Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международный Лизинговый бизнес






I. Основные вопросы темы

1. Особенности арендных отношений в системе международного бизнеса. Лизинговый бизнес как особая форма совместного предпринимательства. Природа, сущность и возможности лизинга. Формы и виды лизинговых операций с имуществом.

2. Документы, обеспечивающие подготовку и реализацию договора о лизинге (заявка лизингополучателя; договор о лизинге; лизинговый контракт; накладная о поставке объекта лизинга…).

3. Международное лизинговое соглашение: разработка-рекомендация ЮНИДО.

4. Международный лизинг. Деятельность Института УНИДРУА. Конвенция о международном финансовом лизинге. Преимущества и выгоды международного лизинга. Совместная лизинговая компания.

5. Понятийный аппарат (см.: раздел II настоящей разработки).

Графическая часть: таблицы 1–4; дегли № 1–5; схемы № 1–6.

1. Арендным отношениям должно быть отведено видное место в системе форм предпринимательской деятельности. В частности, с позиций международного бизнеса большое значение придается аренде, концессии, селенгу, брэндингу, лизингу и др. Широко применяются следующие формы кредитования (экспорта) оборудования, машин и установок без передачи арендатору права собственности: рейтинг и чертер (краткосрочные), хайринг (среднесрочная) и лизинг (долгосрочная).

По определению Европейской федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования, ЕВРОЛИЗа, лизинг – «это договор аренды промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупает арендодатель, и он сохраняет за собой право собственности». Согласно Закону (билле) о лизинге Великобритании (в упрощенном переводе) лизинг представляет собой «передачу в аренду материальных ценностей (обычно машин и оборудования) во временное пользование с оплатой потребленной стоимости, услуг арендодателя и процента со стоимости оборудования…». В немецком Законе о лизинге отмечается, что лизинг – «своеобразный договор аренды, предусматривающий предоставление арендодателем клиентуарендатору в исключительное пользование объекта лизинга на установленный срок за определенное вознаграждение; при этом право собственности сохраняется за арендодателем». Лизинг – своеобразная форма аренды инвестиционных товаров (товаров длительного пользования). В переводе с французского и итальянского лизинг означает: кредит-аренда, финансирование аренды, операции по финансовой аренде.

В России с ноября 1998 г. действует Федеральный закон «О лизинге» – 6 глав, 39 статей. Новое в российской практике благодаря введению Закона (и других нормативных актов – см. таблица 1)сводится к возможности применения международного лизинга, увеличению срока лизинга до 1, 5–3 и более лет, использованию возвратного лизинга, финансового лизинга, оперативного лизинга; допускается сублизинг. Широко трактуется содержание договора о лизинге (ст. 15), внедряется новый подход к учету предмета лизинга (ст. 12), допускается переуступка прав на объект лизинга (с. 18). Лизинг объясняется как прямые инвестиции (ст. 27), возможна ускоренная аммортизация (ст. 31) и т.д.

2. Основным документом лизинговой операции является договор о лизинге или лизинговое соглашение, участниками которых являются лизинговая компания (лизингодатель), производитель, поставщик (лизингодержательпоставщик) и лизингополучатель, между которыми возникают специфические долгосрочные партнерские отношения по поводу объекта лизинга. Лизинг – форма совместного предпринимательства второго уровня, так как стороны лизингового соглашения связывают длительные и тесные взаимозависимые экономические отношения, возникающие в связи с поставками комплектного – основного, технологического, уникального, универсального оборудования и предоставляемыми лизинговыми услугами, нередко по долгосрочным – стратегическим проектам. При осуществлении лизинговых операций используются возможности совместных предприятий, офшорных центров и налоговых «гаваней»; поиск источника финансирования может быть связан с проведением тендера; в отдельных случаях применяются формы траст-бизнеса.

Лизингополучатель в результате эксплуатации предмета лизинга – лизинговых активовдвижимого (в отдельных случаях – недвижимого) имущества извлекает прибыль, ее величина ориентирована на стоимость объекта лизинга, объем которой ниже стоимости банковского кредита на приобретение оборудования. Лизингодатель, благодаря лизингу, использует дорогостоящую технику без значительных первоначальных затрат на капитальные вложения; он расширяет рынок сбыта, дифференцируя риски потерь в связи с неплатежеспособностью заказчика. Объемы лизинговых операций быстро растут. Например, в США с 1 млрд долл. США (1965 г.) до 300 млрд долл. США (2005 г.), что соответствовало примерно 32% объема внутренних инвестиций; в Южной Корее – 4, 8 млрд долл. (28%), в Великобритании объем рынка лизинговых услуг составил 108 млрд долл. США (около 28%); в Италии – 18% и т.д. Россия по этим показателям занимает 14 место в мире, имея следующие параметры: 8, 5млрд долл. США (рост по сравнению с 1997 г. составил 9, 0 раз) и около 1, 5% инвестиций в основной капитал. Общий объем заключенных в мире лизинговых договоров в 2005 г. составил около 1 трлн долл. США.

