Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация






Появление телевизионного гида было предопределено. Согласно переписи 1970 г., телевидение в домах амери­канцев распространено больше, чем ванны или телефо­ны. В 1970 г. 95, 5% из 67, 7 млн. домов имели телевизор ц почти 30% имели два или больше телевизоров4.

Главная задача «ТВ Гайда», конечно, после получения прибыли состояла в том, чтобы информировать эту огром­ную аудиторию о программах, предлагаемых имеющимися телевизионными каналами. Судя по всему, это обыкно­венная информационная служба, деятельность которой вряд ли можно было бы назвать манипулятивной, если не принимать в расчет функции коммерческого телеви­дения и задачи большинства коммерческих издательств в Соединенных Штатах.

Напомним, что основная задача коммерческого теле­видения — завоевывать массовую аудиторию для рекла­модателей. Различные программы выступают лишь в ро­ли «заполнителей» между рекламными сообщениями.


Редактор телепрограммы «Вераети» пишет: «Зритель не клиент, а лишь потребитель телевидения. Рекламода­тель покупает его, как покупают стада рогатого скота, — 2 доллара 50 центов за тысячу оптом, от 4 до 8 долларов за тысячу племенных (молодых мужчин, молодых жен­щин, подростков — в зависимости от того, какой товар продается)» 5.

Коммерческое издательство — это еще один способ ловли аудитории на рекламируемые товары. В случае с телегидом прекрасно сочетаются рыночные функции коммерческого телевидения и коммерческого издатель­ства. Журнал помогает загонять аудиторию страны в те­левизионные «загоны» и при этом заставляет их про­честь десятки страниц рекламного издания. (Примеча­ние для скептиков: объявление на всю страницу супер­обложки порадовало счастливым известием: «Начиная с девятого декабрьского номера за 1972 г. телегид стано­вится четвертым в истории издательского дела журналом с ежегодным доходом от рекламы в 100 млн. долл.»6.)

Таким образом, предоставление телегидом места для рекламы товаров потребления можно рассматривать в двух измерениях. Во-первых, он сам по себе является каналом для передачи информации, во-вторых, он вы­ступает в роли дудочника в пестром костюме *, замани­вающего массовую аудиторию обратить внимание на чер­но-белые и цветные рекламные картинки и приобрести товар.

Еженедельно по стране продается 17, 5 млн. номеров телегида. Журнал можно увидеть на расположенных воз­ле кассиров полках в 350000 продовольственных мага­зинах Соединенных Штатов и Канады. Его распростра­няют все основные поставщики продовольственных това­ров... Один из обозревателей заметил: «Домашней хозяйке ничего не стоит прихватить пятнадцатицентовый жур­нал и бросить его вместе с консервными банками и па­кетами. «ТВ Гайт4 — такой же основной продукт пита­ния, как соль и кукурузные хлопья»7. «Ридерс дайд­жест», хотя и выходит большим тиражом, все же являет­ся ежемесячным изданием. «ТВ Гайд», именно потому что он выходит каждую неделю, является, возможно, «самым характерным (наиболеечитаемым) журналом в стране»8.

* Герой поэмы американского поэта Браунинга. — Примеч. пер.


Представляя определенное удобство для телезрите­лей, «ТВ Гайд» оказывает «услугу», которую многие аме­риканцы считают не только безвредной, но и несомненно полезной — «он никому не делает вреда и нравится мил­лионам» 9. Он информирует общественность о том, что имеется в наличии. Но принимая коммерческое телеви­дение как естественный и нужный институт и используя собственную информационную службу для усиления авто­ритета коммерческого телевидения, «ТВ Гайд» превра­тился в соучастника небывалого обмана. Предлагаемые им услуги используются для манипулирования умами, а значит, служат дополнительным инструментом порабо­щения сознания. Его собственные, ориентированные на получение прибыли императивы делают это неизбежным. Он также является придатком корпоративной экономики и наживается за счет того же потребительства.

«ТВ Гайд» в силу своих связей с другим средством информации превосходит по уровню доходов все прочие коммерческие издания. Как и все коммерческие издания, основные доходы телегид получает от рекламы. Количе­ство и качество рекламы в свою очередь определяет ти­раж (продажу). «ТВ Гайд» добивается огромного тира­жа с помощью бесплатной телевизионной рекламы. «Те­лестанции бесплатно предоставляют журналу время для рекламы в обмен на рекламу телепрограмм, помещенную на его страницах» 10.

При таком преимуществе телегид превращается в зо­лотую жилу. Однако при таком положении вещей про­цветание журнала полностью зависит от благополучия индустрии коммерческого телевидения. Любое событие, угрожающее, по мнению владельцев коммерческого те­левидения, их балансу, должно быть немедленно призна­но опасным для казны телегида. Происходит это даже не потому, что журнал сам по себе является продажным, а просто в силу стопроцентной зависимости его тиража от доброй воли и платежеспособности владельцев ком­мерческих телестанций.

