Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние и перспективы развития белорусского национального кинематографа в контексте формирования института продюсерства.






БелоруссииКинематограф Белоруссии — один из видов художественного творчества в Республике Беларусь (до 1991 года — Белорусской ССР), а также экономические взаимоотношения, связанные с процессом производства и прокатом произведений, созданных в результате этот творчества.

Белгоскино (1924—1945 годы)

История развития национального кинематографа неразрывно связана с главной киностудией Белоруссии. Государственное управление по делам кинематографии и фотографии «Белгоскино» было образовано Постановлением СНК БССР от 17 декабря 1924 года (эта дата отмечается как День Белорусского кино). На первом этапе оно производило хроникальные и научно-популярные фильмы. В 1928 «Белгоскино» организовало студию художественных фильмов «Советская Беларусь», за отсутствием технической базы временно размещённую в Ленинграде. В 1939 году студия переведена в Минск.[1]

Первый игровой художественный фильм «Лесная быль» был снят в 1926 году и посвящён борьбе белорусского народа с иностранными захватчиками в 1920-м году. Режиссёра Юрия Викторовича Тарича, создавшего эту экранизацию повести М. Чароты «Свинопас», называют основоположником Белорусского кино. До 1941 года студией игровых фильмов снято около 60 картин, среди которых: «Рубикон» (режиссёр В. Вайншток, 1930 год) — об английском матросе, проникшимся идеалами пролетарского единства; «Поручик Киже» (А. Файнциммер, 1934 год) — экранизация повести Ю. Тынянова по известному историческому анекдоту; «Путь корабля» (Ю. Тарич, 1935 год) — о спасении терпящего бедствие советского парохода; классика кинокомедии СССР «Девушка спешит на свидание» (М. Вернер и С. Сиделёв, 1936 год); лиричная романтическая история «Моя любовь» (В. Корш-Саблин, 1940 год); экранизация литературной классики «Медведь» и «Человек в футляре» (И. Анненский, 1938 и 1939 годы).

В годы Великой Отечественной войны выпускались киножурнал «Советская Белоруссия» (с 1942 года), содержащий фронтовую хронику, «Белорусский киносборник» (В. Корш-Саблин и Ю. Тарич, 1942 год), фильм-концерт «Живи, родная Беларусь!» (1944 год), документальный «Освобождение Советской Белоруссии» (В. Корш-Саблин и Н. Садкович).

Беларусьфильм (1946—1991 годы)

В 1946 году студия получила своё современное название — «Беларусьфильм».

После войны большей частью выпускались документальные фильмы и киножурналы. Первой большой творческой удачей послевоенного периода стал художественный фильм о герое минувшей войны «Константин Заслонов» (В. Корш-Саблин и А. Файнциммер, 1949 год). Другие крупные работы также были посвящены народному подвигу в Великой Отечественной войне: «Третья ракета» (Р. Н. Викторов, «Через кладбище» (1965 год) и «Я родом из детства» (1967 год, оба — В. Турова), «Альпийская баллада» (Б. М. Степанов, 1966 год) и др.

В 1962 основан Союз кинематографистов Белоруссии.[1]

С начала 1960-х годов значительное внимание уделяется как историческим фильмам: «Красные листья» (В. Корш-Саблин), «Москва — Генуя» (А. В. Спешнев при участии В. Корш-Саблина и П. Н. Арманда), «Я, Франциск Скорина...» (Б. Степанов, 1970 год) и др., так и фильмам для детей и юношества: «Анютина дорога» (Голуб, 1968 год), «Мы с Вулканом» (В. Перов, 1969 год), «Город мастеров» (В. Бычков, 1965 год), «Иван Макарович» (И. Добролюбов, 1968 год).

В 1970-е годы в «Белорусьфильм» приходят новые режиссёры со свежими взглядами на кинематограф. Появляются фильмы хоть и заключённые в предписанные идеологические рамки, но творчески исполненные на высоком уровне: «Вся королевская рать» (Н. Ардашников и А. Гуткович, 1971 год; в дискуссии за право экранизировать одноимённый роман Роберта Пенна Уоррена студия «Белорусьфильм» одержала победу над «Мосфильмом» только благодаря личному вмешательству П. Машерова)[2], политический памфлет «Вашингтонский корреспондент» (Ю. Дубровин, 1972 год), экранизация произведений Джека Лондона «Время-не-ждёт» (В. Четвериков, 1975 год) и В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха» (В. Рубинчик, 1979 год; позже картина будет названа «первым советским мистическим триллером»[3]).

В Белорусском кино этого периода чрезвычайно ярко выделяются фильмы для детей и юношества: экранизация произведений А. Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица» (Н. Калинин, 1973 и 1974 годы), «Последнее лето детства» (В. Рубинчик, 1974 год); мюзиклы по сюжетам сказок «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» (Л. Нечаев, 1975 и 1977 годы); «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (группа режиссёров, 1979 год).

В 1976 году к 50-ти летию выхода фильма «Лесная быль» создан и открыт Музей истории белорусского кино.

