Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья и медико-социальная экспертиза в здравоохранении.






 

3.1. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

 

В современных условиях усугубления социальных проблем возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Из потребностей практики возникает необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению как новых социальных технологий, которые позволят обеспечить гражданам комплексные социальные услуги при заболевании, утрате трудоспособности и иных случаях в больнице или вне ее с акцентом на связанные со здоровьем социальные проблемы. В этой связи в 90-е годы в России как качественно новое направление финальной работы и вид профессиональной деятельности стала развиваться медико-социальная работа.

До рассмотрения основ медико-социальной работы, прежде всего, уточним содержание понятия «медико-социальная помощь». Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий: медицинских, социальных, психологических, юридических, педагогических, направленных на укрепление социальной защищенности населения, особенно наиболее уязвимых его слоев.[21]

В соответствии с 323-ФЗ медико-социальная помощь включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

Цель медико-социальной работы – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, взаимно потенцирующие друг друга, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна в отдельности как для медицинских работников, так и для специалистов учреждений социального обслуживания, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной профессиональной деятельности. К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, одинокие матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность названных контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет.

Особенность медико-социальной работы состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей- здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный опыт организации первичной медико-санитарной помощи, зарубежный опыт социальной работы в здравоохранении показывает, что несмотря на предпринимаемые усилия в организации помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна.[22]

По своей сути медико-социальная работа имеет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения и предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности. Медико-социальную работу можно условно разделить на две направленности – профилактическую и патогенетическую.

Медико-социальная работа патогенетичной направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа профилактической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи проведение медико-социальной экспертизы. осуществление медицинской социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Принятый в 1995 году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, установил систему социальной защиты населения, состоящую из двух основных блоков:

1. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов и реабилитация инвалидов, направленных на восстановление или развитие компенсации нарушенных функций с целью уменьшения ограничений жизнедеятельности и социальной дезадаптации.

2. Обеспечение психологической и социальной поддержки, создание условий для реализации инвалидами потребностей в достижении независимой жизни.

Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности. Инвалиды составляют особую категорию населения, численность которой неуклонно возрастает.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» с изменениями от 24.05.2011 г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года N 423 " О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы возложены на Федеральное медико-биологическое агентство.

Конституция РФ также закрепила, что «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (п.1. ст. 39). Это конституционное положение характеризует Россию, как социальное государство.

Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, ч. 1 - 3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26) и др.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, нашла дальнейшее отражение в Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[23] (далее закон о Социальной защите).

Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, принятие Конституции способствовало развитию законодательства о социальном обеспечении. Оно пополнилось нормами, учитывающими разнообразные потребности граждан, нуждающихся в социальной защите.

В соответствии со статьей 1. Закона о Социальной защите, - инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Расшифровка данного определения происходит через его структурные элементы:

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.

Нарушение здоровья - физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.

Ограничение жизнедеятельности (далее ОЖД) - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Степень ограничения жизнедеятельности - величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.

Социальная защита - система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Эти структурные элементы позволяют раскрыть сущность причин инвалидности и понятие реабилитации инвалидов.

Признание лица инвалидом в Российской Федерации осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ.

С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность. А вместе с тем, инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.

Положение изменилось в лучшую сторону, после того, как Конституция РФ, провозгласила, что «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (ст. 41).

Данное положение признает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[24], а также ст. 2 Протокола №1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Социальная защищенность в понимании 8 статьи “Основ” представляет собой обеспеченность гражданина, утратившего здоровье, комплексом социальных мер разнопланового характера, направленных на поддержку со стороны государства. Действующим законодательством предусмотрены следующие гарантии гражданам, утратившим здоровье в зависимости от возможности восстановления здоровья и степени трудоспособности:

1. Социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования.

Порядок, условия назначения и размер социального обеспечения зависит от наличия у гражданина, утратившего здоровье, инвалидности, а также от ее группы.
Если заболевание носит временный характер, гражданин получает пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с ФЗ " Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Данный закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

ФЗ " Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Данные отношения регулируются ФЗ " Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В соответствии с данным законом возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, производится путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном ФЗ " Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.
ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном ФЗ " О социальной защите инвалидов в РФ".

