Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Понятие инвалидности. Положение инвалидов в обществе. Степени ограничения жизнедеятельности и критерии установления групп инвалидности.






 

5.1. Понятие инвалидности.

Дать четкое определение тому термину, который означает слово «инвалидность», далеко не так просто. Повсеместно принято считать, что инвалидность ограничивает возможности отдельного человека в выполнении целого ряда видов деятельности. На самом же деле термин «инвалидность» применяется, как правило, тогда, когда подчеркивается ослабление или отклонение какого-либо показателя от нормы, т.е. неполноценность личности, с которыми общество вынуждено считаться. На большинстве языков слово «инвалидность» означает «менее ценный», «менее способный», «с ограниченными функциями», «лишенный», «отклоняющийся от нормы». Это понятие стоит в одной плоскости с представлением о том, что проблема инвалидности должна рассматриваться исключительно как проблема, касающаяся отдельного человека и что все сложности, вытекающие из существования инвалидности должны рассматриваться во всех случаях как более или менее аналогичные.

Действительно состояние инвалидности может в той или иной степени оказывать влияние на личную жизнь человека включая его отношения с родственниками и соседями. В сущности человек, у которого имеется инвалидность, ощущает свой недостаток как фактор, отделяющий его от других и оказывающий отрицательное влияние на его образ жизни.
Однако значение и влияние инвалидности в значительной степени изменяется в зависимости от того, находит ли понимание проблема инвалидности со стороны общества и созданы ли адекватные условия в окружающей среде или нет. Например, в одном случае человек, который пользуется креслом-коляской, постоянно пребывает в состоянии зависимости, в другом же - он независим и работает так же, как любой другой человек.

Соответственно влияние какой-либо дисфункции зависит от окружающей обстановки, и поэтому инвалидность является социальной категорией, а не только особенностью отдельного человека. Кроме того, эта категория носит неоднородный характер, тем самым делая попытки найти однозначное определение невыполнимой задачей. На сегодня существует множество определений инвалидности.

Инвалидность — стойкое длительное или постоянное нарушение трудоспособности либо ее значительное ограничение, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием.

Инвалидность — препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Инвалидность — это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 «Закона о социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года).

Инвалид — человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями».

Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, получение выплат, ограничения в дееспособности.

Исторически понятия «инвалидности» и «инвалид» в России связывались с понятием «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье- заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость – показатель нездоровья) и «больной – инвалид».

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты[42].

Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.

Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может – определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной».

Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии.

Инвалидность как юридическая категория вытекает из дефиниций статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [43], дающей определения понятия " инвалид" и основания определения группы инвалидности.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория " ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Следовательно, инвалидность является основанием для возникновения правоотношений по социальной защите лица, являющегося инвалидом.

 

 

5.2. Основные понятия, используемые при определении инвалидности, степени ограничения жизнедеятельности

 

С точки зрения медицинской модели инвалиды ограничены в жизнедеятельности в первую очередь потому, что они имеют определенные нарушения, наличие которых не позволяет им передвигаться, слышать, видеть, разговаривать, воспринимать информацию так, как это делает большинство людей, не имеющих инвалидности. Медицинская модель предполагает, что усилия общества по интеграции людей с ограниченными возможностями должны быть направлены на адаптацию инвалидов к социальным условиям, в которых живут люди без инвалидности. Для этого инвалидов в первую очередь необходимо вылечить, вернуть здоровье. Только тогда инвалиды смогут в существующих условиях передвигаться,

работать, учиться, как и все другие люди.

Если проблему невозможно решить медицинским путем, то человека с инвалидностью, согласно медицинской модели, необходимо поместить в специализированное учреждение, где создаются приемлемые условия для его жизнедеятельности на ограниченном пространстве (в специальной школе, в специально оборудованном городке, наконец, в собственной квартире) и удовлетворять только самые насущные потребности. За пределами таких учреждений инвалид сталкивается с препятствиями, делающими невозможной самостоятельную жизнь в обществе. В медицинской модели акцент делается на зависимости инвалида от окружающих его людей, все внимание концентрируется на нарушении здоровья, а не на реальных потребностях человека.

Медицинская модель предполагает, что большинство жизненно важных решений за инвалида, такие как выбор профессии, трудоустройство, принимают специалисты (медики, социальные работники, государственные служащие). При таком подходе человек с инвалидностью находится в положении «больного» или «опекаемого», на жизнь которого накладывается множество ограничений. В конечном счете, это ведет к социальной изоляции инвалидов и не способствует включению их в жизнь общества.

