Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международный бизнес и экономика России






I. Основные вопросы темы

1. Россия в мировой экономике – современное состояние: место и роль. Характеристика проблем, стоящих перед российским предпринимательством.

2. Экономика Российской Федерации: трудности, потребности и возможности использования преимуществ международного бизнеса в интересах ускорения экономического развития.

3. Мотивы активизации интеграции бизнес-структур России в международной предпринимательской деятельности. Российские бизнес-структуры: подходы к выбору зарубежных партнеров.

4. Бизнес-структуры России в системе международного бизнеса. Оптимизация вовлечения российских национальных активов в международные бизнес-операции – перспектива развития народного хозяйства России. Роль международного бизнеса в ускорении перехода российской экономики к условиям цивилизованного рынка.

5. Понятийный аппарат (см.: раздел II настоящей разработки).

Графическая часть: дегли № 1–4; схемы № 1–10; фолли № 1–2.

1. Россия в мировой экономике занимает важное место и играет постепенно возрастающую роль. Ей предстоит завершить реформирование своей национальной экономики по рыночному критерию и поддержать престиж независимого участника мирового хозяйства, а российским бизнес-структурам укрепить статус самостоятельных субъектов международного бизнеса. Для большинства государств мирохозяйственные связи с их растущей конкурентной средой – главный фактор экономического роста. России предстоит разрешить противоречие между геополитическим, ресурсным, технологическим и человеческим потенциалом, которыми она реально располагает, и ее современным местом в мировой экономике. Единственное евразийское государство, которое должно и взять на себя ответственную роль организатора трансконтинентального бизнеса в целом ряде отраслей

промышленности и раздвинуть геоэкономические горизонты посредством повсеместного включения всей своей огромной территории в единое мировое рыночное пространство и создания благоприятных условий для ускоренного и сбалансированного развития всех своих регионов. Доминанта экономической политики состоит в том, чтобы потенциальные ресурсные возможности преобразовать в течение 7–10 ближайших лет в устойчивый экономический рост. Огромные резервы интенсификации экономического развития могут быть ускоренно и оптимально использованы при условии активного включения российских бизнес-структур в международный бизнес и различные его формы.

2. Какие проблемы, стоящие перед российским предпринимательством, затрудняют достижение этой цели? К числу проблем, нерешенность которых в современной России, серьезно ограничивает развитие отечественного бизнеса, следует отнести:

1. Налоговую систему, удушающую предпринимательскую деятельность. Обычный уровень российского налогообложения находится в настоящее время в диапозоне 50–105% от полученной выручки. Результатом этого является уход бизнеса в «серые» схемы. Итог: страх перед налоговой инспекцией, непрозрачность бухгалтерии и невозможность привлечь внешний капитал для развития, неравные условия конкуренции.

2. Государственный рэкет, который основан на том, что государство – крупнейший экономический игрок, в руках которого сосредоточены управление значительным объемом активов и возможность их перераспределения. Чиновничество мало занимается разработкой правил игры и контролем за их соблюдением. «Дешевый» бюрократ – коррумпированный чиновник, получающий свою «долю» дохода от предпринимателей в виде отката или «черного нала».

3. Недостаток квалифицированных кадров. Компании идут от стадии развития к стадии роста и нуждаются в четких механизмах и бизнестехнологиях. Нужны грамотные финансисты, топ-менеджеры, посредники, консультанты. Мало, например, понять, что консалтинг – инструмент накопления и передачи знаний; в принципе речь идет о схемах сохранения активов и увеличения их стоимостных параметров.

4. Ложная структура цены. Можно ли за 5% от текущего объема реализации в соответствии с законодательством продвинуть товар на рынок – реклама, защита брэнда, проценты по кредитам, финансирование рисковых разработок: во всем мире – это инвестиции, а в России – себестоимость... Компания не знает, каков реальный потенциал воспроизводства ее бизнеса.

5. Долларизация всей страны. Мера стоимости – доллар США, а платежное средство – рубль: резервы и накопления – в долларах, а рубль – для расчетного счета. Дополнительные риски конвертации ложатся на представителей бизнеса. В первой половине 2006 г. началось активное движение за дедолларизацию России.

6. Негативный инвестиционный климат, слабо защищено право собственности. Имеют место: манипулирование акционерами, необоснованная

налоговая система, несовершенный Закон о банкротстве при сложившейся коррумпированной практике его применения, подмена реальных активов псевдоценными бумагами. В итоге – инвестиционный голод. Россия недостаточно активно включена в мировой кругооборот инвестиций.

7. Незащищенность интеллектуальной собственности. Россия – кла-

дезь интеллектуальных ресурсов, но на интеллектуальных активах надо научиться зарабатывать. Как? – Себестоимость изобретения составляет 1000 долл. США, а его патентная защита – десятки или сотни тысяч. Инновационные фирмы не могут защитить идею и технологии, которые, будучи незащищенными, неизбежно разворовываются пиратами. Не создан эффективный механизм исполнения судебного решения. Интеллектуальные продукты России в области телекоммуникаций, информационных и биотехнологий пользуются большим спросом со стороны транснациональных коопераций. В начале 90-х был снят гриф «секретно» со многих изобретений в ВПК и зарубежные технологические брокеры немало многоценных идей собрали и собирают у наших «ящиков».

