Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основоположники Научного Социализма о Физическом Воспитании трудящихся.






К середине 19 века ФВ. уже получило всеобщее признание как важная часть всестороннего развития личности. Однако в школах, где осуществлялось это воспитание, учились в основном дети дворянства, буржуазии и буржуазной интеллигенции. Детям трудящихся эти школы были мало доступны.Еще труднее было попасть им в спорт. кружки и клубы. В этот период возникает теория Научного Коммунизма.(Рост револ. движения и ухудшение условий жизни трудящихся) Одним из источником этой теории была теория Утопического социализма 19 века. Социалисты утописты 19 века не только мечтали о социализме, но и пытались осущ. его практически, в том числе и соц. систему воспитания.Наибольшая заслуга в этом направлении принадлежат англ. соц-утописту Роберту Оуэну (1771-1858).Создал для рабочих клуб Новый институт для формирования характера, а для их детей д.сад, н.школу, и школу рабочих подростков, в которой они обучались, занимались ФУ., а с 12 лет работали на фабрике. Реформаторская деятельность Роберта Оуэна на крупнейшей фабрике в Нью-Лэнарке (Шотландии) и широкое использование средств ФК и спорта в воспитании детей способствовали тому, что парламент в 1819 году принял закон, огранич. эксплуатацию женщин и рабочих подростков.

ФУРЬЕ: пороком буржуазной системы воспитания считал недоступность его для детей трудящихся, несогласованность воспитательных и образовательных средств с потребностями ребенка игнорирование ФВ и отрыв воспитания от трудового обученияФурье полагал, что всестороннее развитие ребенка может осуществиться только в процессе трудовой деятельности, начиная с 3-4 -летнего возраста.

3 -9 лет: занятия играми, физическим закаливанием, участие детей в театрализованных постановках, знакомство с основами механики.

9- 15 - 16 лет: получение образования сочетаемое с ФВ и рудовой деятельностью в мастерских фланги. Все дети в соответствии со своими склонностями д.б. объединяться в спец. организации, ставящие перед собой общественно- полезные цели.Основа методики развития физических сил ребенка: соревновательно - игровой метод, однако законченную систему физ.воспитания Фурье не создал.

КАРЛ МАРКС (1818 - 1883) ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820 - 1895)

“Манифест Коммунистической партии”

ограничение труда по времени для женщин и подростков,

воспитание умственное, физическое(военное и гимнастическое), техническое,

Преподавание гимнастики должно проводится для всех возрастов пока члены не утратили своей гибкости и эластичности.

1861 год - рабочий турнфейрен при Лейпцигском обществе рабочих - первые ростки рабочего спорта.

 

ЕМА: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ НОВОЙ ИСТОРИИ

 

1)Характеристика II периода Нового времени.

2)Возникновение и развитие рабочего спортивно-гимнастического движения.Сокольское движение.

3)Развитие буржуазного спортивно-гимнастического движения. Профессиональный и любительский спорт.

1.

Во второй половине новой истории, которая продолжалась от Парижской коммуны до 1917 года.Капитализм перерастает в свою последнюю стадию - империализм.Главными чертами этого периода являются:

1) обострение противоречий между трудом и капиталом,

2) обострение классовой борьбы и рост рабочего движения,

3) господствующими и угнетенными нациями,

4) между капиталистическими странами.

Особенности империалистической стадии капитализма обуславливали обострение борьбы в экономике и политике на идеологическом и культурном фронте.Эта борьба захватила область физической культуры и спорта.Буржуазия принимала все меры, чтобы ограничить участие народа в революционном движении.Она прибегала к различным средствам.Среди этих средств важное место занимали спорт, гимнастика, игры.Это и отразилось на развитиии ФК и С:

1) возникло два протитивоположных направления в спортивно- гимнастическом движении: рабочее и буржуазное.

2)рост нац-освободительного движения --> новые формы физкультурного движения связанные с ней,

3) усиление милитаризации ФК накануне I мировой войны и появление спец. систем, средств и методов ФВ, направленных на улучшение Физподготовки молодежи.

 

2.

