает ему замечание, то он распускается еще больше. Он считает, что все ему можно: ведь он тяжелый.

Пример 2. Гена В., ученик X класса. Бездельник, высокомерный юноша, считающий себя «современным молодым человеком». Он бестактен, развязен, груб. У него нет серьезных жизненных целей. Больше того, он иронизирует над одноклассниками, борющимися за хорошую и отличную успеваемость, считая их скучными и неинтересными. Гена любит рассказывать о чем-то сенсационным из жизни актеров, что в конце концов оказывается сплетней, выдавать себя за знатока в футболе и т.п. По своим способностям мог бы хорошо учиться, но из-за лени и пренебрежительного отношения к учению, к школе, учится посредственно. Он считает, что такой парень, как он, «в жизни не пропадет», оценивает себя как человека ловкого, практичного, умеющего устраиваться. На него большое влияние оказал старший брат, ловкач и пройдоха, который часто говорил Гене: «Я не тратил время на зубрежку, а в жизни преуспеваю». Отец Гены давно ушел из семьи, мать беспомощная в вопросах воспитания женщина. (По Н.Д. Левитову.)

Пример 3. Алла М., ученица IX класса. К учебной работе относится небрежно, отстает по ряду предметов. Однако у нее преувеличенное мнение о своих способностях. Она прямо об этом не говорит, но чувствуется, что рассчитывает только на свои способности, которые всегда «вывезут». У нее какое-то нездоровое, ироническое отношение ко многим товарищам, она любит рисоваться, оригинальничать. В общественной работе почти не участвует. Ей дома и в школе часто говорили: «Ты очень способная, но мало работаешь». И это одна из причин ее самомнения. (По Н.Д. Левитову.)

Пример 4. Саша Д., ученик V класса. Страдал косоглазием, и одноклассники постоянно насмехались над ним. Это приводило Сашу в бешенство. Он озлобленный, агрессивно настроенный мальчик, замкнутый. За насмешки одноклассники не раз были биты им.

Пример 5. Ваня Л., ученик IX класса. Нецелеустремленный и очень пассивный, вялый, флегматичный юноша. Он плохо учится, часто пропускает занятия, безразлично относится к тому, что волнует его товарищей. Физически Ваня здоровый юноша, толстяк, часто улыбающийся, благодушный, невозмутимый, но, по словам классного руководителя, «такой лентяй, что непонятно, как он добрался до IX класса». Ваня воспитывался у бабушки, в значительной мере был предоставлен самому себе. В школе к этому «благодушному» мальчику относились слишком либерально. (По Н.Д. Левитову.)

Пример 6. Нина Н., ученица IX класса. Единственная дочь в семье, прошедшей сложный, извилистый путь. Мать Нины – человек недалекий – считает себя принадлежащей к числу «избранных», муж потакает всем ее прихотям, хотя за свою жизнь она не проработала ни одного дня. С ранних лет Нине внушали мысль о том, что «труд – удел неспособных» и что она, конечно же, к этому разряду не относится. Ее оберегали от труда, сквозняков, занятий спортом и довели до того, что к моменту вступления в младший подростковый возраст она была уже не в меру болезненной и не в меру избалованной. «Грязной» работы гнушалась, к одноклассникам относилась свысока, общественной работой соглашалась заниматься только при условии, что ей будут гарантированы определенные привилегии. (По А.П. Краковскому.) [10, 181]

Задание 1. Определите, какое из условий (повышенная самооценка, свойства темперамента, отношение преподавателя к ученику, отношение к ученику в семье, социальная оценка коллективом, взаимоотношения в семье, взаимоотношения в классном коллективе) имело решающее значение в формировании характера в каждом из примеров.

2. Дайте обоснование своего выбора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.