Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта






Основой возникновения языка, равным образом как и мышления, являются труд, коллективная деятельность людей. Благодаря общению людей совершенствовались орудия труда, а навыки в их употреблении становились достоянием всего коллектива. Для передачи трудовых на­выков и опыта последующим поколениям механизма ус­ловных рефлексов было недостаточно, поскольку опыт был настолько разнообразен, что мог передаваться не иначе как в обобщенном виде, в его внутренних и су­щественных связях. Этой цели и послужило появление мышления и языка.

Сознание формировалось на основе общественной жизни людей и их постоянного взаимодействия, которое протекает посредством их общения. Средством общения служит слово, значение которого носит обобщенный ха­рактер.

Мышление и язык неразрывно связаны между собой, однако это не означает, что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для взаимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Мышление возможно лишь тогда, когда оно облекается в языко­вую форму, т.е. в определенной системе средств об­щения. Такими средствами являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя (думать " про себя").

Если человека не научить речи, его мышление будет неразвитым. Примером этого могут служить случаи, когда дети с момента своего рождения жили среди животных. Они не умели говорить и обладали крайне примитивным мышлением.

Характерной особенностью слова как раздражителя является непрерывное расширение его содержания. В за­висимости от индивидуального опыта человека одни и те же слова могут вызывать у разных людей различные со­держательные представления о предметах.

Таким образом, не только язык не существует вне мышления, но и мысли, идеи не существуют вне языка. Язык и мышление развиваются вместе со становлением общества.

В последние годы в связи с бурным прогрессом ин­форматики и компьютерной техники возникли новые ас­пекты понимания сознания. Для сложных динамических систем, которые изучает кибернетика, характерной явля­ется способность получать, хранить, перерабатывать ин­формацию и на этой основе осуществлять управление.

Общим для мозга и моделирующих его работу уст­ройств являются их материальность, закономерный характер процесса переработки информации. Однако в маши­нах дело ограничивается информационным логическим процессом, который протекает в форме физико-хими­ческих процессов. В мышлении же человека информаци­онный процесс связан не только с такими процессами в нейронах мозга, но и со специфическими нейрофизио­логическими процессами.

На мышление людей влияют эмоции, они могут, например, ускорять или замедлять мышление. Человек мыслит не только понятиями, но и образами, а образное мышление порождает фантазию, ассоциации, интуицию. Но как заставить машину мыслить «образами», если образное мышление не представляет собой четкого логического процесса?

Тем самым реальная проблема заключается не в том, чтобы выдвигать все новые и новые аргументы не­способности компьютера к " мышлению", а в совершенно другом. ЭВМ не является носителем сознания.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.