Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние процессов демократизации, разгосударствления отдельных секторов экономики в первой половине 1990-х годов на становление института продюсерства в аудиовизуальной сфере.






Тенденцию к свертыванию национального кинопроизводства удалось остановить только к 2000 г. Первопричины этой тенденции кризиса кроются в сугубо рыночной ориентации, заложенной самими кинематографистами в модели развития кинематог-рафии, появившейся в результате решений Пятого съезда кинематографистов СССР (май 1986 г.). Кратковременный, если не качественный, то количественный взлет в 1980—1990-е гг. (число производимых полнометражных игровых фильмов достигало тогда 300, а по некоторым оценкам, и 400 в год) сменился в условиях экономических реформ и ужесточения экономической политики глубоким спадом. На смену эйфории от коммерциализации, так и не принесшей существенных доходов, вновь пришла сугубо дотационная ориентация всех традиционных звеньев кинопроцесса (производства фильмов, их проката и демонстрации в сети кинотеатров). При этом недооценивались и недооцениваются происходящие в сфере экраннной культуры структурные сдвиги: расширение и трансформация телевизионного вещания, шзвитие видеоиндустрии, а в недалеком будущем на основе ди-гитальных (цифровых) технологий — коммуникационных автострад и видеокомпьютерного синтеза. Эта архаичность психологии и мироощущения творцов и стала одной из причин кризиса в кино как результата совокупного Воздействия общих для страны экономических факторов и интеграции отечественного кинематографа, первоначально ошибочно ориентированного на уникальную американскую модель функционирования, в систему глобальной массовой культуры.

51. Внутренние и внешние причины, оказавшие существенное влияние на преобразование аудиовизуальной сферы Республики Беларусь (1990–2012 гг.).

Внутренние и внешние причины, оказавшие существенное влияние на преобразование аудиовизуальной сферы Республики Беларусь (1990–2012 гг.)

Возникновение предпосылок для перестройки аудиовизуальной сферы Беларуси, первые шаги продюсерства в новых экономических и социально-политических условиях (первая половина 1990-х годов). Перспективы развития института продюсерства в Беларуси на настоящем этапе.

Сущность идеи самостоятельных хозрасчетных творческих подразделений, действующих на основе материальной заинтересованности и личной ответственности. Возникновение в белорусской киноиндустрии во второй половине 1980-х годов относительно самостоятельных творческо-производственных объединений, а несколько позже – и негосударственных фирм-студий. Сокращение бюджетного финансирования киноотрасли на рубеже 1980–1990-х годов и попытка ее перевода на самофинансирование. Отечественные продюсеры-самоучки: А.Буйницкий, А.Карпов, Б.Горошко, О.Белоусов. Поиски новой жанрово-тематической структуры кинопроизводства. Использование отечественной творческо-производственной кинематографической базы зарубежными (главным образом российскими) фильмопроизводящими продюсерскими кампаниями. Национальный фильм как творческо-производственный продукт и культурный артефакт – необходимые условия производства и дистрибуции.

Условия хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы предприятий в аудиовизуальной сфере формируются под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы хозяйствования зависят прежде всего от целей и задач, которые ставят перед ними, с одной стороны, учредители, а с другой — организаторы и создатели культурных ценностей, а также от внутренних закономерностей развития культурной деятельности и применяемых технологий. Совместимость этих целей, задач и технологий с системой экономических отношений, с наличием всего объема экономических и интеллектуальных ре-сурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования (их форм, типов, образцов), определяют характер организационно-экономического и правового механизма в аудиовизуальной сфере, который включает состав организаций отрасли, создающих конечный продукт отрасли (аудиовизуальную продукцию) и их структуру, с одной стороны, и механизм функционирования каждой из этих организаций, с другой.

Организационные преобразования в отраслях аудиовизуальной сферы начались в 1980-е годы с целью поиска новых методов хозяйствования и увеличения объема и разнообразия услуг и товаров культурного назначения. В этот период на базе государственных учреждений культуры появилось множество относительно самостоятельных любительских объединений, клубов по интересам, творческих студий, молодежных центров, кооперативов.

Так, в 1990-е годы существовало около 900 театров-студий, появились коммерческие структуры в области продюсерской деятельности, в то же время в кинематографии при киновидеообъе-динениях и киноконцернах возникли хозрасчетные структуры, обладавшие творческой и хозяйственной самостоятельностью и

работавшие на договорных началах с организацией-учредителем (театром, киностудией, клубом, предприятием). Впоследствии многие из этих образований, сумевшие приспособиться к рыночным условиям хозяйствования превратились в юридически самостоятельные частные или государственные организации.

Одновременно шел процесс создания новых организаций в сфере культуры и прежде всего в аудиовизуальной сфере. В конце 1980-х годов наряду с традиционными государственными киностудиями были созданы 100 студий нового типа, независимых от Госкино, а также база по прокату средств кинотехники. Кинопрокатные организации получили самостоятельность, были созданы 130 киновидеообъединений, в которые первоначально входили и кинотеатры.

В эти же годы возникает сеть государственных, кооперативных и частных организаций видеопроката. Количество видеосалонов, кафе с видеопоказом, видеотек и других подобных заведений составило, по оценкам специалистов, десятки тысяч с годовым оборотом до 12 млрд руб. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 г. разрешило организацию и проведение развлекательных программ, платных творческих вечеров, развитие досу-говых центров с использованием видеопроката. Наряду с легально работающими организациями видеопроката возникает обширная нелегальная сеть по тиражированию, прокату и продаже контрабандной видеопродукции. В 1986 г. было создано Всесоюзное производственно-творческое объединение «Видеофильм» и возникла государственная сеть, состоявшая из 2500 видеотек и видеозалов.

