Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сновные методы психологических исследований






В психологии, как и в любой другой науке, существуют свои методы. На протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение (самонаблюдение), беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение – в психологии является одним из самых старых методов и на первый взгляд наиболее простых. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Он основывается на планомерном наблюдении за дея­тельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без како­го-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а так­же их психологическое толкование.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длительное, иногда в течение ряда лет); достаточно широко применяется метод включенного наблюдения (когда психолог сам является непосредственным участником событий).

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Самонаблюдение (интерспекция) или наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. При самонаблюде­нии очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происхо­дящего имеет субъективную окраску. Самонаблюдение бывает непосредственное и отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью. Анамнез – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью (опрос) – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

Есть несколько вариантов проведения интервью (опроса). Устный, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравни­тельно небольшое время. В случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент. Существует два варианта экспериментов – лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственных условий, а естественный эксперимент дает возможность экспериментатору наблюдать испытуемых в естественных условиях. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Метод тестов – метод испытаний, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов. Принято выделять несколько вариантов тестов: стандартизованные (тесты-опросники, тесты-задания) и проективные тесты. Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории. Проективные тесты – данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий.

Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Развитие компьютеров и программного обеспечения для них дало толчок к моделированию психических явлений на основе законов работы ЭВМ, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач близки к операциям и логике, на основе которых работают компьютерные программы. Это привело к попыткам представить и описать пове­дение человека по аналогии с работой компьютера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.