Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главе 4






ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ: УКРЕПЛЕНИЕ СТАТУС-КВО

В Соединенных Штатах, стране, где увеличивающаяся производительность труда позволяет рабочей силе иметь все больше свободного времени, отдых и развлечения представляют собой растущие отрасли индустрии, обла­дающие огромным, хотя и совершенно неосознаваемым влиянием. По сути почти всегда утверждается, что они вообще не оказывают никакого влияния. Объяснение этого удивительного отрицания требует анализа.

Хотя в развлекательной продукции фабрик слова и образов (Мэдисон-авеню — Голливуд) представлены все мифы, на которые опирается манипуляция сознанием, все же в мире сфабрикованных иллюзий преобладает один, главный миф: представление о том, что отдых и развлечения не имеют рыночной стоимости, не имеют точки зрения и существуют, так сказать, вне социального процесса.

Необыкновенно разнообразный аппарат обработки со­знания, включающий все известные формы массовой культуры — комиксы, мультфильмы, кино, телевизионные и радиопредставления, спортивные соревнования, газеты и журналы, — полностью пользуется преимуществами этого абсолютно ложного представления. Информацион­ная индустрия выдает на-гора товары для отдыха и раз­влечения, отрицая в то же время всякое воздействие своей продукции, за исключением, возможно, минутного эска­пизма и счастливого состояния расслабленности.

Ярким примером сказанному служит различие, про­водимое между телевидением и учебным, или, как его недавно назвали, общественным, телевидением. В соот­ветствии с этой противоречащей здравому смыслу дихо­томией, твердо проповедуемой создателями развлека­тельных программ, по собирающим наибольшую аудито­рию каналам коммерческого телевидения не передается ничего, что способствовало бы повышению уровня обра­зования, за исключением новостей и документальных фильмов. Понятие, согласно которому развлекательные


программы не относятся к образовательным, можно оха­рактеризовать как одно из величайших очковтнрательств в истории. Эрик Бариоу, историк американского радио­вещания, писал по этому поводу: «По-моему, само поня­тие «развлекательные программы» является вредным. Считается, что развлекательные программы совершенпо не затрагивают важных, волнующих мир проблем, а все­го лишь служат для заполнения часа потехн. На самом деле в каждом художественном произведении заложена какая-либо идеология. Художественные произведения мо­гут влиять на формирование мнений людей значительно больше, чем документальная литература» '. Конечно же, это замечание справедливо не только по отношению к те­левидению.

Нелегко проследить процесс поглощения продукции и образов индустрии развлечения структурами человече­ского восприятия. Однако довольно легко объяснить, ка­кое влияние на человека оказывает все, что он читает» видит или слышит. Для целей нашего исследования доста­точно определить идеологию корпоративной экономики, пронизывающую «чистую» развлекательную продукцию в Америке. Можно продемонстрировать, что содержание и форма развлекательных сообщений не только не лише­ны рыночной стоимости, но и специально создаются для пропаганды доминирующего институционального миро­воззрения и поведения. «Массовые развлечения, — пишет Эрик Барноу, — в основном пропагандируют статус-кво» 2.

В этой главе анализируются три важных и предста­вительных культурно-информационных института, отри­цающих какую бы то ни было идеологическую направ­ленность своей деятельности: «ТВ Гайд», «Нэшнл джио-грэфик» и «Уолт Дисней продакшнз, инкорпорейтед» — корпорация, выпускающая большую часть диснеевской продукции. По причинам доступности и наличия мате­риала для анализа была избрана печатная продукция. Я уверен, что анализ телевизионной, радио- или кино­продукции дал бы аналогичные результаты. Ибо, несмот­ря на утверждение Маршалла Маклюэна об уникально­сти каждого из средств информации по отношению к основным ценностям системы, прослеживается единая ос­нова информационного потока. Маклюэн ошибочно утвер­ждает, что «средство информации само по себе есть со­общение», па самом деле все средства информации пе­редают одно и то же сообщение, только каждое придает


ему собственную форму и стиль. Нельзя сравнивать вли­яние, оказываемое на читательскую аудиторию исследова­тельским журналом, и воздействие на зрителей переда­ваемого по телевидению матча профессиональных фут­больных команд. Характер и реакция, вызываемая этими сообщениями, слишком далеки друг от друга. Однако можно измерить и сравнить заложенное в них социаль­ное содержание сообщения. Показывается ли в перерыве матча профессионалов перелет самолетов ВВС, позво­ляющий тридцати миллионам зрителей косвенно участво­вать в замаскированном под развлечение восхвалении военных? Пишет ли исследовательский журнал о военно-морских силах США как о «мирной мощи»3, рассказы­вая своим читателям о благотворительном, оздоровля­ющем обстановку воздействии маневров американского флота?

Именно эти взаимосвязи нужно исследовать, как бы трудно ни было намерять их воздействие аа аудиторию. Нужно измерять и оценивать кумулятивное воздействие на потребителя информации всех связанных раздражите­лей, передаваемых по различным информационным ка­налам.

«ТВ Гайд» —«нейтральная»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.