8. Практически повсеместно засилие криминального бизнеса.

3. Вместе с тем, растет новая генерация бизнесменов с целевой установкой на развитие своего дела. Если они получат возможность раскрыть свой потенциал – политическая задача (предприниматели пошли в политику), а средствами ее решения является обеспечение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния населения. Выбор один: тщательно изучать мировой опыт предпринимательства, обоснованно переносить на российскую почву его достижения, обобщать практику России, разрабатывать реальные программы развития различных форм предпринимательства, ориентированных на достижение национальные приоритетов.

Всемирный экономический форум, ВЭФ (г. Давос) из года в годставит Россию по рейтингу конкурентоспособности на одно из замыкающих мест в мире. Нужно разработать и применить адекватный экономический механизм адаптации к мировым реалиям технологической, производственной и коммерческой деятельности. Энергоносители и сырье – профиль специализации России, и это дает ей временное стратегическое преимущество (потребление первичных энергоносителей в мире в начале XXI века превысит 10 млрд условных тонн).

Для выбора потенциальных зарубежных партнеров по бизнесу российскими бизнес-структурами могут использоваться профессиональные выставки, ярмарки, конференции, публикации в специальной прессе, например, в канадском справочном издании Moodis.

4. Внедрение рыночных принципов в России, предстоящее вступление страны во Всемирную торговую организацию, ВТО делает ее экономику все более открытой. Для обеспечения процветания необходимо увеличение масштабов и улучшение структуры предпринимательских инвестиций. Технологический подъем, повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг откроют дополнительные шлюзы для проникновения и закрепления на мировых рынках. Структура и динамика внешней торговли России должны быть соответственно улучшены и повышены благодаря существенно обновленной внешнеторговой ориентации на возможности и требования новых торговых партнеров (1/3 экспорта и импорта России приходится на страны-члены Организации Экономического Сотрудничества и Развития, OЭCP (после1994 г. в состав членов ОЭСР вошли Чехия, Венгрия, Польша, Южная Корея).

С развитием международного бизнеса российские субъекты бизнесотношений должны увязывать перспективы собственной предпринимательской деятельности. Необходимо изучать новые тенденции в мировой экономике, существенные изменения в применяемых в зарубежной практике бизнес-схемах и бизнес-технологиях. Развитие международного бизнеса в России обусловлено и подготовлено двумя обстоятельствами: уровнем зрелости делового климата в стране и степенью заинтересованности и готовности российских предпринимателей к тесному взаимодействию с зарубежными партнерами. Кооперация в режиме различных форм международного бизнеса с участием российских бизнес-структур создает благоприятные условия для роста национальной экономики Российской Федерации, для повышения конкурентных преимуществ национального производства и качества национального потребления.

Внешняя торговля для бизнеса является результирующим моментом. Часть продукта, произведенного бизнес-структурами, предназначена для зарубежных потребителей. Поэтому для российских предпринимателей важно хорошо изучить специфику мировых рынков (товарного, технологического, фондового, ссудного капитала, услуг и т.д.), использовать политику ценообразования в России в связи с поставками в режиме международного бизнеса, факторы ценообразования во внешней торговле, методы сопоставления цен внутреннего и мирового рынков, требований ВТО к России. Необходимо тщательно изучить тенденции развития отдельных секторов экономики в условиях предстоящего полного членства России в ВТО. Особое внимание должно быть уделено перспективам развития российской экономики, параметрам промышленной и инвестиционной политики, улучшению деловой среды и т.д.

Взвешенное и перспективное регулирование экспортно-импортных операций должно поощрять участие российских бизнес-структур в технологической и производственной кооперации с иностранными партнерами. Структурные диспропорции как в экономике страны (преимущественный экспорт энергоносителей и сырья – 40% добываемой нефти, 30 – нефтепродуктов, 33 – природного газа и химических удобрений, 25% – круглого леса), так и в личном потреблении (более 50% внутреннего спроса удовлетворяется в мясе, масле сливочном за счет импорта, 30 – в растительном масле, до 80% – в сложной бытовой технике; во многом за счет этого машинам и оборудованию принадлежит около 35% импорта и 8, 0% – эта товарная группа занимает в экспорте).

Оптимальное включение в мировую экономику предусматривает не только осязательную, но и обоснованную ориентацию на мировые стандарты процесса либерализации внешнеэкономических связей. Еще важнее изучение и внедрение традиционных интернациональных стандартов поведения в международном бизнесе, что обеспечивает равноправное участие российским предпринимателям в мировой финансовой системе, включая мировой фондовый рынок. Нельзя допускать просчетов и ошибок в собственной экономической политике. Для того, чтобы полнее использовать преимущества и выгоды международной предпринимательской деятельности России необходимо последовательно добиваться полного членства во Всемирной Торговой Организации (ВТО) и ОЭСР, что отвечает ее текущим и перспективным национальным интересам.

Активизация включения крупного и среднего российского бизнеса в международную предпринимательскую деятельность имеет и еще одно важное измерение. Это обстоятельство положительно отразится на улучшении рыночных условий хозяйствования в России, повышении уровня прозрачности бинес-операций, осуществляемых как с зарубежными, так и с отечественными партнерами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.