В 1980-е годы для национального кино были отмечены успехом многосерийной телевизионной эпопеи «Государственная граница» (6 фильмов Б. Степанов и 2 фильма Г. Иванов), дилогией «Полесские хроники» «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» (В. Туров, 1981 год), авторским фильмом Элема Климова «Иди и смотри» (режиссёр и картина получили все главные призы Московского кинофестиваля 1985 года).

Белорусское кино с 1991 года

В 1995 году к 50-летию победы над фашизмом ЮНЕСКО составило список из 100 наиболее значимых фильмов мира о Второй мировой войне. В него вошла и белорусская картина Виктора Турова «Через кладбище».[4]

В 1997 г. Указом Президента Республики Беларусь киностудии «Беларусьфильм» присвоен статус Национальной.

1990-е годы отмечаются определённым застоем в творческих и экономических процессах национального кинематографа. Хотя в это десятилетие и выпущено более 60 полнометражных фильмов, однако в условиях социально-политических изменений большинство из них оказались невостребованными прокатными организациями. Из картин, которые имели успех на телевидении необходимо назвать: многосерийный фильм «Белые одежды» (Л. Белозорович, 1992 год) по одноимённому роману В. Дудинцева, вторая и третья часть киноповести «Любить по-русски» (Е. Матвеев, 1996 и 1999 год). Наоборот, практически неизвестными оказались работы двух самобытных женщин-кинорежиссёров: драма межнациональных отношений «Я — Иван, ты — Абрам» (И. Зоберман, 1993 год) и сказка «Падение вверх» (Е. Трофименко, 1998 год), получившая несколько наград национальных и международных кинематографических мероприятий.

Одним из наиболее заметных периодов современного этапа развития национального кино стал 2007 год: «Беларусьфильм», по сообщению БЕЛТА, выпустила 7 художественных и 5 анимационных фильмов. Студия «Летопись» выпустила 29 документальных фильмов. За этот год фильмы киностудии участвовали в тридцати международных и региональных кинофестивалях и получили около 30 наград.[5] Творческие успехи и появление положительных экономических результатов от производства и проката фильмов (прибыль за 2007 год составила эквивалент 520 тысяч долларов США) позволили говорить о преодолении этапа застоя Белорусского кинематографа.[6] Похожие показатели были достигнуты и в 2008—2009 годах. Среди картин этих лет: «Родина или смерть» (А. Криницина, 2007 год), «Враги» (М. Снежная, 2007 год), «Кадет» (В. Дудин, 2009 год) и др.

При этом Президент Белоруссии А. Лукашенко во время визита в новый многозальный кинотеатр «Беларусь» в Минске в 2008 году раскритиковал белорусский кинематограф и заявил, что «тратить на него бюджетные средства, как это было до сих пор, нецелесообразно. Берите кредиты, снимайте фильмы. Снимете хороший фильм — мы это компенсируем. Вперед же деньги не получите».[7]

Однако, говорить о возможности самостоятельного экономического «выживания» кинематографа Белоруссии к 2010 году нельзя. По мнению польского режиссёра Кшиштофа Занусси это объясняется объективными причинами: «страна, где 10 миллионов людей, не может рассчитывать на коммерческий успех своего кино. Коммерчески успешное кино может быть в Индии, в Америке, в России — в больших странах. Оперный театр тоже убыточен всегда, но это часть культуры и государство её поддерживает. Так должно быть и с кино в Беларуси».[8] Учитывая экономическую ситуацию и мнения специалистов, глава государства принял решение о государственной поддержке национального кино и подписал Указ от 14 апреля 2011 г. № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации», который устанавливает ряд налоговых льгот в сфере кинематографии.

Альтернативный кинематограф

Независимое кино Белоруссии, как художественное или социальное событие в национальном искусстве, проявляется достаточно редко и не систематически.

Некоторые критики первым независимым белорусским фильмом считают «Случай с пацаном» (С. Лобан, 2000 год), получившим Гран-при на московском фестивале «Любить кино». Бюджет съёмок составил эквивалент 1000 долларов. В основе сюжета — история молодого человека, постепенно приходящего к выводу, что «лучшие варианты жизненного пути в Белоруссии — сотрудничество с КГБ или оппозицией, финансируемой из западных источников» (в редакции газеты «Московский комсомолец

Можно упомянуть спорный фильм «Оккупация: Мистерии» А. Кудиненко, представленный на МКФ в 2004 году и 40-м фестивале в Карловых Варах.[10] Взгляд режиссёра на события в западной Белоруссии времён ВОВ отличается от сложившейся культурной традиции героизации партизанской борьбы народа с оккупантами. Пересмотр истории заранее исключает положительный приём фильма большинством зрителей стран бывшего СССР. Режиссёр так описывает свою позицию: «Тема оккупации для Белоруссии — основная тема её существования, потому что наша страна всегда была под оккупацией — польская оккупация, российская, немецкая, французская…Все белорусы — партизаны, и тема партизан и войны — это святая для Белоруссии тема». Белоруссия отозвала у картины прокатное удостоверение, а обозреватель «Российской газеты» высказался, что «фотокадры из фильма выглядят как типичная развесистая клюква с опереточными партизанами и жаркими постельными сценами».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.