Посредником между производителем оборудования и компанией, нуждающейся в его использовании, выступает лизинговая компания. Она получает заявку от потенциального лизингополучателя, подыскивает требуемое оборудование и готовит лизинговый контракт. При этом лизинговая компания тщательно изучает экономическое и финансовое положение своего клиента (оборот, баланс, кредитную историю, сбыт, прибыль, убытки и т.д.) и принимает окончательное решение, приобретая материальные ценности на основе контракта. В лизинговом контракте предусматривается непрерывный срок лизинга, сумма лизинговых платежей и периодичность их выплаты, условия страхования оборудования, возможные варианты владения имуществом по окончании срока контракта и другие условия; обычно срок контракта соответствует периоду амортизации. Посредством лизинга лизингополучатель имеет уникальную возможность использовать преимущества ускоренной амортизации.

3. Образцом при подготовке лизингового соглашения является международное лизинговое соглашение Организации Объединенных Наций по промышленному развитию, ЮНИДО, в котором наиболее полное отражение получили финансовые (инвестирование), имущественные (владение, собственность), страховые (страховой полис), интеллектуальные (авторское право), валютные (валюта контракта), экономические (экономическая собственность), юридические (юридическая собственность, арбитраж), налоговые (налоги), коммерческие (цена, расходы, платежи) и иные аспекты, включая риски, гарантии и т.д.

Первая специализированная лизинговая компания United States Leasing

Corporation в Новейшей истории была создана в Сан-Франциско в 1952 г. Одна из первых в современной России крупных лизинговых компаний в форме ассоциации «БАЛТЛИЗ» образована в середине 1990 г. Учредители: «Ленпромстройбанк», Госстрах СССР, Балтийское морское пароходство и др.; профиль деятельности – лизинг судов-сухогрузов. К концу 1992 г. перечень объектов лизинга расширяется за счет судов других классов, самолетов, промышленного оборудования, строительной техники, оргтехники. Но наибольшая доля приходилась на морской транспорт. Позднее начали обслуживаться потребители сельскохозяйственной техники, предприятия нефтедобывающей промышленности и нефтеперерабатывающей промышленности. «БАЛТЛИЗ» имеет представительство в Москве.

На рынке лизинговых услуг России наиболее заметны Сбербанк России, «Мостбизнесбанк», Банк «Санкт-Петербург». В частности, «Мостбизнесбанк» являлся основным учредителем компании «Лизингбизнес» (учреждена в 1992 г., уставный фонд составлял 100 млн рублей). Объем купленного и сданного в лизинг оборудования за период 1992–1998 гг. составил около 36 млн долл. США. Структура предоставленного в лизинг имущества такова: автомобили составляют 40% всего объема, копировальная техника и офисное оборудование – 28% и т.д. Основные клиенты – западные фирмы.

«Межэкономсбербанк» создал совместную лизинговую компанию «Межсбер-Юраско лизинг», соучредителем которой выступает Eurasco Trade

Consulting Gmbh – дочерняя компания швейцарской финансовой компании EURASCO Zuerich AG. Схема работы такова: «Межсбер-Юраско лизинг» ищет клиентов, EURASCO Zuerich AG финансирует контракты, а «Межэкономсбербанк» выступает гарантом лизинговых сделок. Годовой оборот составляет в целом 10млн долл. США. Важно, что закупается оборудование не только у зарубежных, но и у отечественных производителей (например, 24 комплекта хлебопекарного оборудования у Ярославского завода).

4. Лизинговые компании многих стран мира создаются как дочерние компании банков. Группа коммерческих банков США, Западной Европы и Японии создали международное лизинговое объединение «Орион лизинг груп». Известны следующие лизинговые ассоциации: ИНТЕРЛИЗ (11 стран Европы), ЭБИКЛИЗ (группа, объединяющая лизинговые компании Голландии, Италии, ФРГ, Австрии, Великобритании, Бельгии, Франции). Штаб-квартира – в г. Брюсселе. Главная функция – посредник в организации международной лизинговой кооперации. Далее следуют ЛИЗКЛАП (10 стран Европы и Австралия), ЛИЗЮРОП (создана в 1979 г., объединяет 17 ассоциаций стран Западной Европы, всего около 750 лизинговых компаний и т.д.).

Отработкой правовых аспектов международного лизинга с 1974 г. занимается специальная международная организация – Международный Институт Унификации Частного Права (создан в 1926 г., местонахождение Института – г. Рим; см. Ч. 1, индекс 0898) – UNIDRUA (УНИДРУА). В 1998 г. в Оттаве (Канада) благодаря усилиям УНИДРУА была проведена специальная международная конференция (с участием 55 государств, включая СССР). Участники конференции подписали «Конвенцию о международном финансовом лизинге» (особенности информации технологии Конвенции приведены на схеме № 6 и в таблице 2).

