Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм.






Одной из особенностей собственно человеческого отношения к миру является то, что оно опосредуется языком и связанными с ним различными системами идеальных представлений о человеке и окружающей действительности. В определенном смысле их можно трактовать как знания. Они могут выражаться в устной или письменной речи, образе, символе, знаке, они могут быть рациональными и чувственными, истинными и ложными, объективными и оценочными, явными и неявными, профанными и сакральными, теоретическими и практическими; они соотносятся с различными аспектами человеческого бытия в мире – природой, обществом, внутренним миром человека и т.д.

В своей совокупности результаты освоения человеком действительности образуют единый когнитивно-ценностно-духовный континуум. В его создании принимают участие такие «сущностные силы» человека, как язык, чувства, интерес, вера, интеллект, ум, воля, интуиция, воображение, медитация, вдохновение и т.д. Все эти «силы» в жизнедеятельности человека взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Познаниеэто сложный и многогранный процесс получения, накопления и приумножения знаний. Он реализуется на двух основных уровнях.

Первый - духовно-практический. Его исходная форма – повседневный обыденный опыт людей, который отображается в языковом сознании.. Еще одной формой духовно-практического освоения мира является миф. Миф – это не только познание мира, сколько переживание людьми постоянно творимой высшими силами истории мира, в которой человек выступает их партнером, является творческим началом борьбы добра со злом К этому уровню принадлежит и искусство. Расширяя границы человеческого мира и развивая человеческие сущностные силы, оно тем самым оптимизирует человеческий фактор в мире и служит средством его творческого конструирования по «законам красоты».

Второй уровень – духовно теоретический. Он вычленяется из духовно-практического способа освоения действительности и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний о мире и человеке и существует в двух основных формах – философской и научной. Именно на этом уровне познавательное отношение человека к миру обретает свою аутентичность. Она заключается в формировании установки на производство новых объективно-истинных знаний об окружающей действительности и человеке.

Собственно познавательный компонент в общей структуре когнитивно-ценностно-духовного мировоззрения общества приобретает самодостаточное значение в культуре античного мира – Древней Греции. Его становление было связано с возникновением философии в качестве специфического типа рефлексии. Специфика этой рефлексии заключалась в утверждении нового типа оценочного отношения человека к миру – истинностного значения. Поиск истины, обладание истиной были важны для греческих философов не столько в целях каких-то выгод или особых преимуществ, сколько ради ее преобразующего духовного воздействия.

Философия исторически и проблемно связана с мифом. Однако философы в отличие от жрецов Востока искали и давали ответы на фундаментальные проблемы человеческого существования самостоятельно. Они действовали от собственного имени и доверяли лишь своему разуму.

В греческой философии разум впервые стал автономной познавательной способностью человека (т. е. обособился от мифа). Он выработал собственные методы познания (логику и диалектику), формы представления знаний (понятия, теорию). Вместе с тем античные философы по-разному отвечали на вопрос о познаваемости бытия. Так, гносеологические оптимисты(среди них Сократ, Платон, Аристотель) считали, что мир, в сущности, познаваем. А скептики (Пиррон, Секст Эмпирик) утверждали: возможно, познаваем, а, быть может, и нет – наверняка же ответить на этот вопрос невозможно. Позиция скептицизма может быть усилена, если абсолютизировать тезис о непознаваемости мира. В последующие времена так и произошло. Это позиция агностицизма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.