Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четыре восторга






Цель всех наших усилий состоит в том, чтобы обрести опыт вместерождённого блаженства и объединить его с мудростью. Блаженство имеет много градаций, но нас интересует блаженство стадии завершения, на которой ветры входят, затихают и полностью растворяются в центральном канале. Жар внутреннего огня и энергия растворения ветров заставляют энергию кундалини в теменной чакре плавиться, после чего она медленно стекает по центральному каналу в горловую, сердечную, пупочную и, наконец, тайную чакру. Попадая в эти четыре чакры, нисходящая кундалини порождает четыре восторга. Четвёртый из этих восторгов как раз и представляет собой переживание вместерождённого блаженства.

Такое блаженство достижимо только в Тантре, его нельзя обрести без присущей физическому телу энергии кундалини. Лама Цонкапа вполне определённо высказывается по этому вопросу.

Впервые мы слышим о четырёх состояниях блаженства кундалини во время посвящения ануттарайогатантры. Это восторг, великий восторг, необыкновенный восторг и вместерождённый восторг. Получая посвящение, мы лишь мысленно представляем эти состояния блаженства, а в медитации туммо можем испытать их наяву.

Процесс порождения четырёх восторгов начинается с проникающей концентрации на а-тунге. Это пробуждает внутренний огонь, заставляющий ветры входить, стабилизироваться и растворяться в центральном канале. Лама Цонкапа пишет, что внутренний огонь должен быть разожжён как в пупочной, так и в тайной чакре. Жар плавит кундалини в теменной чакре, и она медленно стекает вниз по центральному каналу. Цонкапа указывает, что нормальным является именно медленное течение кундалини, сдерживаемой силой растворения ветров. Растянутое во времени движение энергии — это то, что нам нужно.

Теменная чакра наполняется энергией, и весь мозг заполняет блаженство. Тягучая, как мёд, кундалини стекает в горловую чакру, и вы чувствуете восторг — первый из четырёх. Проникнув в горловую чакру, удерживайте там энергию и наслаждайтесь блаженством, объединённым с мудростью недвойственности.

Затем кундалини медленно стекает из горла к слогу «ХУМ» в сердечной чакре, вызывая великий восторг. Пребывая в сердечной чакре, снова объединяйте это особое блаженство с мудростью.

Объединённая женская и мужская энергия кундалини течёт вниз к а-тунгу в пупочной чакре, где она вызывает необыкновенный восторг. Умом, полным этого блаженства, созерцайте шуньяту. Почувствуйте прикосновение к единству универсальной реальности.

Из полной блаженства пупочной чакры энергия стекает ещё ниже через тайную и срединную тайную чакры, наполняя и их блаженством кундалини. Постепенно она достигает конечной тайной чакры и вызывает вместерождённый восторг. Этот четвёртый восторг — пик блаженства, сверхнаслаждение. Вместерождённое блаженство полностью объединяется с недвойственностью и действительно становится мудростью шуньяты, переживанием ясного света.

Опытный практик не потеряет ни капли кундалини, после того как ветры вошли, стабилизировались и растворились в центральном канале, а кундалини расплавилась и стекла вниз до самой конечной тайной чакры. Когда ветры, которые обычно двигаются по всему телу, полностью растворяются в центральном канале, не остаётся ничего, что могло бы вытолкнуть кундалини наружу.

Важно понять ход мысли ламы Цонкапы по этому вопросу. Йогическое сосредоточение даёт возможность контроля и тем самым обеспечивает правильное течение кундалини. По мере того как энергия медленно стекает по центральному каналу, непременно возникает глубочайшее блаженство четырёх восторгов, достигая своего пика в момент появления вместерождённого блаженства стадии завершения, когда поток кундалини достигает конечной тайной чакры.

Во всех текстах, освящённых данному вопросу, говорится, что после полного растворения всех четырёх первоэлементов появляется белое видение, сопровождающее вхождение энергии в тайную чакру. Красное видение появляется, когда кундалини достигает срединной тайной чакры, а чёрное — как раз перед тем, как ей предстоит достигнуть конечной тайной чакры. Всеединство ясного света йогин переживает в тот момент, когда кундалини входит в конечную тайную чакру.

После переживания четырёх восторгов вы обращаете энергию вспять и поднимаете её из конечной тайной чакры вверх по центральному каналу, чтобы пережить четыре восторга в обратном порядке. Пройдя через срединную тайную и тайную чакры, энергия кундалини последовательно возбуждает пупочную, сердечную и горловую чакры. На каждой стадии вы созерцаете непрерывно возрастающее блаженство. Наконец, кундалини достигает теменной чакры и полностью заполняет её энергией блаженства. В уме вспыхивает чистейшее осознание недвойственности, вы испытываете полное и окончательное удовлетворение. Переживание блаженства во время восходящего течения кундалини ещё интенсивнее, чем когда она стекала вниз.