Усиление классовой борьбы, рост революционного рабочего движения способствовали формированию и развитию демократической по своему содержанию культуры среди народных масс.Как отражение этих процессов во второй половине XIX встали возникать самостоятельные спортивные, гимнастические и туристические организации рабочего класса для себя и своих детей.Их непосредственное появление было связано с ростом промышленного производства и концентрации пролетариата на фабриках и заводах, созданием самостоятельных политических рабочих партий, ростом профессионнальных союзов и распространением марксистского учения о воспитании рабочего класса. Первые рабочие спортивные организации возникли в ГЕРМАНИИ в 1850 г.Однако”Исключительный закон”против социалистов, принятый рейхстагом в 1878 г.запретил существование не только социалистической партии, но и профессиональных и рабочих гимнастических клубов идейно примыкавших к ней.

После отмены”Исключительного закона”(90-ые годы XIXв) рабочие спортивные организации вступили в новый период своего развития. В начале 90-х годов в ряде городов Германии состоялись собрания рабочих гимнастических союзов(Берлин, Лейпциг и др.)

В 1893 г. был основан ГЕРМАНСКИЙ РАБОЧИЙ СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ.К началу XX века рабочие спортивные организации появились в Венгрии, Франции, Бельгии, Чехии, Болгарии, Англии, Чехии, Словакии, Польше, Финляндии, кр.центрах России и других странах.(Французская рабочая спорт.-гимнастич. федерация(ФСЖТ), Итальянский союз народного спорта (УИСП)).Так было положенно начало организован ному рабочему спортивно-гимнастическому движению.Перед этим движением стояла задача физической и политической подготовкой рабочих масс к классовой борьбе с буржуазией.

Накануне первой мировой войны была сделана попытка создать международный рабочий союз. В 1913 г. в городе Гент (Бельгия) представители спортивных рабочих организаций Германии, Франции, Бельгии, Англии, Австро-Венгрии организовали МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПОРТИВНЫЙ РАБОЧИЙ ЦЕНТР. Во время первой мировой войны эта организация активно себя не проявляла. Хотя социал-демократы пытались направить работу спортивных организаций против буржуазии.

Широкую известность особенно в славянских странах приобрела СОКОЛЬСКАЯ ГИМНАСТИКА, возникшая в Чехии в 60-хг.г.XIX в.(1862 г.)Ее создание было обусловлено усилившейся в то время национально-освободительной войной чешского народа против австро-венгерского засилья. Чешская гимнастическая организация называлась «Сокол», символизируя свободу, храбрость, мужество. то соответствовало чаяниям чешского народа в его освободительной борьбе.

Сокольские организации играли культурно-просветительную роль, поднимали национальный дух чехов, помогали укреплению их единства и одновременно осуществляли физическуюподготовку.

Развитие сокольской гимнастики связано с именем МИРОСЛАВА ТЫРША(1832-1884).Им была разработана система сокольской гимнастики, привлекательной для молодежи.Взамен многократного повтора, принятого у немцев), он ввел комбинацию различных упражнений, обращая внимание на четкость, чистоту движений. Существовал единый гимнастическийкостюм (соколка и рейтузы).Использовалось муз.сопровожение для вольных упражнений и упр. с предметами.Все физические упражнения, входившие в эту систему подразделялись на четыре группы:

1) упражнения без снарядов(бег, ходьба, маршировка, приседания, стойки, наклоны),

2)снарядовые упражнения(с булавами, кольцами, палками, гирями, шарфами для девушек и макетами холодного оружиядля мужчин, на снарядах- перекладине, брусьях, коне, кольцах, шесте, бревне).

3) Групповые упражнения(пирамиды, массовые акробатические выступления, игры).

4)Боевые упражнения (приемы защиты сопротивления, бокс, борьба, фехтование.)

Схема занятий:

строевые,

вольные,

упр. со снарядами и боевые,

упр. со снарядами в подгруппах (со сменой снарядов)

общие упр.- пирамида

строевые и окончание занятий.

Большое внимание в сокольских организациях уделялось патриотическому воспитанию и нравственности молодежи. Преследовались также задачи образовательного хар-ра, формирования навыков и умений, воли и мужества. Уделялось внимание закаливанию организма, привитию санитарно-гигиенических правил, развитию силы, выносливости и ловкости.

В методике сокольской гимнастики имелось много нового, интересного особенно в организации и проведении занятий, массовых выступлений, использовании снарядов, разработке терминологии, подготовке общественных инструкторов.

Большое воспитательное и агитационное значение имели всесокольские слеты гимнастов, которые проводились периодически в ПРАГЕ, начиная с 1882 года. В этих традиционных массовых выступлениях принимали участие до 15-20тыс.чел.

