Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА: Физическая культура в период Нового времени.






 

I) Становление и развитие педагогических основ буржуазной системы физического воспитания.

а) ФВ господствующих классов,

б) Игры и состязания в быту народа.

II) Возникновение и развитие национальных систем физического воспитания.

III) Гимнастические системы.

IV) Спортивно-игровые системы.

V) Основоположники Научного Социализма о ФВ трудящихся.

I.

В середине XVII в. в результате буржуазных революций в Англии, Франции, Германии и других странах подорвали основы феодализма и зародили в его недрах капиталистические тенденции. Это привело к быстрому развитию техники, промышленности и культуры, буржуазная система воспитания.Формировались новые взгляды на мир, влияние церкви ослабело. Возрос интерес народа к воспитанию у подрастающего поколения знаний, необходимых в практической деятельности и содействовали укреплению здоровья. Так как вместе с общей культурой развивается физкультура и спорт, то прогресс в этом разделе был очень заметен.Оказавшись перед лицом революционной угрозы, дворянство стремилось укрепить феодализм всеми имевшимися в их распоряжении средствамии.(Сила, ловкость, смелость, умение владеть оружием и конем, отстаивать интересы своего класса, манеры и осанка—“ бытовое “ отличие от простолюдинов).17 век: специальные учебные заведения для подготовки офицеров и гос. чиновников из дворянской молодежи.Германия, Австрия—р ы ц а р с к и е академии.(военно- прикладные упр., в/езда6 фехтование, танцы)Учебные заведения к а т о л и ч е с к о г о монашеского ордена “ Братья Иисуса”(иезуитов) для воспитания светской молодежи в духе преданности монархии и католической церкви.(фехтование, в/ езда и некоторые др. упр.) Цель: насаждать католицизм.

2 пол. 17 века: учебники по ФВ и руководству по фехтованию, в. езде, гимнастике, играм.Военно- прикладные упражнения в дворянской системе воспитания дополнялись различными играми, развлечениями, охотой. “ же- де- пом”-жемчужина, для отдыха и ума, без ругательств и богохульства”.Наиболее зажиточная часть гор. буржуазии, крупные торговцы, богатые купцы, владельцы мастерсских—подражали дворянству, в том числе и в воспитании детей. Создалась багоприятная почва для возникновения новых идей.Народные виды игр, борьба и кулачны бой.

Англия: соревнования по борьбе(1661 год, Мурфилдс) крикет и гольф на открытых полянах, фтбол на скошенных полях и улицах городов: крестьяне Севера и Запада Англии. гимнастические упр. фехтование. Франция: город: " же - де - пом" н. 18 в.: соревнования по бегу, кулачному бою, боксу(1729, Англия: организованный характер, регистрация, правила)- зарождение поофессионализма в спорте(борцы, фехтовальщики, кулачные борцы). Демонстрация лучшей техники упр. и тактического мастерства. Несмотря на запреты сорев нования проводились.

Новый класс - буржуазия нуждалась в сильных, настойчивых, предприимчивых людях, способных укреплять ее военное и политическое господство. Это способствовало развитию системы физического воспитания. В первый период новой истории передовые представители интеллигенции многих стран разрабатывали системы образования (философские учения, педагогические теории, отчасти практика того времени), в которых достойное место заняли вопросы физического воспитания.

Джон Локк (1632-1704) 0- английский философ материалист, свои педагогические взгляды изложил в книге" Мысли воспитании " (1693).Следуя изречению древнеримского поэта веналя0, Д.Локк считал целью физ. воспитания достижение здорового духа в здоровом теле. По его мнению, именно это поможет человеку достичь личного благополучия. Локк был сторонником жесткого режима, закаливания организма, здорового воспитания. Он рекомендовал легкую и удобную одежду, простую пищу, много воздуха и солнца и многочисленные физ. упражнения. Большое значение Локк придавал занятиям плаванием фехтованием, верховой ездой, гребным и парусным делом. Он утверждал, что джентльмен должен быть воспитанным так, чтобы в любое время был готов взять оружие и стать солдатом. Важные задачи воспитания Локк видел в развитии воли, нравственной дисциплины, выработке характера. Проявляя заботу о физ. воспитании подрастающего поколения правящего класса, Локк с презрением относился к воспитанию детей из народа. Об этом говорит его антидемократический проект о " рабочих школах", согласно которому " дети рабочего люда " должны питаться " хлебом досыта", ходить в церковь, работать на фабрикантов и мастеров.