Мудрость вместерождённого великого блаженства

Наконец, ветры вошли, установились и растворились в центральном канале, и практикующие испытали четыре восторга в прямом и обратном порядке. Поскольку все застывшие идеи, предпосылки, на которых основывается рассудочное мышление, пресечены, можно сказать, что в этот момент они переживают мудрость за пределами понятий. Но с философской точки зрения то состояние мудрости ясного света, которое переживают йогины, когда впервые начинают прерывать и отбрасывать рассуждения, пока является понятийным, потому что всё ещё не полностью охватывает сущность недвойственности. Между практикующим и реальностью как бы остаётся разделяющая их тончайшая шёлковая ткань. Вот почему после этого первоначального проблеска ясного света йогины должны продолжать созерцать, пока не достигнут его полной, тончайшей реализации. И всё же, с другой стороны, можно сказать, что их ум вышел за пределы понятий, потому что восемьдесят видов деятельности омрачённого ума уже пресечены на корню, а сами они вступили в состояние полного и совершенного покоя.

Это состояние единства вместерождённого блаженства и мудрости шуньяты воистину несравненно. Даже опыт постижения мудрости шуньяты в сутраяне не идёт ни в какое сравнение с переживанием этого тонкого сознания, охватывающего недвойственность. Обычно грубый ум так пронизан омрачениями, что в нём не остаётся места для функционирования тонкого ума. Созерцание внутреннего огня пресекает все грубые представления и пробуждает очень тонкое сознание ясного света, с которым мы в обычном состоянии не соприкасаемся сознательно.

На определённой стадии достижения осознания блаженства очень важно «отпустить» этот процесс, дать ему продолжаться самопроизвольно. Вы должны прервать рассудочную деятельность, перестать умничать и стараться сохранять одно лишь проникающее осознание, свободное от каких бы то ни было представлений. Все четыре основные школы тибетского буддизма — кагью, ньингма, сакья и гелуг — единогласны в этом вопросе. Все традиции одинаково придают большое значение развитию внеконцептуального ума. Это означает, что мы должны созерцать его изначальную недвойственную природу.

Омрачённый, оперирующий относительными понятиями, мечтательный и двойственный ум далёк от изначальной природы ума, которая чиста, как горный хрусталь. Мы скрываем её под покровом иллюзорной двойственности, но эти фантазии никогда не смогут слиться с ней в единое целое. Наша истинная природа всегда чиста по определению. Вся её сила — в неизменной чистоте.

Абсолютная полнота нашей изначальной природы не имеет в себе таких относительных явлений, как лицо, руки, ноги и так далее. Внутри изначальной реальности нет места для проявления нашего самосожалеющего воображения; здесь оно исчезает само собой. Пробуждение — полное отсутствие самосожалеющего воображения — есть абсолютная истина, общая для всех существ. Так пусть же всё идёт своим чередом, а вы пребывайте в осознании и постигайте эту изначальную природу.

В то же время старайтесь реализовать взгляд мадхьямаков на шуньяту: мои ноги — это не я, мои руки — не я, мой ум — не я. Не нужно думать, что у вас совсем нет опыта переживания шуньяты. «Какая ещё шуньята? Я и слова-то такого не знаю, не говоря уж о методах её созерцания». В какой-то степени каждый из нас переживал ясный свет. Например, он сопровождает смерть; уж чего-чего, а умирали мы с вами не раз и не два. Кроме того, каждый раз при засыпании вы проходите через это состояние. А ещё вы переживаете ум ясного света во время оргазма. В такие минуты застывшие представления самосожалеющего ума рушатся естественным образом. Подобной утраты представления о реальности объектов вполне достаточно для того, чтобы говорить о наличии у каждого из нас опыта переживания шуньяты.

Переживайте интенсивное сверхосознание недвойственности. Оказавшись в пространстве, где объекты эмоционального пристрастия сведены к нулю, объекты познания отсутствуют, а объектов злобы нет и в помине, прикоснитесь к изначальной реальности и почувствуйте её истинность. Она более реальна, чем все наши обычные спутанные маниакальные идеи. Предоставьте ей свободу, чтобы опустошённое пространство заполнилось мудростью, пропиталось любовью и заискрилось радостью.