Многие организационно-методические положения, применяемые в сокольской гимнастике, легли в основу современной спортивной гимнастики.

С момента своего возникновения и до 90-х г.г.19 в. сокольские организации играли прогрессивную роль.Они способствовали возрождению и развитию чешской нац. культуры, пропагандировали освободительные идеи и поднимали нац. дух чешского народа.Но чешская буржуазия не была последовательна в национально-освободительной борьбе. Напуганная ростом рабочего движения, она предпочла объединиться с австро-венгерской буржуазией против трудящихся масс. На этих же позициях стояли и руководители “СОКОЛА”.Они стали воспитывать молодежь в духе буржуазного национализма, проповедовать классовый мир и классовое сотрудничество, аполитичность в сокольском движении. Часть членов “СОКОЛА” вышла из него, создав самостоятельную спортивную рабочую организацию.В последствии эта организация стала одним из массовых объединений рабочего класса ЧЕХИИ.

 

3.

Буржуазное спортивно-гимнастическое движение испытывало на себе все противоречия присущие капиталистической эпохе империализма. В деятельности буржуазных спортивных клубов и союзов, в организации физического воспитания в школах и учебных заведениях все очевиднее становились тенденция использовать спорт, гимнастику и игры в целях отвлечения внимания народных масс от классовой борьбы. Буржуазные педагогические теории физического воспитания этого периода были крайне разнообразны, но их главная задача состояла в том, чтобы обосновать развитие этих теорий в полном соответствии с интересами господствуючего класса, т.е. необходимость создания национально- гимнастических систем ФВ и использовать ФВ как средство допризывной военной подготовки.

Таким образом, английский философ и социолог, апологет колониализма и агрессии ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820-1903) в своих трактатах “Изучение социологии” и “Воспитание физическое, умственное, и нравственное” восхвалял войну и колониальные захваты, прославлял воспитательную систему, направленную на подготовку будущего колонизатора, способного переносить любые лишения и трудности в разных климатических условиях.Его лозунг- “Побеждает сильнейший.” Он советовал применять разнообразное питание, удобную одежду и систематические физические упражнения. Стремясь привить буржуазной молодежи такие черты, как предприимчивость и находчивость, практичность. Спенсер рекомендовал заниматься больше спортом и играми. Гимнастику в данном случае он считал бесполезной.

С воззрениями, воспевавшими культ физической силы и насилия, вражды и ненависти, выступал реакционный немецкий философ-идеалист ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900).Он всячески оправдывал эксплуатацию и военную агрессию. Ницше проповедывал теорию превосходства расы, воспитание из “ касты господ “, “ сверхчеловеков “. Создавать армию из чистокровных арийцев он рекомендовал с помощью искусственного отбора здоровых родителей, рационального физического развития женщин, специальных комплексов гимнастических упражнений для детей, мужчин.

Философские и педагогические идеи Г.СПЕНСЕРА, Ф.НИЦШЕ и других представителей капитала во многом определили содержание и направление деятельности буржуазного спортивно-гимнастического движения.

Прогрессивные взгляды в педагогической теории физического воспитания в этот период высказывал французский специалист в области физиологии и физических упражнений ЖОРЖ ДЕМЕНИ (1850-1917).Ему принадлежат несколько оригинальных трудов по физическому воспитанию молодежи. К ним относятся “Научные основы физического воспитания”(1903), ”Физическое воспитание юношества”(1917) и др.В 1880гДемени открыл в Париже КЛУБ РАЦИОНАЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, где сам ее преподавал. Стремясь создать научные основы физического воспитания, Ж.Демени подробно изучил шведскую, немецкую и другие системы гимнастики. Вслед за русским ученым П.Ф.Лесгафгом Демени подвергал их серьезной критике.В основу своей системы Ж.Демени положил естественные общеразвивающие упражнения -ОРУ-(7 видов и их разно видности: ходьбу, бег, прыжки, поднимание и перенос тяжестей, лазанье, метание, приемы защиты и нападения, упражнения для ног, рук, туловища).Им была разработана система средств и методов физического воспитания для детей- школьников, юношества (воено-прикладные упр.: быстро и экономно действовть) и особая гимнастика для женщин(танцев.шаги группами и парами, упр. с булавами, палками, венками, лентами, развивающие гибкость, ловкость, осанку, плавные грациозные движения). Изучив физиологию мышечной деятельности, Ж.Демени считал, что все упражнения, выполненные на занятиях, должны быть динамичными, а не статичными, как это имело место в шведской гимнастике.Посредством физических упражнений следует добиваться улучшения функциональных возможностей организма и его систем (укрепление внутренних органов --> здоровья и т.о. рационально использовать то, что есть у человека). Особое внимание он обращал на раз витие координации движений, которая необходима при всякой физической работе.При выполнении упражнений, подчеркивал он, надо учить занимающихся делать их легко и непринужден но, расслаблять те группы мышц, которые не участвуют в данных момент в работе.Ценность его ОРУ в том, что они созданы не только по анатомическому признаку (как у шведов), а проводились на полную амплитуду, без рывков, с предварительной растяжкой мышц. Целью своей системы Демени считал воспитание ловкости, силы, красоты, мужества, воли. Его система получила известность не только во Франции, но и в других странах, хотя и мало применялась на практике.Многие из его рекомендаций не потеряли своего значения и в последующее время и находили свое применение в практике физического воспитания.

