Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Память,физиол.механизм,виды и типы.






Виды: классификация:

1.в зависимости от содержания инф-и(что я запомнинаю): а) словесно-логическая -Ч.запоминает словесную инф-ю.Физ.мех-м-образ-е времен-х нерв.связей(ассоциаций) во 2 сигнальнй системе с опорой на 1-ю; б) образная -Ч.запоминает образы.Физ.мех.-образ.времен.нерв.связ.в 1 сигн.сист.при участии 2-ой; в) эмоциональная -запоминание Ч.своих эмоций и чувств(основа совести Ч.).Физ.мех.-образ.ассоц.в 1 и 2 сигн.сист.одновременно.г) моторная (двигательная)

2.в зависимости от цели и вол.усилия: произвольное, непроизвольное

3.по продолжительности сохранения материала: а) оперативная -запомнин. и сохран.материала на конкретную ситуацию, зависит от решиния поставленной цели; б) кратковременная -запомин.и сохран.инф-ии на короткиз срок; в) долговременная -на длит.срок, на всю жизнь; г) генетическая -из поколения в поколение.

Индивид.особенности(типы): тип П.отвечает на вопрос: как я запоминаю, зависит от доминирующего анализатора, в связи с этим выделяют: зрительный, слуховой, двигательный, комбинированный типы.

 

35.Мышление, особенности, этапы, операции. Мышление – психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Особенности: 1)обобщенное отражение действительности; 2)опосредованность; 3)проблемность; 4)связь с речью. Этапы: 1)процесс М.начинается с потребностей; 2) Операции: анализ(мыслит.расчленение чего-л.на части с последующим их сравнением); синтез(мысл.соедин.частей в 1 целое); сравнение(операция установление сходства и различия); классификация(объедин.в группы по глав.признакам); систематизация(распределение предметов по определ.принципу); обобщение; абстракция(мысл.отвлечение от предмета); конкретизация; индукция; дедукция(от общего к частному).

 

36.мышление, особенности, формы. Мышление – психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Особенности: 1)обобщенное отражение действительности; 2)опосредованность; 3)проблемность; 4)связь с речью. Формы: 1.Понятие-отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; 2.Суждение-форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами3.Умозаключение-вывод.4.Рассуждение-ряд суждений, изложен-х в логической последоват-ти(суждение+умозаключение).

Вопрос 37. Мышление – психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Индивидуальные особенности: 1)широта мышления (способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей); 2)глубина мышления (умение проникать в сущность сложных вопросов); 3)самостоятельность мышления (умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами); 4)гибкость мышления (умение изменять намеченный в начале путь решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которая постепенно вычленяется в ходе ее решения и которую не удалось учесть с самого начала); 5)скорость ума (способность чел. Быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение); 6)критичность ума (умение чел. объективно оценивать); 7)любознательность (стремление к приобретению новых знаний). Виды мышления: конкретно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.

 

Вопрос 38. Воображение – психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Функции воображения: 1) представление действительности в образах и возможность пользоваться ими, решая задачи; 2)регулирование эмоциональных состояний; 3)произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; 4)формирование внутреннего плана действий (способность выполнять их в уме, манипулируя образами); 5)планирование и программирование действительности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. Виды воображения: произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное), воссоздающее (представление объекта, соответствующего описанию), творческое (преобразуют представления и создает новые), мечта (самостоятельно создает образ желаемого).

 

Вопрос 39. Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Речь – процесс общения людей посредством языка. Функции речи: 1) выражение (экспрессивная): чел. высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе; 2) воздействие (регулятивная): мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения; 3) сообщение (коммуникативная): обмен мыслями и информацией; 4) обозначение (сигнификативная): способность давать название предметам и явлениям. Речь и мышление: 1) между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности. 2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь. 3) речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

 

Вопрос 40. Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Речь – процесс общения людей посредством языка. Развитие речи в онтогенезе. 1 период Период подготовки словесной речи (0-1). 2 период Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (1-3). 3 период Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (3-6(7)). 4 период Овладение ребенком письменной речи и систематическое обучение языку в школе. Виды речи: внутренняя и внешняя, устная (диалогическая и монологическая) и письменная, кинетическая(используется в качестве эмоционально-выразительных средств – жестов).

 

Вопрос 41. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Чувства – более длительный, чем эмоции, психический процесс, имеющий четко выраженный предметный характер. Виды эмоциональных состояний: 1) настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение, настроение отличает от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность, оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства; 2) аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции, аффектами называют интенсивное, бурно протекающее и кратковременное эмоциональные вспышки (сильный гнев, ярость, отчаяние и др.); 3) стресс – эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека, под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения; 4) фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности (озлобленность, досада, апатия и др.); 5) страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки.

 

 

42 вопрос.

Проблема возраста, его структурные компоненты.(Выготский Л.С.)

Эта проблема непосредственно и тесно связана с диагностикой возрастного развития ребенка. Диагностикой развития называют обычно систему исследовательских приемов, имеющих задачей определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. Определение реального уровня развития - необходимая задача при решении всякого практического вопроса воспитания и обучения ребенка, контроля за нормальным ходом его физического и умственного развития или установления тех или иных расстройств в развитии, нарушающих нормальное течение и придающих всему процессу атипический, аномальный, а в иных случаях патологический характер. Основные структурные компоненты возраста. В психологии в пределах онтогенеза можно говорить о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном возрасте субъекта, а также о субъективном возрасте личности.1.Хронологический возраст - это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни.2.Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. 3.Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.4.Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. 5.субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

 

43 вопрос.

Переодизация психического развития.

Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям:

1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения. Примерами таких периодизаций являются периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже, психосексуального развития 3. Фрейда, развития личности Э. Эриксона, сенсомоторного развития А. Гезелла, морального развития Л. Кольберга.

 

44 Понятие о нормативных, возрастных кризисах психического развития личности

Кризисы детства: - Кризис рождения (ребенок отделяется от матери физически, но остается от нее полностью зависимым и беспомощным) -Кризис 1 года (ребенок активно познает мир, становится непослушным, потребность в свободе) -Кризис 3-х лет (выделения своего «Я»

-негативизм -деспотизм -протест-бунт

-Кризис 7 лет (меняется соц. Ситуация ребенка. Он становится школьником, резко возрастает потребность в ответственности, учебная деятельность становится значимой для взрослых. Характеризуется кризис потерей непосредственности, самооценка ребенка снижается, он начинает хитрить)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.