Доходы от рекламы, получаемые от компаний, кото­рым журнал предоставляет свои страницы, еще больше закрепляют связи журнала с корпоративной экономикой. К таким компаниям относятся прежде всего известные производители товаров потребления — автомобильные и нефтяные компании, концерны по производству продо­вольственных товаров, алкогольных и безалкогольных


напитков, корпорации по производству хозяйственных товаров и, как это ни удивительно, производители товаров, рекламе которых закрыт доступ на телевидение: начиная с 1971 г. — сигареты и до 1972 г. — «гигиенические сред­ства» для женщин.

Обязанный корпоративной экономике за доходы от рекламы и бесплатное паблисити, «ТВ Гайд» полностью отдает должное своим благодетелям, выступая в роли рыночного инструмента и одновременно источника «ней­тральной», а на деле способствующей манипуляции ин­формации.

Как по форме, так и по содержанию «ТВ Гайд» пол­ностью повторяет обозреваемое им средство массовой информации, почти не высказывая по отношению к нему никаких критических замечаний. Каждые семь дней в пе­чатном виде представляются стандартные наборы теле­представлений, общественные деятели и знаменитости, спортивные события, легковесные дискуссии с редкими отступлениями для «серьезных вопросов». Остро обыгры-вается светская болтовня о средстве информации и до­вольно часто появляются «своевременные» статьи о «по­литике Федеральной комиссии связи», дабы создать впечатление (ложное) об обеспокоенности интересами об­щества. Выдавая существующее за желаемое, журнал пы­тается поддерживать интерес к телевидению. Телевикто­рины, светская хроника и кроссворды сосредоточивают внимание на выпущенных в эфир программах. Короче, «ТВ Гайд», прикрываясь информационной деятельностью, узаконивает то, в чем следовало бы усомниться.

При анализе содержания редакционного материала журнала исчезает даже намек на нейтральность. И все же отход журнала от объективности остается незамет­ным для большинства его многочисленных читателей. Не­способные, в силу воздействия всей системы массовой информации, сосредоточить внимание на какой-либо од­ной проблеме, большинство читателей телегида пропус­кают яркие, короткие, написанные доступным для чита­теля языком статьи о передаче телеизображения с по­мощью спутников, кабельном телевидении, Федеральной комиссии связи, европейском телевидении или о будущем кассетного телевидения. В любом случае основное содер­жание журнала — поддержка существующей формы ком­мерческого ТВ — нельзя не уловить даже без чтения «серьезных» статей. Упомянутое содержание восприни-


мается автоматически, стоит только пролистать журнал. Заголовки, реклама, фотографии, цветная печать, фраг­ментарность подачи материала и одобрительные коммен­тарии делают свое дело.

Те, кто читает тематические статьи и передовицы журнала, нисколько не сомневаются в приверженности телегида коммерческой системе телевещания и потреби­тельскому обществу в целом. Обычная телевизионная сеть — это бесплатное ТВ; кабельное ТВ — платное п. К предложениям о контррекламе относятся неодобри­тельно. Поддерживающая это начинание Федеральная торговая комиссия (ФТК) подверглась критике в серии статей под названием «Революция в ФТК». Точка зре­ния Клея Уайтхеда, директора Управления по политике в области телекоммуникаций главного советника прези­дента Никсона по вопросам политики в области инфор­мации, цитируется и полностью поддерживается: «Неко­торые считают рекламу средством, с помощью которого промышленный комплекс манипулирует потребителем и ориентирует общественное мнение на цели, далеко выхо­дящие за рамки простого приобретения рекламируемых товаров... Некоторые полагают, что американскому наро­ду навязывается потребительский образ жизни... По-мо­ему, именно эти идеи лежат сегодня в основе деятельно­сти ФТК» 12.

Общественное радио и телевидение, которые редко отличались мужеством и вряд ли представляют угрозу коммерческим станциям, тем не менее служат предметом нападок со стороны одного из авторов телегида, счита­ющего их «несбалансированными», страдающими «диа­трибами», «чрезвычайно левыми» и «идеологически предвзятыми». Автор призывает к чистке их руковод­ства 13.

Примерно в таком же духе редактор «ТВ Гайда» тре­бует у западноевропейских телекомпаний отчета за демонстрацию программ, критикующих «без должной ме­ры» институты Америки м. И уж вообще без всяких ого­ворок высмеивается телевидение стран Восточной Ев­ропы 15.

И все же все эти материалы второстепенны по отноше­нию к главной задаче журнала — еженедельному воспе­ванию коммерческого ТВ. Постоянно и самозабвенно поч­ти карманпого размера журнал служит типичным образ­цом фрагментации и потребительства, так успешно


содействующих манипуляции сознанием в условиях корпо­ративной экономики. По окончании теленедели заканчи­вает свое существование и очередной номер «ТВ Гайда». К сожалению, не так бесследно исчезает оставленный им на психике читателей-зрителей след, последствия кото­рого мы пока еще не в состоянии полностью измерить.

«Нэшнл джиогрэфик»: география






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.