Француз ЖОРЖ ЭБЕР (1875-1957) - ученик Демени продолжал прикладное направление Физ.воспитания (+ защита и нападение). Его ГИМНАСТИКА ЕСТЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ, ”КОДЕКС СИЛЫ” предполагали 8 ест. дв. и проводились на местности без какого -либо спец. оборудования (деревья, кнавы, заборы).

Преподаватель должен был изобретать упр. ориентируясь в обстановке и в различных условиях. Оценка по 7- бальной шкале.

Его естественный метод обеспечивал:

допризывную ФПодготовку без особых затрат (только для мужчин),

в его системе не было никакой научной основы (это противоречило оздоровительн. направленности ФК, особенно в период роста человеч. организма),

но как практик внес новоые средства и методы ФВ,

выступал против специализации,

ввел комплексный зачет по 19 видам упр. (ходьба, бег, прыжки, поднятие тяжестей, метание, плавание, ныряние).

Датчанин НИЛЬС БУК ( 1880-1950): книга “Основная гимнастика”. Расчитана на здоровых деревенских парней, воспитывала вних - ловкость, подвижность, пригодность к военной службе.

Продолжатель О.Р.(шведского) напр., использовал гимнастические швед. снаряды. Отличался от швед.: проводил занятия в необычайном быстром темпе. Использовал упр. с партнерами. Ввел поточный метод. Довел моторную плотность упр. до предела.

СКАУТСКИЕ ОТРЯДЫ (до 17 лет) БАДЕН ПАУЭЛЬ (1857-1945) английский полковник.Получили распространение в АНГЛИИ на рубеже XIX-XXвв.--> США, ФРАНЦИЯ, ЯПОНИЯ, КИТАЙ, РОССИЯ. Основные задачи: идеологич. воспитание и физ. развитие детей и подростков через спортивно-игровой метод. Использовались: игры, разл. виды спорта, экскурсии, рыбная ловля, развивались навыки: ставить палатки, оказ. 1-ю помощь, готовить пищу. Это были полуспорт. полуигровые школы Физ.Восп., где для поощрения использовались значки как показатель физ.дееспособности, использовался посох как снаряд в упражнениях.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛьСКИЕ спорт. клубы.

Опасаясь роста и влияния раб спорт организаций на широкие массы трудящейся молодежи, многие капиталисты (хозяева заводов, фабрик, учреждений. Германия, Англия, США, Франция, Россия) стали создавать спортивные и гимнастические кружки для рабочих своих предприятий.Этим они усиливали свое влияние на молодежь, ставили ее в моральную зависимость от себя и отвлекали от политических организаций раб.класса. Буржуазия пыталась использовать спорт в своих классовых интересах Т.О. сп. организации постепенно становятся участником и одним из средств обостряющейся классовой борьбы.

ХРИСТИАНСКИЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (США 1850 г.)(международные)

Цель: воспитание у детей веры в бога и преданных бурж.строю:

1.нравственное-религиозное

2.умственное- ум- дух

3.физическое- тело

Игры: баскетбол, бокс, борьба, волейбол, показательные выступления, гимнастика, атлетические соревнования. Всемирный гимнастический союз Маккаби (1902) Межд.лига католическ.клубов Ф.В. (1911) турнерское движение.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ: Гимнастика МЮЛЛЕРА (1866-1939). “МОЯ СИСТЕМА”.

1.гимнастика с гантелями

2.гигенич. гимнастика






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.