Ухватите недвойственную природу блаженства, созерцайте её, и пусть всё идёт своим чередом. Если вы хотите добиться правильных результатов, не позволяйте блаженству выродиться в простое сансарическое наслаждение. Попробую объяснить, в чём тут дело. Представьте, что вы увлечены какой-либо прекрасной женщиной. Она появляется перед вами в ореоле своей привлекательности, возбуждая ваше желание, и вдруг… превращается в радужный свет в пространстве синего неба. Страсть исчезает. Ваше отношение к ней полностью меняется. Она вроде бы и здесь, а вроде бы и нет. Это уже совсем иное восприятие.

Вот так же всё изменяется, когда вы постигаете, что блаженство — это чистейшая запредельная мудрость недвойственности. Такое блаженство не есть что-то застывшее; оно имеет природу радужного света. Когда вы объединяете блаженство с недвойственностью, всё вокруг становится светом, принимает запредельный облик и видится ясным, прозрачным и чистым, как хрусталь.

Тем, кому больше по душе сутраянский способ понимания шуньяты, тантрический подход покажется, пожалуй, чем-то вроде препятствия или отвлечения, чуть ли не шагом в сторону от истины. Сутраяна рассуждает о шуньяте совсем в других терминах. Там применяются преимущественно отрицательные формулировки, близкие к нигилизму. А в тантре, наоборот, мы стараемся обрести устойчивое видение единства: всё становится шуньятой; есть только шуньята, но тем не менее всё происходит. И всё же с позиции самой природы пустоты нет разницы, в каких терминах её описывать — сутраяны или тантраяны. Ведь сама по себе шуньята одна и та же; но, когда дело доходит до её переживания, появляются существенные различия.

Объединение блаженства с глубоким осознанием недвойственности приносит больше света, больше яркости, больше ясности. Блаженство само по себе уже является ярчайшим осознанием, подобным молнии в ночном небе. Такое блаженство прозрачно как отражение, как радуга, как кристалл. Кристалл вообще хороший пример для иллюстрации единства блаженства и недвойственности. Он существует сам по себе, но в то же время может отражать в себе другие явления. Вот так и блаженство — не только вмещает в себя всё, но ещё и отражает недвойственную природу всего этого. Блаженство само становится прозрачной, всепроникающей и вездесущей энергией мудрости, охватывающей все явления. Другими словами, блаженство становится мудростью; оно становится ясным светом, пронизывающим полноту всеобщей реальности.

Такое блаженство уникально; это запредельный опыт, который нельзя выразить в терминах мирских понятий, исходящих из двойственного восприятия. Обычное наслаждение, как правило, усиливает нашу привязанность и жажду удовольствий, а тут чем сильнее нарастает переживание такого блаженства, тем больше удовлетворённость и тем меньше нас привлекает внешнее. Найдя в самом себе источник радости, не побежишь искать его где-то ещё. Ум перестаёт отвлекаться на внешние объекты. Благодаря привлекательности этого внутреннего источника уменьшается влияние двойственных заблуждений, вовлекающих нас в суету внешнего мира. Вы обретаете душевный покой и удовлетворение.

Переживая блаженство, мы обычно пытаемся его присвоить. Мы заявляем: «Это моё и только моё, а не твоё и не чьё-то ещё!» На самом деле блаженство никому не принадлежит. Вы что-то переживаете, но это что-то происходит вне пространства вашего тела. Оно происходит где-то там. Я пытаюсь обратить ваше внимание на то, что вы испытываете некие ощущения, но сами в этот момент полностью исчезаете. Вы переживаете опыт где-то в пространстве. Такое переживание выходит за пределы вашего тела, за пределы вашего достояния, за пределы ваших привычных границ. Это очень важно понимать. Относительное Я исчезает, как исчезает любое ощущение объекта относительного восприятия, которое вы переживали. В данный момент я слишком привязан к моему телу, к моим вещам, к моей сердечной чакре. Всё это должно раствориться в шуньяте.

Наша главная задача — объединить блаженство с недвойственностью. На словах это не более чем интеллектуальная идея, но мне хочется передать вам ощущение, хочется, чтобы вы его почувствовали. Потребуется немало времени на то, чтобы раскрыть недвойственность блаженства, обнаружить его нереальность, постичь отсутствие его самобытия. Нам нужно много практиковать и набираться опыта. Слова бессильны передать точную картину. Осознание тождества блаженства и мудрости недвойственности — это глубочайший опыт, самое тонкое и глубокое переживание во вселенной.

Созерцайте, пока ваш ум не достигнет такого состояния блаженства и недвойственности. В конце концов, вы реализуете переживание вместерождённого великого блаженства, которое ведёт к состоянию Ваджрадхары.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.