При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (ст.8 ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ);

  1. Определение потребности гражданина в социальной защите, реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством РФ случаях.

Одним из основных направлений социальной защиты является социальное обслуживание населения. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ " Об основах социального обслуживания населения в РФ").
Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

В сфере социального обслуживания инвалидов действует Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ " О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", который устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Реабилитация граждан, утративших здоровье, включает в себя социальную и медицинскую реабилитацию:

- медицинская реабилитация - это комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов (ст.40 комментируемого закона);
- социальная реабилитация включает в себя комплекс мер социального характера, направленных на адаптацию выздоравливающего человека к социальным общественным процессам, восстановление его способности самостоятельно обеспечивать свою жизнедеятельность, быть активным участником общественной жизни.
На правовом уровне более детально регламентированы условия реабилитации инвалидов. Согласно ст.9 ФЗ " О социальной защите инвалидов в РФ" реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р " О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду". Необходимые реабилитационные мероприятия, услуги, предоставление технических средств оказываются на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Вопросы социального обслуживания и социальной защиты инвалидов прописаны в трех Федеральных законах:

- 122-ФЗ от 2 августа 1995 " О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" [25].

- 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

- 178-ФЗ от 17 июля 1999 года " О государственной социальной помощи" [26].

Имеются так же несколько подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие вопросы социальной защиты инвалидов, например:

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 года № 1151 " О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" [27].

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 " О порядке и условиях признания лица инвалидом" [28].

Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 года № 244 " О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" [29].

Так же в законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов входят соответствующие положения законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство, регулирующее порядок социальной защиты инвалидов, состоит из системы нормативных актов различной юридической силы, изданных органами законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, т.к. вопросы социальной защиты относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации.

3.2. История развития «службы медико-социальной экспертизы».

 

Известно, что в доисторические времена многие кочевые племена считали нетрудоспособных людей бесполезными, поскольку они не могли участвовать в жизни племени, и кочевники часто оставляли их умирать, когда племя перемещалось на новое место. Инвалидность в то время объясняли действием сверхъестественных сил. Позже древние греки первыми начали искать рациональные причины для объяснения инвалидности. Они считали, например, глухих людей необучаемыми, поскольку с ними трудно общаться.

Для раннего христианства характерно проявление сочувствия и жалости по отношению к инвалидам. В то время инвалидность считалась одним из видов нечисти, которая, как считали христиане, могла быть устранена при помощи молитв и ритуалов. Тем не менее, церкви оказывали поддержку инвалидам: кормили, давали кров, создавали в обществе благожелательное отношение к инвалидам. Многие христиане покровительственно относились к инвалидам, что приводило в свою очередь к зависимости инвалидов от других людей.[30]

Однако уже в средние века христиане стали опасаться инвалидов, считая, что они связаны со сверхъестественными силами, с дьяволом. Инвалидность стала восприниматься как проявление сил зла. Над физическими нарушениями людей смеялись, таких людей использовали для уличных представлений, известны случаи, когда в европейских странах из малолетних детей сознательно делали инвалидов для последующей эксплуатации. Над инвалидами в то время не только смеялись, их преследовала инквизиция.

Ренессанс инициировал оказание медицинской помощи инвалидам. В то время, впервые в истории, инвалиды получили доступ к образованию, что способствовало вовлечению инвалидов в жизнь общества. В период от Ренессанса до второй мировой войны инвалиды в Европе обучались в специальных школах, часто далеко удаленных от населенных мест.

Во время образования Соединенных Штатов первые поселенцы препятствовали въезду в страну инвалидов, поскольку считали, что это вызовет дополнительные финансовые

расходы. Однако государство оказывало поддержку людям, получившим инвалидность уже после прибытия в страну. В 1880г. в США были созданы интернаты для инвалидов и были созданы программы для инвалидов со специфическими видами инвалидности (для глухих, слепых и т.п.) В таких интернатах люди лечились, получали образование, а порою проводили всю жизнь. Инвалиды были изолированы от общества. Лишь в сельской местности инвалиды жили в семейной обстановке.