Медицинский подход к инвалидности предполагает наличие внешней структуры, которая осуществляет контроль над различными аспектами жизни инвалидов, принимает решения по поводу различных сторон жизни инвалидов, несет ответственность за эти решения. В качестве такой структуры может выступать государство в лице организаций и учреждений, занимающихся проблемами инвалидов, общественные организации, семья, друзья, социальное окружение инвалида. Медицинский подход накладывает определенные ограничения на возможность реализации инвалидом своего потенциала, такой подход предполагает развитие личности человека с инвалидностью лишь в определенных внешней структурой рамках.[44]

Медицинский подход к решению своих собственных проблем связанных с инвалидностью проявляется у инвалидов в стремлении, прежде всего, вылечиться, а если это не удается, то в адаптации в условиях дискриминации и сегрегации. При таком подходе все усилия человека с инвалидностью направлены на лечение, а если это невозможно, то на реабилитацию, на минимальную адаптацию к существующим условиям. Человек, имеющий инвалидность, при этом не ставит перед собой цели, свойственные большинству членов общества.

Медицинская модель связывает наличие у инвалидов многочисленных психологических проблем в первую очередь с последствиями травм и заболеваний, которые неизбежно отражаются на состоянии нервной системы, и предполагает, что именно наличие этих психологических проблем препятствует интеграции инвалидов в общество.

В качестве попытки представить модель, альтернативную доминирующему медицинскому восприятию инвалидности, лидерами организаций инвалидов была разработана социальная модель инвалидности, которая в настоящее время широко распространена во многих странах.

Социальная модель инвалидности в основном направлена на определение и устранение тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. В рамках социального подхода инвалидность рассматривается, прежде всего, как проблема несовершенства, неприспособленности к нуждам инвалидов окружающей среды. Под таким несовершенством понимается весь комплекс физических, социальных и психологических барьеров, не позволяющих людям с инвалидностью пользоваться теми же правами, какими пользуются другие люди. При таком подходе действия по повышению качества жизни инвалидов направляются на устранение барьеров, мешающих включению инвалидов в жизнь общества.

Социальной модель определяет инвалидность как социальную ситуацию, при которой человек, имеющий нарушение здоровья исключается из полноценного участия в общественной жизни. При этом нарушение определяются как полностью или частично отсутствующая конечность, орган или функция тела. Инвалидность же рассматривается как частичное или полное ограничение деятельности, вызванное организацией современного общества, которое не считается с людьми с физическими нарушениями и тем самым исключает их из участия в полноценной деятельности общества.

Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи, однако указанная модель против того, чтобы рассматривать инвалидов исключительно, как объекты медицинского вмешательства. Социальный подход предполагает, что индивидуальные и общие затруднения во всех сферах

жизни, которые испытывают инвалиды, возникают в первую очередь благодаря давно сложившейся сложной системе дискриминации.

Социальная модель предполагает, что психологические проблемы инвалидов в первую очередь обусловлены дискриминацией инвалидов в обществе, наличием психологических барьеров между инвалидами и другими людьми, отсутствием у инвалидов возможности для реализации своего потенциала. Психологические же проблемы инвалидов во многом обусловлены стрессом, вызванным требованием факторами внешней реальности адаптироваться к окружающей среде, что в существующих социальных условиях превышает адаптационные возможности большинства людей с инвалидностью.

Принятие социальной модели инвалидности многими правительствами инициировало

появление многих анти дискриминационных законов, касающихся инвалидов в разных странах, способствовало принятию в 1982г. Генеральной Ассамблеей ООН Всемирной Программы Действий по Проблемам Людей с Инвалидностью.

В 1976 году Всемирная Ассамблея здравоохранения приняла международную классификацию нарушений снижения трудоспособности и социальной недееспособности. Она была принята в дополнение в Международной классификации болезней. Суть в том, что последствия болезней рассматриваются в виде последовательных состояний (болезнь – нарушения здоровья – ограничение жизнедеятельности – социальная недееспособность). Эта классификация была положена в основу следующего нормативно-правового акта «Классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденного Приказом Минздрава РФ № 30, Постановлением Минтруда РФ № 1 от 29.01.1997 № 1/30[45].

К этому документу есть методические рекомендации по применению классификации и временных критериев, используемых при осуществлении МСЭ, которые были выпущены в 1997:

Ограничение жизнедеятельности – невозможность выполнять основные компоненты повседневной жизни (или возможность выполнять их лишь частично):

- самообслуживание;

- передвижение;

- ориентация;

- общение;

- контроль за своим поведением;

- обучение;

- трудовая деятельность.

Социальная недееспособность – это недостаток, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или совсем не может выполнять обычную для него роль в обществе.

Эта классификация обстоятельств, которые ставят инвалида в невыгодное положение по сравнению со здоровым человеком и, таким образом, это есть проявление болезни на социальном уровне.

В свою очередь каждый из этих структурных элементов данной классификации, имеет свою классификацию.

Так, нарушением здоровья считается - физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.

Виды социальной недееспособности:

- неспособность к самостоятельному проживанию (физическая зависимость);

- невозможность интеграции в общество;

- невозможность к обеспечению экономической независимости и т.п.