В 1974 г. «Эйробанк» (советский загранбанк «Коммерческий банк для Северной Европы») и Credit yonnais SA (Франция) создали лизинговое смешанное предприятие «Промолиз» с целью внедрения лизинга во внешнеэкономические связи между странами Западной Европы и СССР. Профиль деятельности – лизинг транспортных средств (тягачей, рефрежераторов, тентовых полуприцепов, кузовов, контейнерных шасси) и контейнеров с последующей их покупкой. В/О международных автомобильных сообщений «Совтрансавто» в 1976-1990 гг. заключило лизинговых контрактов на 29 млн инвалютных рублей.

Согласно данным таблицы 3, рост стоимостных характеристик лизинговых операций в мире за период 2000–2005 гг. составил 33, 9%, а за 2004– 2005 гг. – 10%. В Европе в течение 2004–2005 гг. (см. таблицу 4) этот показатель увеличился на 10, 7%, в России он возрос соответственно на 42, 7%. В Европе по этому показателю первое место занимает Морокко (рост в 4, 03 раза), второе место Польша (51, 4%) и третье место принадлежит России.

Мировой опыт свидетельствует, что за рубежом широко используются возможности и внешнего лизинга, и внутреннего лизинга. В лизинговом процессе в последние годы плодотворно применяется капитальный лизинг. В то же время практика в России подтверждает, что в лизинговой деятельности используется преимущественно стандартный лизинг.

Функции, которые выполняет лизинг в национальной экономике, таковы: финансовая (вложение финансовых ресурсов в основные фонды), производственная (гибкое, оперативное решение задач развития производства посредством временного использования, как правило, современных машин и оборудования любой комплектности, включая целые заводы), сбытовая (расширение сбыта за счет новых потребителей), амортизационная (получение льгот, смягчающих негативное воздействие внешних факторов на компанию) и др.

Преимущества и выгоды лизинга сводятся к следующему:

100%-процентное кредитование, не требующее немедленных платежей;

контракт по лизингу получить проще, чем кредит (усложнение ситуации дает фактор материальной гарантии);

оказание государственной поддержки лизингополучателю (развитие производства и освоение новой продукции);

лизингодатель и лизингополучатель могут получить льготы па налогам, амортизации, инвестициям, а затем выровнять доходы посредством снижения ставки лизинговых платежей, которые обычно привязываются к Лондонской ставке предложения межбансковского рынка депозитов, ЛИБОР;

лизинг не «утяжеляется», так как активы, платежи относятся на

себестоимость (издержки производства), снижая налогооблагаемую прибыль;

финансовый учет объекта лизинга осуществляется на забалансовых счетах, так как объект лизинга учитывается, как правило, на балансе лизингодателя - собственника (в России допускается и учет лизингополучателем);

гибкость договорных отношений, которая выражется в уменьшении ограничений. Погашение долга увязывается с поступлением от продажи продукции. Объем, порядок и процедура лизинговых платежей устанавливаются сторонами договора;

лизинговое соглашение более маневренно, чем договор о кредите (ограниченные сроки и размеры погашения плюс проценты); оно является более удобной схемой финансирования;

риск износа оборудования ложится на лизингополучателя, что сужает возможности по защите предмета лизинга от устаревания и вынуждает к обновлению парка применяемых машин посредством револьверного лизинга или генерального лизинга;

льготы при учете имущества, полученного в лизинг (объект лизинга состоит на балансе лизингодателя). Согласно принципам ЕВРОЛИЗа, лизингодатель обязан публиковать (в финансовом отчете или в приложении к нему) данные о своих финансовых обязательствах в связи с лизинговыми операциями;

в случае лизинга лизингополучатель после монтажа оборудования

может сразу выпускать продукцию, используя все свои производственные мощности;

временно свободные денежные средства из-за более низкой процентной ставки, чем по займу, лизингополучатель может использовать на другие цели, например, на расширение производства;

лизинг не изменяет соотношение между собственным капиталом и заемным капиталом (левередеж), так как во многих странах оно устанавливается законом;

лизингополучатель может получить все мыслимые (и немыслимые) дополнительные лизинговые услуги;

объем лизинговых платежей не пересматривается в течение всего срока договора в отличие от арендной платы;

Международный Валютный Фонд, МВФ не учитывает сумму лизинговых операций при расчете национальной задолженности и др.

Недостатки лизинга таковы: риск износа позволяет лизингодателю увеличивать объем комиссии для компенсации; инфляция может «съесть» часть платежей; при финансовом лизинге складывается ситуация, которая не всегда позволяет учесть требования научно-технического прогресса, конкуренции и др.

В интересах развития цивилизованного лизинга в России важно использовать две возможности: отладку процедур импортного лизинга и создание финансовых лизинговых компаний в форме совместных предприятий, СП. Эта форма имеет очевидные преимущества.

Решение о лизинге, использовании лизинговых активов должно быть взвешенным. К наиболее полному использованию его преимуществ ведет тщательный анализ показателей и факторов, а именно класс полученного в лизинг имущества, цели его использования, срок договора, финансовое положение компании, учет будущих налоговых и экономических условий, например, в связи с реализацией произведенной на лизинговом оборудовании продукции и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.