Диктаторские режимы во все времена весьма негуманно решали проблемы инвалидности. В фашистской Германии над инвалидами проводились медицинские эксперименты, многие инвалиды были помещены в концентрационные лагеря и физически уничтожены. В настоящее время мы также наблюдаем различное понимание проблемы инвалидности в разных странах, культурах, в этнических группах. Например, многие индейцы Северной Америки и сегодня объясняет наличие у людей инвалидности действием сверхъестественных сил, нарушением различного рода табу. Такими причинами считаются неуважительное отношение к огню, к воде, кражи, убийства, нарушение гармонии с окружающим миром.

В некоторых племенах сами индейцы - инвалиды считают что, сверхъестественные силы выбрали их, для того чтобы наказать все их племя за нарушение табу, например за браконьерство, и поэтому сделали их инвалидами.

Философия буддизма предполагает, что жизнь человека организуется кармой, законом

природы, когда всякое сознательное действие (причина) имеет равный отклик (следствие). Согласно этой философии нет ни одного события в сегодняшней жизни, которое не было бы предопределено предшествующей жизнью. В этой системе представлений борьба с обстоятельствами бессмысленна, она не может что-либо изменить, остается борьба с самим собой, с собственными заблуждениями, с собственной несвободой. Известно, что Ганди, в свое время, возражал против открытия больниц, утверждая, что лечение и благотворительность просто оттягивают уплату старых кармических долгов, что не следует помогать страдающим, и они должны страдать в расплату за свои грехи.

Таким образом, понимание проблемы инвалидности, как мы видим, во многом определяет статус инвалида в обществе, отношение к инвалидам со стороны других членов общества и также определяет отношение инвалидов к своей проблеме, социальную активность инвалидов. В разное историческое время, в разных культурах существует свое традиционное понимание проблемы инвалидности и члены общества, как инвалиды, так и другие люди живут и действуют в соответствии с этими представлениями. Следует заметить, что понимание проблемы инвалидности со временем меняется, и сегодня все мы вольно или невольно участвуем в этом процессе.[31]

В настоящее время существует несколько точек зрения на вопрос, о том, что является причиной низкого социального статуса инвалидов, из которых следуют соответствующие подходы понимания инвалидности. В каждой из них заложены определенные представления о том, что обуславливает ограничение жизнедеятельности человека с инвалидностью и на что должны быть в первую очередь направлены усилия общества для решения проблемы интеграции инвалидов в жизнь сообщества.

Во многих странах, в том числе и в России, традиционно длительное время к инвалидам относились, прежде всего, как к больным людям. Вследствие этого действия по улучшению качества жизни этой социальной группы носили в основном медицинский характер: лечение, физическая реабилитация, благотворительная помощь. Такое понимание инвалидности называют медицинским подходом.

Начало зарождения службы медико-социальной экспертизы можно отнести к IX столетию, когда стали создаваться различные больничные учреждения, в которых содержались преимущественно калеки, увечные, слепые, «недужные» лечение которых нередко ограничивалось лишь духовным исцелением.

При некоторых монастырях были открыты приюты и богадельни для престарелых и инвалидов. Иногда подобные приюты, «сиротопиталища», дома для умалишенных организовывались на частные пожертвования или на дотации из государственной казны.

В XIII веке на Руси при крупных монастырях открываются больничные палаты, с начала XV века в крупных городах строятся гражданские больницы. Насчитывалось также небольшое количество и внемонастырских приютов, «богадельных изб» и «богородных домов».

В 1663 году был издан царский указ о назначении инвалидам, раненым и пришедшим из плена денежного и «кормового» довольствия. По этому указу инвалиды подразделялись на 2 категории – тяжело и легко раненых. Указом устанавливалась и выдача денег на лечение ран.

