Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психика и ее развитие






 

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной жи­вой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими воз­можность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоор­ганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью по­лучения информации об окружающем ее мире. В то же время получение инфор­мации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (немате­риального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности являет­ся копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формиро­вания его поведения, что в целом определяет возможность относительно длитель­ного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реаги­ровать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

 

 

Развитие сенсорных процессов животных.

На начальном этапах раз­вития психики животных осуществляется:

- совершенствование их двигательного аппарата;

- постепенно развивается их способность дифференцированно от­вечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;

- одновременно развиваются органы рецепции - обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения.

Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:

- у животных появляется сложная нервная система;

- у животных наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;

- совершенствуются центральные отделы нервной системы живот­ных, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

- появляется предметно-образное отражение действительности;

- появляются эмоции животных.

Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе у животных:

- появляется способность к интеллектуальному поведению при воз­никновении препятствий на пути достижения цели;

- интеллектуальные действия носят примитивный характер и не яв­ляются следствием знания объективных законов природы;

- интеллектуальные действия не занимают у животных главенству­ющего положения в их поведении;

- изобретенные способы действий не передаются от одного живот­ного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового раз­вития.

Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.

На этом этапе в процессе труда у человека:

- руки становятся не только органом движения, но и осязания, по­могая человеку познавать важные для процесса труда особенности пред­метов;

- появляется способность к мышлению;

- появляется потребность к общению с другими людьми;

- появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;

- отражательная деятельность начинает носить сознательный ха­рактер.

Развитие сознания человека. На этом этапе у человека:

- появляется способность познавать общее и особенное в окружаю­щей действительности;

- появляется способность определенным образом относиться к ок­ружающей действительности;

- появляется способность заниматься творчеством.

Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появля­ются способности:

- познания себя путем познания других;

- самопознания путем анализа собственной деятельности и поведе­ния;

- самоконтроля и самовоспитания.

Развитие социального поведения человека. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

ü оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

ü сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

ü психическое отражение углубляется и совершенствуется;

ü оно обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

ü оно преломляется через индивидуальность человека;

ü носит опережающий характер.

 

Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формиро­вания его поведения. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Элементарная способность реагировать на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи, что отличает живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной ак­тивности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания.

Сочетание внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирова­ния, получивших название чувствительности. Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.

Само по себе появление у животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться; не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организмам на воздействия внешней среды.

Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, и пр.), человеческая психика формируются у человека только в процессе жизни, трудовой деятельности и усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств – речевых знаков, – созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

 

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.