Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.






Философия природы исследует проблемы, связанные с пониманием отношения человека и природы. Природа является одной из форм бытия. Представления о природе в истории науки и философии определялись мировоззрением и культурой.

В античной философии понятием «природа» обозначался мир в целом, а также сущность вещей (первооснова). Эти значения дополняли друг друга. Вся естественная среда обитания человека - макрокосмос, а природа человека – микрокосмос. Античное мировоззрение ощущало себя в гармонии с окружающим миром, эстетической пропорциональности макрокосма и микрокосма.

В средневековой философии, в связи с общей установкой на превращение философии в служанку теологии (богословия), природа разделялась на два вида: природу творящую (т. е. природу Бога) и природу сотворенную. Сотворенная природа в эту эпоху утрачивает свое значение и переходит в разряд низшего вида бытия. Вознесенный Богом над природой человек больше не ощущает себя в гармонии с природой. Он больше не интересуется познанием природы и ее экспериментальным освоением, а полностью посвящает себя изучению природы Бога.

Начиная с эпохи Возрождения человек приступает к активному овладению природой. Возрождая античные идеалы, человек почувствовал себя творцом и стал пересотворять природу по своему замыслу (понимая гармонию с космосом во взаимосвязи со своими потребностями). Установка на господство над природой окончательно утверждается в мировоззрении Нового времени. Из «физики» природа превращается в «натуру» (от лат. natura – природа), т.е. в объект естествознания. Философия природы этого периода (натурфилософия.) стремилась идти в ногу с наукой.

Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должен играть принцип коэволюции, т. е. совместного развития человека и биосферы. Автором концепции коэволюции природы и общества является русский ученый XX в. Н. Тимофеев-Ресовский.

Данная концепция является проектом по выработке общей картины единого процесса развития природы и общества. Взаимосвязь и развитие неживой, живой и социальной материи рассматривается как самоорганизующийся процесс, а сама эволюция предстает в качестве перехода от одного типа самоорганизующейся системы к другому. Проблемы коэволюции человека и биосферы включают не только изменение биосферы в человеческих интересах, но и изменение самого человека, его мировоззрения.

Идея коэволюции оказала серьезное влияние на современную естественнонаучную и социогуманитарную мысль, оказалась включенной в практику государственного управления в процессе разработки концепции устойчивого развития. Понятие «устойчивое развитие» стало широко применяться в научном и политическом лексиконе после публикации Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х. Брундтланд) доклада «Наше общее будущее» (1987 г.). В нем оно определялось как такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего поколения без угрозы благосостоянию будущих поколений.

Цель стратегии – обеспечить выживание человечества с помощью сбалансированного социоприродного взаимодействия. Понимание важности и сложности проблемы устойчивого развития цивилизации привело к организации на стыке столетий трех конференций Рио – в 1992, 2002 и 2012 гг. Акценты в решениях Рио 1992 были сделаны на помощи отставшим, бедным странам, устранению в них голода, эпидемий, сохранению окружающей среды, искоренению бедности, ликвидации нежизнеспособных моделей производства и потреблении. Накануне 3-ей конференции (июнь 2012 г.) ООН объявила о старте кампании «Рио+20: будущее, которое мы хотим». В результате работы Рио+20 более 100 лидеров стран подписали совместное заявление о том, какими будут ориентиры мирового развития в будущем. Документ носит явно рекомендательный характер, не имеет четких целей и сроков их достижения. Вместо решения о создания фонда для оказания помощи наименее развитым странам, в документе говорится, что деньги для таких стран будут собираться из разных источников по мере необходимости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.