В 1678 году во время войны России с Турцией и крымским ханом был издан указ, в соответствии с которым, инвалиды делились на 3 разряда – тяжело раненых, с ранениями средней тяжести и легко раненых.

Принципиально новый этап в становлении экспертизы и обеспечения инвалидов войны обозначился с начала XIX столетия. С этого периода, в связи с Отечественной войной 1812-1813 годов, стало проводиться в России разделение инвалидов войны на 3 класса в зависимости от «сохранившейся способности к работе». Целесообразный принцип классификации инвалидности, наметившийся в начале века, получил наиболее четкое выражение в 3-х разрядной группировке военной инвалидности, предложенной в 1858 году великим русским хирургом Н.И. Пироговым.

На основе учета степени утраты трудоспособности военнослужащего была построена пятиразрядная классификация инвалидности в законе 1912 года «О призрении низших воинских чинов».

Таким образом, зарождение правильного принципа классификации инвалидности, одного из важнейших вопросов экспертизы, произошло в рамках развития обеспечения и оценки военной инвалидности еще в первой половине XIX столетия.

Определенную роль в возникновении элементов врачебной трудовой экспертизы трудоспособности сыграл закон, опубликованный в 1908 году и послуживший основанием для разработки «Правил для определения ослабления или утраты трудоспособности от телесных повреждений вследствие несчастных случаев». Вплоть до первых послереволюционных лет процентная система нетрудоспособности продолжала оставаться единственной.

В этой связи большой интерес представляет организация с 1908 года, так называемых, консультационных бюро врачей, явившихся первыми в России специальными экспертными учреждениями.

В первые месяцы революции экспертиза трудоспособности стала проводиться временными врачебными комиссиями (ВВК) при больницах, подчиненных медико-санитарным отделам.

В 1918 году в Положении о социальном обеспечении трудящихся, подписанном В.И. Лениным, уже точно указывалось, что «наличие инвалидности и степень ее устанавливается медицинской экспертизой, учреждаемой при страховой кассе и проводится бюро врачебной экспертизы».

В 1927 году было утверждено Положение о бюро врачебной экспертизы.

В 1933 году утверждено новое Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях, которое являлось основополагающим в организации работы службы до 1985 года.

Важным этапом, определившим перелом во ВТЭ в начале 30-х годов, явилось введение в 1932 году 3-х групповой системы классификации инвалидности, которой мы пользуемся до сих пор.

В 1985 году принято и утверждено новое Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях.

Коренной переворот государственной политики в отношении инвалидов произошел после принятия в 1995 году Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В целях реализации которого, принято постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», послужившее упразднению врачебно-трудовых экспертных комиссий и созданию государственной службы медико-социальной экспертизы.

 

 

3.3. Медицинская и медико-социальная экспертиза в здравоохранении.

 

После выхода Указа Президента Российской Федерации № 636 от 21.05.2012 г. с 21 мая 2012 года медико-социальная экспертиза передана в компетенцию Министерства труда РФ и социальной защиты, Федеральное медико-биологическое агентство России этой темой больше не занимается.

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма [32].

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[33].

Медицинская экспертиза представляет собой определенное исследование поручаемого объекта, с целью получить определенные ответы на вопросы, которые были поставлены заинтересованным лицом.

Наконец-то в ФЗ № 323 от 21 ноября 2011г. " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" упорядочен институт медицинской экспертизы и проведена четкая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием.

Медицинская экспертиза - в РФ проводимое в установленном порядке исследование с целью установить состояние здоровья человека, в т.ч. факт временной нетрудоспособности, причины и группу инвалидности и т.д.

В Статье 58 ФЗ № 323 дано следующее определение медицинской экспертизы: медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

Согласно п.2 той же статьи в Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

1) экспертиза временной нетрудоспособности;

2) медико-социальная экспертиза;

3) военно-врачебная экспертиза;

4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;

5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;

6) экспертиза качества медицинской помощи.

Граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации (п.3 ст.58). В случае, предусмотренном статьей 61 ФЗ № 323, может проводиться независимая военно-врачебная экспертиза.

В целом медицинская экспертиза представляет собой определенное исследование поручаемого объекта, с целью получить определенные ответы на вопросы, которые были поставлены заинтересованным лицом.

Еще одним видом медицинской экспертизы является медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, которое осуществляется медицинскими учреждениями на основании запросов органов ГИБДД или самого правонарушителя. Порядок прохождения данной экспертизы урегулирован Постановлением Правительства № 475, принятого еще в 2005 году. Данным постановлением также утвержден порядок определения наличия в крови водителя наркотических веществ.

В целом, большинство медицинских экспертиз используется в уголовном судопроизводстве с целью привлечь виновное лицо к уголовной ответственности. Часто к медицинским экспертизам прибегают люди с целью установить врачебную ошибку или степень инвалидности. Данные действия экспертов впоследствии играют не последнюю роль в жизни пострадавших, в связи с чем на медицинского эксперта возлагается уголовная ответственность за дачу заведомо ложного медицинского заключения.

Медико-социальная экспертиза - отдельный вид медицинской экспертизы, который осуществляется с целью определения потребностей человека лица в мерах социальной защиты и реабилитации при помощи оценки ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойкими расстройствами функций организма.[34]

Основные положения, регламентирующие проведение медико-социальной экспертизы, изложены в Федеральном Законе от 24.11.95 № 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (последние изменения внесены Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ). Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 " О порядке и условиях признания лица инвалидом" (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 года № 247).

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).Фактически, медико-социальная экспертиза выступает гарантом медицинской, финансовой, реабилитационной, социальной поддержки инвалидов, в лице федеральных учреждений МСЭ разрабатывая комплекс мероприятий, исполнение которых возлагается на различные органы государственной власти и местного самоуправления.

Медико-социальная экспертиза осуществляется ис­ходя из комплексной оценки состояния организма на ос­нове анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утвер­ждаемых в порядке, определяемом Правительством Рос­сийской Федерации.Медико-социальная экспертиза регулируется ст. 60 Основ: медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Медико-социальная экспертиза производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения. Рекомендации медико-социальной экспертизы по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности. Гражданин или его законный представитель имеет право на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза устанавливает структуру и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала. На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите.

В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Медицинские работники на практике выполняют ряд функций социальных работников – отечественные дипломированные специалисты по социальной работе появились лишь в последние годы и их количество незначительное. В свою очередь, социальные работники очень часто работают с клиентами, которые страдают психической и физической патологией, то есть должны иметь соответствующие медицинские знания, навыки и умения. При этом необходимо четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками. Обобщенный перечень специальных функций можно объединить в три группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные.

1.В рамках медико-ориентированных функций рассматриваются:

- организация медицинской помощи и ухода за больными;

- оказание медико-социальной помощи семье;

- медико-социальный патронаж различных групп;

- оказание медико-социальной помощи хроническим больным;

- организация паллиативной помощи умирающим;

- предупреждение рецидивов основного заболеваниям выхода на инвалидность, смертности, вторичная и третичная профилактика);

- санитарно-гигиеническое просвещение;

- информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.

2. В социально-ориентированные функции включаются:

- обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;

- содействие в предупреждении общественно опасных действий;

- оформление опеки и попечительства;

- участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;

- участие в создании реабилитационной социально- медицинской инфраструктуры для нуждающихся категорий населения;

- обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания;

- информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;

- содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем получении пенсий, пособий и выплат;

- семейное консультирование и семейная психокоррекция, психотерапия, психическая саморегуляция.

3. В интегративных функциях рассматриваются:

- комплексная оценка социального статуса клиента;

- содействие выполнению профилактических мероприятий против социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;

- формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;

- планирование семьи;

- проведение медико-социальной экспертизы;

- осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

- проведение социальной работы в психиатрии наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины;

- содействие предупреждению распространения ВИЧ инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей;

- социально-правовое консультирование;

- организация терапевтических сообществ само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера;

- участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;

- обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.

