Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание: окружающая среда






Даже в самых лучших исследованиях наследуемости скрывается секрет. Хотя исследователи и могут подчеркнуть важность генов, они часто оказываются не в состоянии объяснить остальное.

Например, вы уже узнали о том, что около половины изменений в уровне IQ и личности вызывается генами. Естественно, это означает, что остальная часть предоставляется окружающей средой. Но когда исследователи начинают искать точное влияние среды, они беспомощно барахтаются в статистически несвязанных океанах данных. Список факторов, которые безуспешно пытались сравнить исследователи, очень длинный. Информация о родителях — например, их стиль воспитания, количество времени, которое они проводят с детьми, и уровень образования — имеет эффект на ранней стадии, но этот эффект уменьшается со временем, пока не становится почти катастрофически мал. Результаты большинства исследований показали, что общее влияние окружения (которое объединяет отпрысков — например, город, где они живут, школа, которую посещают, социальное положение семьи и т. д.) имеет очень слабое воздействие на индивида. В зрелом возрасте корреляция между IQ и личностью приемного ребенка и тех же параметров у его приемных родителей приближается к о.

Итак, где же находятся недостающие факторы окружающей среды, которые имеют значение? Вот некоторые возможности.

• Группы сверстников. В своей неоднозначной книге «Обязанности воспитания»[8] Джудит Харрис утверждает, что дети в одной семье принадлежат к разным группам ровесников, и эти группы гораздо сильнее влияют на них, чем родители.

Эпигенетические различия. Недавние исследования свидетельствуют, что факторы окружающей среды могут со временем изменить выражение генов. Примеры включают мельчайшие различия в среде эмбриона или влияние таких токсинов, как сигаретный дым, в течение жизни. Эпигенетические факторы могут объяснить различия однояйцевых близнецов — их разную плодовитость, отличающийся возраст вхождения в менопаузу и причины, по которым один может страдать от расстройства вроде шизофрении или маниакально-депрессивного психоза, а другие нет.

Индивидуальные вариации. Наверное, некоторые из факторов окружения, измеренные исследователями, важны, но только в малых группах людей. Например, возможно, стиль воспитания имеет значение для некоторых детей, более восприимчивых к нему, но не для всех. Этот эффект все еще проявлялся бы как статистическая корреляция, но для большой популяции он бы сильно уменьшился и даже исчез.

Слишком много сходства. Возможно, воспитание имеет значение, но мы все выполняем примерно одинаковую работу. В большинстве крупных исследований близнецов собирали непропорционально много данных у белых людей, принадлежащих к среднему классу. Имеется некоторое свидетельство того, что более варьированные исследования доказывают большую наследуемость для факторов окружающей среды. Конечно, это говорит о том, что стиль воспитания имеет значение, но не такое большое, и вы, вероятно, справляетесь с ним не лучше и не хуже других.

ПРИМЕЧАНИЕ

Как вы узнали из этой книги, мозг привык рассуждать о при­чинах и последствиях. Поэтому люди часто объясняют свою личность на основании влияния окружающей среды, даже если оно мало. Например, в одном случае при исследова­нии близнецов дети, воспитанные отдельно, поразительно похожим образом наводили порядок (оба самозабвенно терли и чистили). Когда у них спросили, почему они так делают, один близнец ответил, что он подражал своим сверхаккуратным приемным родителям, тогда как другой сказал, что таким образом протестовал против неопрятного стиля жизни своей приемной семьи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.