В результате происходящих в кинематографии процессов в 1996 г. организационная структура аудиовизуальной сферы состояла из 38 государственных киностудий, большинство из которых располагало производственными мощностями, и 200 независимых студий частных и смешанных форм собственности. Независимые студии, *зак правило, не имеют собственной материально-технической базы, производственных мощностей, зданий и сооружений и располагаются поэтому на государственных киностудиях, арендуя их здания, сценические площадки и съемочное оборудование.

В 1995 г. в стране функционировали 328 организаций, занимающихся дистрибуцией и демонстрацией экранных произведений, 72 организации, оказывающие кино- и рекламные услуги, 52 предприятия, производящие оборудование и материалы для кинематографии.

В 1997 г. из 57 снятых полнометражных художественных фильмов 33 были произведены при государственной поддержке, а ос-

тальные — независимыми киностудиями; из 113 неигровых фильмов при государственной поддержке сняты 64 фильма1. В 2001 г. организационная структура кинематографии включала 78 государственных предприятий, в том числе 36 филъмопроизводящих кино-и киновидеостудий, Российскую государственную компанию «Русское видео», 4 кинокопировальные фабрики, один фильмокомби-нат, 6 заводов, связанных с производством и ремонтом кинооборудования, 6 научно-исследовательских и проектных институтов, 9 журналов, предприятие Союзкиносервис, Всероссийскую хозрасчетную компанию «Совэкспортфильм*у Межрегиональный центр «Союзкинорьшок», центральную сценарную студию, генеральную дирекцию международных кинофестивалей «Интерфеет», экспортную фильмобазу, а также распорядительную дирекцию, Управление зданиями Госкино России, государственное предприятие «Универсал кино»2. 36 организаций имели правовой статус государственного унитарного предприятия, 6 — федерального государственного унитарного предприятия и 36 — государственного предприятия.

В кинопрокате изменения собственности происходили за счет новых прокатных организаций, чему способствовало массовое проникновение зарубежной кинопродукции, позволявшей в силу ее невысокой стоимости и относительно большого зрительского спроса достаточно успешно работать на российском кинорынке. В 1996 г. система кинопроката включала 6 государственных (федерального уровня) кинопрокатных организаций и 115 частных киновидеопредпринимательских предприятий. В 1999 г. региональный уровень был представлен 90 региональными киновидеопро-катными организациями и 191 межрайонным отделением кинопроката. Кинопоказ осуществлялся в основном в государственных (муниципальных) кинотеатрах, которых в стране насчитывалось 1900, а также в 3304 видеозалах и видеосалонах в некоторых крупных городах страны3.

В настоящее время наблюдается также тенденция сотрудничества федеральных и региональных органов в реализации культурных программ и проектов. Так, кинообслуживание населения осуществляется путем создания центров российской кинематографии (ЦРК). В частности, уже сформированы 24 ЦРК, заключены соглашения о создании ЦРК в 59 субъектах Федерации. В 1999 г. из федерального бюджета было выделено 13 045 тыс. руб. в качестве

финансовой поддержки на формирование и пополнение 55 ЦРК и 40 кинопрокатным организациям. В этом году господдержка проката и продвижения фильмов, их тиражирования и рекламы была оказана 34 отечественным игровым фильмам1.

Все большую поддержку получает идея развития государственных Организаций по прокату и показу фильмов. В проекте кон-цепции формирования и развития кинопроката и кинопоказа2 отмечается, что передача кинотеатров из единого управления в му-«иципальную собственность привела к сокращению киносети на 37%, а доля отечественных фильмов составила не более 10% общего их количества. Отмечается также низкая экономическая эффективность муниципальных кинотеатров. Так, валовой доход 1500 кинотеатров составил 30 млн долл., в то время как несколько десятков крупнейших кинотеатров получили валовой доход 40 млн долл. в год. Необходимость воссоздания на новой организационно-экономической основе государственной сети киновидеопроката и киновидеопоказа в представленном проекте обусловливается низкими объемами деятельности существующей сети и невозможностью ее самофинансирования.

В киноотрасли существует также ряд государственных учреждений, занимающихся подготовкой кадров, имеются негосударственные образовательные структуры. Существует несколько некоммерческих организаций и фондов. Однако большая часть организаций является внебюджетными и либо существует в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий, либо является частными организациями. _л

В российской системе телерадиовещания функционируют государственные (федеральные, региональные и муниципальные), общественные и частные телерадиокомпании. С 1991 г. в стране были выданы 2000 лицензий на право телерадиовещания. В настоящее время действуют около 300 государственных и 500 частных вещателей. Среди государственных компаний более 10 федеральных и 92 региональных, что составляет 5, 2% общего количества зарегистрированных вещателей.

Крупнейшими государственными телерадиокомпаниями России являются РТР и Радио России, охватывающие вещанием большую часть населения. Основная часть эфирного и кабельного телевидения находится в негосударственной (частной, акционерной),

 

Возникновение новых, альтернативных кинематографу носителей и форматов аудиовизуальной информации, а также новых каналов аудиовизуальной коммуникации (периодизация и общая характеристика).

Съемка в различных форматах (стандартах) вещания (PAL, NTSC). Формат HD. Телевидение высокой четкости. Гибридные системы. Перспективы принятия единого стандарта цифрового телевидения. Разрешающая способность цифровых и кинопленочных систем, воспроизведение контраста (киногамма или фотографическая широта), цветов объекта. Использование нестандартной частоты съемки (цейтраферная и рапидная съемка). Матрица, карты памяти, аксессуары. Сравнительные возможности кинопленочных и цифровых систем по важнейшим творческо-техническим характеристикам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.