Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды человеческой деятельности. Их характеристика.






Психика познается и проявляется в деятельности. Человек высту­пает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, незави­симо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психическо­го мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера. Деятельность - категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляю­щаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из приро­ды. Он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности.

Проблема деятельности органически связана с проблемой разви­тия личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершен­ствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование со­знания. Деятельность в то же время - это процесс взаимодействия челове­ка с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и органи­зация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность) и научно-ис­следовательская деятельность. Человеческая деятельность очень многогранна. В ее ходе человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энер­гии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, за­трачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.

Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он мо­жет преследовать в ней как общественно значимые цели, так и дости­гать а её ходе результаты, не одобряемые другими людьми.

Деятельностью называется совокупность действий человека, направ­ленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.

Психология различает три вида деятельности:

игру, учение, труд.

Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта.

Учение - это процесс систематического овладения знаниями, навы­ками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельнос­ти.

Труд -это деятельность, направленная на создание общественно пол­езного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные пот­ребности людей.

Деятельность имеет свои особенности.

Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения - продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь данным видом деятельности, он выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем общест­вом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда.

Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отли­чие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятель­ности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целя­ми, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия.

Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели, к которой стремится человек в данной деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

Плановость деятельности. Деятельность - это не просто сумма от­дельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляю­щие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвя­занными, располагаются в известном порядке, строятся по опреде­ленному плану.

Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже дейст­вия еще не составляют деятельности.

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы де­ятельности, цель и результат.

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью.

Способы и приемы - это действия, предпринимаемые человеком, что­бы достичь целей деятельности.

Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций.

Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, за­дачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущес­тво его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельнос­ти.

Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Результат - это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Ре­зультаты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значимость его деятельности.

Исследования советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонть­ева, П.Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия форми­руются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план на­зывается интериоризацней.

Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу- Затем наступает время, когда палочки становятся ненуж­ными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования ста­новятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, пре­жде чем приступить к внешней деятельности, направленной на дости­жение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельнос­ти. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предме­тами называется экстериоризацией.

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность - форма ак­тивности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нуж­ды в в определенных условиях нормального функционирования инди­вида.

Потребность не переживается как таковая - она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и прояв­ляется в поисковой активности. В ходе последней происходит иденти­фикация с ее предметом - фиксация на предмете, который может ее удов­летворить. С момента " встречи" активность становится направленной, опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном - и становится мотивом, который может уже и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

По С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее " внутренние" закономерности; внешние причи­ны проявл. через внутренние условия. При объяснении психич. явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой. Деятельность следует отли­чать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от трех компо­нентов: знаний, умений и мотивации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.