С решением задач в области медико-социальной экспертизы тесно связаны проблемы проведения реабилитационных мероприятий инвалидов с целью восстановления их социального статуса. Однако в настоящее время законодательно закреплено создание лишь социальных институтов «службы медико-социальной экспертизы», что затормозило развитие социально-средовой реабилитационной инфраструктуры, которые являются основой для восстановления работоспособности организма и навыков самостоятельной бытовой деятельности, обеспечение предпосылок конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, приобретение относительной независимости, восстановления способности к адекватному взаимодействию с обществом.[35]

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Ее ратификация предполагает проведение большого объема законотворческой, организационной и информационной работы. Прежде всего, предстоит разработать и представить на утверждение Правительству Российской Федерации план действий по подготовке к ратификации Конвенции. И начать эту работу нужно с уточнения и внедрения для практического применения ряда определений, в том числе определения таких понятий, как " инвалид", " абилитация", " реабилитант".

Конвенция вводит следующее понятие инвалидности: " Инвалидность - это эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушение здоровья людьми, отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими". Именно поэтому, мы должны перейти от сложившейся у нас системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Заключение учреждения, производившего медико-социальную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Предшественницей нынешней медико-социальной экспертизы была врачебно-трудовая экспертиза (ВТЭК), однако произошло не просто изменение названия экспертизы, принципиально изменился сам подход к трактовке понятий инвалидности и ограничений жизнедеятельности. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяется не только порядок освидетельствования лица с инвалидностью и установления группы инвалидности, но и регламентируется определение механизмов социальной защиты и реабилитации на основе оценки ограничений жизнедеятельности.

Если ВТЭК ставила перед собой задачу определение, прежде всего, трудоспособности освидетельствуемого, то МСЭ оценивает более широкий комплекс вопросов, связанных с ограничением жизнедеятельности, вызванной различными заболеваниями, травмами, врожденными состояниями, а также оценку реабилитационного потенциала и методы его использования.

Фактически, медико-социальная экспертиза выступает гарантом медицинской, финансовой, реабилитационной, социальной поддержки инвалидов, в лице федеральных учреждений МСЭ разрабатывая комплекс мероприятий, исполнение которых возлагается на различные органы государственной власти и местного самоуправления.

 

3.4. Структура медико-социальной экспертизы. Основные задачи и функции медико-социальной экспертизы.

 

В настоящее время в Российской Федерации создана 3-уровневая система МСЭ: бюро МСЭ, главное бюро МСЭ и Федеральное бюро. В случае несогласия с решением бюро, гражданин вправе обжаловать данное решение в месячный срок в главное бюро на основании письменного заявления. Заявление необходимо подать в бюро, где он проходил освидетельствование, либо в главное бюро. Решение главного бюро в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Федеральное бюро. Заявление подается в главное бюро, проводившее освидетельствование, либо в Федеральное бюро. Кроме того, решения бюро, главного бюро и Федерального бюро могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Вся система МСЭ входит в состав Министерства труда и социальной защиты РФ.

Федеральное государственное бюджетное учреждение “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) является многопрофильным экспертным, лечебно-профилактическим и реабилитационным учреждением, осуществляющим помимо практической экспертной, медицинской и реабилитационной деятельности научно-методическое и учебно-методологическое сопровождение для учреждений медико-социальной экспертизы, медико-социальной реабилитации и реабилитационной индустрии.

Основные задачи и функции ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России определены приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 ноября 2009 г. №906н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) создано путем реорганизации на базе ФГУП «Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» (ФЦЭРИ) на основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 1646-р от 16 декабря 2004 года.

Основные задачи и функции ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России определены приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 ноября 2009 года №906н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы». В соответствии с п.3 данного приказа основными задачами ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России являются:

- установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию;

- изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

Основные функции бюро медико-социальной экспертизы

Бюро выполняет следующие функции:

а) проводит медико-социальную экспертизу граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма;
б) разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

в) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности;
г) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
д) определяет стойкую утрату трудоспособности;

е) определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
з) определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

и) дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

к) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

л) формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
м) представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста и т.д.