Для признания больного инвалидом необходимы три условия (они лежат в основе определения группы инвалидности):

  1. Нарушение здоровья со стойким расстройством или просто с первичными нарушениями.
  2. ОЖД.
  3. Необходимость осуществления мер социальной защиты.

Инвалидность - социальная недееспособность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ОЖД и необходимости социальной защиты.

Социальная защита - система гарантированных государством мер (экономических, социальных, правовых и др.), необходимых для преодоления у инвалида ОЖД и направленных на создание ему равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Классификация нарушений основных функций организма человека:

- нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);

- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);

- нарушения статодинамической функции (стояния, равновесия, передвижения);

- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции (висцеральные и метаболические расстройства).

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Таким образом, условиями признания лица инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания лица инвалидом.

К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

- нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

- нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной и письменной, вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

- нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

- нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень – незначительные нарушения,

2 степень – умеренные нарушения,

3 степень – выраженные нарушения,

4 степень – значительно выраженные нарушения.

На сегодняшний день при осуществлении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности орган МСЭ использует классификации и критерии, утвержденные приказом МЗ и Социального развития РФ от 23.12.2009 № 1013 с последующими изменениями.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

- способность к самообслуживанию;

- способность к самостоятельному передвижению;

- способность к ориентации;

- способность к общению;

- способность контролировать свое поведение;

- способность к обучению;

- способность к трудовой деятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:
а) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;

 

б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;


в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;


г) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:

1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

 

д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;


е) способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень - способность к обучению, овладению знаниями, умениями и навыками с использованием только коррекционных программ в специализированном образовательном учреждении, на дому; с использованием дистанционного управления и при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень - способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функции и/или структуры организма;


ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

3 степень - способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функции и/или структуры организма.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

 

5.3. Критерии определения групп инвалидности.


Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным нарушением функций и структур организма, обусловленным проявлениями заболеваний, последствиями травм или дефектами, (или исключительно со стойкими значительно выраженными нарушениями структуры организма при крайне неблагоприятном клиническом прогнозе) приводящим при взаимодействии с социально-средовыми барьерами к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающим необходимость его социальной защиты:

- способности к самообслуживанию третьей степени;

- способности к передвижению третьей степени;

- способности к ориентации третьей степени;

- способности к общению третьей степени;

- способности контролировать свое поведение третьей степени;

- способности к обучению третьей степени;

- способности к трудовой деятельности третьей степени.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным нарушением функций и структур организма, обусловленным проявлениями заболеваний, последствиями травм или дефектами, приводящим при взаимодействии с социально-средовыми барьерами, к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающим необходимость его социальной защиты:

- способности к самообслуживанию второй степени;

- способности к передвижению второй степени;

- способности к ориентации второй степени;

- способности к общению второй степени;

- способности контролировать свое поведение второй степени;

- способности к обучению второй степени;

- способности к трудовой деятельности второй степени.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным нарушением функций и структур организма, обусловленным проявлениями заболеваний, последствиями травм или дефектами, приводящим при взаимодействии с социально-средовыми барьерами к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

- способности к самообслуживанию первой степени;

- способности к передвижению первой степени;

- способности к ориентации первой степени;

- способности к общению первой степени;

- способности контролировать свое поведение первой степени;

- способности к обучению первой степени.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Итак, признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения РФ.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория " ребенок - инвалид".

При проведении медико-социальной экспертизы проводится комплексная оценка по следующим направлениям:

1. Клиническая диагностика, которая включает:

- клиническая форма основных и сопутствующих заболеваний

- осложнения

- стадии патологического процесса

- течение заболевания

- характер нарушения функций

- степень нарушения функций

- клинический прогноз (благоприятный, неблагоприятный, сомнительный)

2. Психологическая диагностика.

3. Социальная диагностика.

4. Оценка социально-бытового статуса, профессионально-трудового и социально-бытового статусов: семейное положение, жилищно-бытовые условия, материальное положение, социально-бытовые взаимоотношения, возможность выполнения бытовой деятельности и её зависимость от технических и бытовых средств.

5. Оценка профессионально-трудового статуса: уровень образования (общего и профессионального), основная профессия и квалификация, профессиональный маршрут и стаж, соответствие психофизиологических требований, предъявляемых профессией к состоянию здоровья, профессия, в которой работает сейчас, условия и характер труда, сохранность профессиональных навыков и знаний, способность к приобретению знаний, овладению навыками.

Наличие неблагоприятного клинического и реабилитационного прогноза или сомнительного прогноза с тенденцией к неблагоприятному даже на фоне временно сохраненных функций организма и состояния жизнедеятельности, могут быть основанием для определения группы инвалидности.

Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством.

Наличие неблагоприятного клинического и реабилитационного прогноза или сомнительного прогноза с тенденцией к неблагоприятному даже на фоне временно сохраненных функций организма и состояния жизнедеятельности могут быть основанием для определения группы инвалидности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.