Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности.






Понятие личности конкретизируется через сопряженные с ним понятия «индивид» и «индиви

дуальность». Понятие «индивид» используется для обозначения человека в качестве конкретного представителя человеческого рода (как носителя его родовых свойств) или для его выделения в качестве представителя той или иной социальной группы.

Личность у новорожденного пребывает только в возможности, связанной с будущей деятельностью воспитателей: родителей, учителей, коллективов, общества в целом. Поэтому правильно говорится, что личностью не рождаются, а становятся. Личность – продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Она непосредственно реализуется в социальном статусе и социальных ролях индивида, в его социально-значимых поступках и мотивах, побуждениях и т.д. Личность не только продукт и объект общества, но обязательно – субъект, воздействующий своей активной деятельностью на окружающую его среду. И чем больше это воздействие, тем заметнее он проявляет себя как личность. Следовательно, нельзя сводить личность только к сознанию человека, его мыслям и мотивам. Личность как активно действующий субъект налагает свою печать на все окружающее. В понятии «личность» акцентируются прежде всего социальные и духовные качества человека как носителя человеческого достоинства, свободы, воли и целеустремленности. Слово «индивидуальность» фиксирует своеобразие человека, его неповторимые черты. Индивидуальность формируется в процессах социализации индивида на основе уникального сочетания унаследованных природных задатков и освоенных им социокультурных программ жизнедеятельности, а также в ходе саморазвития и самоактуализации.

Уникальность и индивидуальная неповторимость личности включают в себя вместе с тем общность особенностей и свойств в деятельности, потребностях и интересах, в направленности и ориентациях той социальной среды (класс, нация, профессиональные, половозрастные группы и т.п.), в которую входит данный индивид.

С точки зрения особенностей включения людей в культурную и социальную среду в целом принято выделять 2 основных социокультурных типа: реактивный и проактивный. Реактивный тип включает тех, кто в значительной степени либо полностью зависит от обстоятельств и других людей. Действия этого типа личности развертываются чаще по схеме «стимул — реакция». Такие люди находятся в большой зависимости от окружающей природной и социальной среды. Человек такого типа все свои неудачи и поражения списывает на обстоятельства или чей-то злой умысел.

Проактивный тип личности характеризуется прямо противоположными социальными качествами и установками. В поведении такой личности между стимулом и реакцией появляется большое количество промежуточных звеньев, определяющих свободу выбора. Личность такого типа действует активно и целеустремленно, учитывая влияние окружающей среды и давление обстоятельств, она принимает самостоятельные решения. Люди, относящиеся к проактивному типу личности, своей творческой новаторской деятельностью способны внести существенный вклад в развитие культуры.

Кроме основных двух типов, отличающихся формой включения в окружающую социальную среду выделяются также типы личности, особенности которых связаны с содержанием ценностно-нормативных оснований культуры, осваиваемых в процессе социализации личности. По этим основаниям выделяются следующие социокультурные типы личности: модальный, маргинальный, девиантный, эталонный.

Модальный тип личности — это наиболее распространенный в данной социкультурной среде в конкретно-исторических условиях тип личности. Он воплощает в концентрированном виде наиболее характерные личностные характеристики индивидов, формируемые господствующими в этом обществе типами культуры, мировоззрения, общественных оценок, социально-экономических условий.

Маргинальный тип личности. Маргиналами являются люди, социокультурные основания которых находятся одновременно в двух или более социокультурных пластах — социальных группах и ценностях, разделяемых ими (например, сельский житель, переехавший в город и еще не адаптировавшийся в городской социокультурной среде. Особенно часто появляются личности такого типа в ситуациях общественных трансформаций.

Девиантный тип личности — это тип личности, для которой характерно отклонение от принятых в обществе социальных норм и отказ от культивируемых в обществе культурных ценностей. В число девиантов включаются индивиды с негативно ориентированной девиацией (например, наркоманы, преступники, для которых характерна крайняя форма девиации — делинквентное поведение), а также люди с конструктивно ориентированной девиацией (например, гении).

Эталонный тип личности — это обобщенная характеристика человека, личностные свойства которого в наиболее полной степени соответствуют «социальному заказу», сформированному на определенном этапе социально-экономического, политического и социокультурного развития общества. Эталонный тип личности — это своего рода образец, к которому должен стремиться сознательный и активный гражданин страны, не забывающий и о судьбах человечества. И если эти отношения в своей содержательной части соответствуют национальным интересам своей страны и общечеловеческим ценностям и постоянно влияют на цели, которые ставит перед собой человек и которые побуждают его быть постоянно активным в достижении этих целей, значит, данный индивид будет соответствовать характерологическим особенностям эталонного типа личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.