Основные функции главного бюро медико-социальной экспертизы

Главное бюро выполняет следующие функции:

а) проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения бюро, а также медико-социальную экспертизу по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро;
б) проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

в) рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) бюро, их должностных лиц при проведении медико-социальной экспертизы, и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков и т.д.

Основные функции Федерального бюро медико-социальной экспертизы

Федеральное бюро выполняет следующие функции:

а) проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро;

б) проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;
в) оценивает качество предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и проводит при осуществлении контроля за решениями главных бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в экспертных составах главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения экспертных составов главных бюро;
г) рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) главных бюро, их должностных лиц и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков и т.д.

Организационная структура и учреждения МСЭ в РФ

1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

2. Экспертные составы Федерального бюро.

3. Главные бюро медико-социальной экспертизы субъектов Российской Федерации.

4. Экспертные составы главного бюро.

Главные бюро (осуществляют медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий).

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности в Федеральном бюро и Главных бюро создаются следующие бюро или экспертные составы:

- общего профиля

- специализированного профиля, в том числе

- для освидетельствования больных туберкулезом,

- лиц с психическими расстройствами,

- заболеваниями и дефектами органа зрения,

- лиц в возрасте до 18 лет,

- смешанного профиля.

 

3.5. Основополагающие нормативно-правовые акты медико-социальной экспертизы.

 

Нормативные документы, которыми руководствуются врачи-эксперты при освидетельствовании граждан и инвалидов и вынесении экспертного решения об установлении группы, причины и сроков, на которые устанавливается инвалидность:

1. Указ Президента Российской Федерации № 636 от 21.05.2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

2. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

3. Федеральный закон № 181-ФЗ от 29.12.2004 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

4. Федеральный закон № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в редакции от 29.12.06 ФЗ № 276-ФЗ, № 317-ФЗ от 25.11.13, № 343-ФЗ от 08.12.10.

5. Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. " Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (ред. от 14.06.2011 г.).

6. Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.98 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

7. Федеральный закон " О трудовых пенсиях в РФ" 2014 года № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.

8. Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

9. Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 № 906н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».

11. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р " О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» в редакции Постановления Правительства РФ от 07.04.08 № 247.

В данном постановлении, кроме прочего, описаны основные задачи федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы:

а) условия признания гражданина инвалидом;

б) порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу;

в) порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина;

г) порядок переосвидетельствования инвалида;

д) порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро.

13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.02.2013 № 65н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».

В данном постановлении принято новое концептуальное направление по обеспечению инвалидов, ветеранов, техническими средствами и услугами за счет средств федерального бюджета, тем самым упрощена процедура обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями.

Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации распространены на лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид».

Определен порядок обеспечения протезами и протезно-ортопедическими изделиями граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами.

15. На сегодняшний день действуют Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.02.2013 № 65н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями).

При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате освидетельствования гражданам и инвалидам выдается справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах утвержденного образца в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 октября 2005 года № 643 «Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению».

17. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 года № 317).

Направление граждан и инвалидов на освидетельствование в службу медико-социальной экспертизы осуществляется на основании «Направления на медико-социальную экспертизу» организациями, оказывающими лечебно-профилактическую помощь, или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в соответствии с:

- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 года № 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»;

- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 2006 года № 874 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения»;

- по результатам освидетельствования гражданам, признанным инвалидами, выдается справка утвержденного образца, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, либо без ограничения способности к трудовой деятельности, причины инвалидности и срока, на который она установлена в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2004 года № 41 «Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.08.2005 года № 543).

18. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория " ребенок-инвалид" (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2000 года Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 172-ФЗ).

19. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» в редакции Постановления Правительства РФ от 07.04.08 № 247.

20. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 " Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года N 423 " О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы возложены на Федеральное медико-биологическое агентство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.