Жан- Жак Руссо (1712-1778)- французский философ, крупнейший педагог-просветитель, родился в Женеве, но долгие годы проживал в Париже, где встречался с Вольтером, Дидро, Гельвецием. Руссо был противником феодальных порядков и феодальной системы воспитания. Он мечтал об обществе, где господствовал бы мелкобуржуазная трудовая собственность. Все члены этого общества (ремесленники и крестьяне) должны были трудиться и жить своими личными интересами. Воспитательная система Руссо вытекала из его социальных и политических теорий. Он считал, что человек испорчен современным обществом. Поэтому воспитывать ребенка надо вне этого общества. В этом особенно нуждаются дети феодалов и аристократов. Детей из народа воспитывать не надо, говорил Руссо, так как они воспитаны самой жизнью. В трактате " Эмиль, или воспитании " (1762) Руссо изложил свою педагогическую систему. Следуя за Д.Локком, Руссо подчеркивал необходимость физического воспитания своего питомца Эмиля, взятого из привилегированной семьи. Он рекомендовал в возрасте до 12 лет особое внимание обращать на физ. воспитание. Главное внимание он уделил закаливанию тела, развитию органов чувств и приобретению двигательных навыков и умений. Руссо советовал использовать естественную гимнастику, полную свободу движений, игры, купание в холодной воде.Что касается физ. воспитания женщин, то Руссо считал, что оно должно ограничиваться развитием легкости, изящества и грациозности. Он говорил, что мужчина и женщина имея разные назначения в жизни, должны получать и разное воспитание. Руссо не придавал значения умственному воспитанию женщин, развитию у них активности и самостоятельности. Руссо выступал против средневековых форм воспитания подрастающего поколения. В физическом воспитании он предлагал для повышения интересов воспитанников к занятиям применять соревновательный метод. Его идеи способствовали созданию новых методов и форм физ. воспитания, отвечавших интересам зарождавшегося буржуазного общества.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - родился в Швейцарии в семье врача. Великим педагогом-демократом его сделали любовь к народу и преданность благу человечества. Песталоцци мечтал о возрождении народа путем воспитания. Всю свою сознательную жизнь он посвятил воспитанию детей простого народа. Свои взгляды на воспитание Песталоцци изложил в трактатах " Лингард и Гертруда ", " Как Гертруда учит своих детей", " Лебединая песнь". Критикуя существующую систему образования, которая была недоступна детям из народа, он стремился к тому, чтобы ребенок каждого бедняка мог получить физическое, умственное и нравственное воспитание.Цель воспитания Песталоцци видел в содействии гармоническому развитию каждого ребенка, всех его сил и способностей.В его системе воспитания, физическое воспитание тесно связывалось с трудовой и бытовой деятельностью детей." Азбука умений", которую мечтал создать Песталоцци, должна была состоять из ряда простейших упражнений и действий.Пу тем применения" Азбуки умений" дети учились бы поднимать тяжести, бороться, выполнять простые движения, приобретая бытовые и трудовые навыки.Этим путем подрастающее поколение постепенно подготовилось бы к трудовой и военной деятель ности.

В 1807 г. была издана работа Песталоцци " Элементарная гимнастика", все физические упражнения и игры, входившие в систему этого педагога, подразделялись в зависимости от движения в суставах на элементарные(движения в суставах плеча, бедра и т.п.)и сложные(бег, прыжки, метание, плава ние, верхоавая езда, танцы, игры).Такая систематизация физических упражнений получила название " суставной гимнастики" Песталоцци.Хотя эта система и содержала элементы формлизма, а входившие в нее элементы отличались искусственностью, все же гимнастика способствовала в общей системе воспитания подготовке детей к практике жизни, к разумной деятельности. Вопросы физического воспитания нашли отражение в проектах реформ народного образования, выдвигавшимися различыми политическими партиями в годы Великой французской буржуазной революции конца XVIII в.Так представители либерального дворянства рассматривали физическое воспитание как одно из средств подготовки граждан к государственной и военной службы. Жирондисты, представлявшие интересы средней буржуазии, считали физическое воспитание важным для подготовки людей к труду. Якобинцы-представители городской и сельской бедноты, видели в физическом воспитании одно из средств развития способностей, укрепления здоровья, физического закаливания людей.Но постоянная борьба за власть, а затем поражение революции и установление диктатуры Наполеона не позволили осуществить на практике эти реформы.Вместе с тем они способствовали привлечению общественного внимания к проблемам физического воспитания в последующее время.Под влиянием этих реформ, а так же педагогических идей Локка, Руссо и Песталоцци физическое воспитание все прочнее занимало свое место в школьных системах воспитания и образования. Традиционные программы преподавания дополнялись обучением гимнастикой и ручному труду.

Появились школы нового типа - филантропины (филантроп-человек, занимающийся благотворительной деятельностью).Первая такая школа возникла в Дессау(1774 г.)Гер-мании.Преподавание в филантропинах строилось на сочетании умственного и физического воспитания.Филантропины были классово-сословными школами.В них обучались ученики трех категорий академисты (сыновья из знатных семей), педагогисты(выходцы из средних слоев, будущие учителя), фамулянты от латинского слова ”слуга”(дети простого люда, предназначенные в слуги).Гимнастику в филантропинах преподавали Герхар Фит(1765-1836) и Иоганн Гутс-Мутс(1759-1839).Они внесли значительный вклад в теорию и практику физического воспитания.Так Гутс-Мутс написал книги ”Гимнастика для сынов отечества” и ”Гимнастика для юношества”.Он подразделял физические упражнения с педагогической точки зрения на три группы собственно гимнастические упражнения, общественные игры и ручной труд.Упражнения делились на тяжелые и легкие, на активные и пассивые.Наибольшее значение придавалось ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, борьбе, упражнениям в равновесии, переноске тя-жестей, плаванию.Он добивался индивидуального подхода к занимающимся, поощрял стремление учащихся к соревнованиям. До конца 18 века ФВ было личным делом каждого. Национальные системы(системы общегосударственного масштаба) не возникали, т.к. в них не было обьективной необходимости: правительстам кап. стран они не были нужны, а население обходилось теми частными школами и учебниками, основанными педагогами, врачами, энтузиастами этого дела. Кап. лозунг “Свобода личности”—предполагал свобдный выбор для себя и своих детей того, что ему нравится, без какого либо давления со сторотны государства

 

II.

Возникновение национально-буржуазных спортивно- гимнастических систем.

- Причины возникновения национально-буржуазных гимнастических систем воспитания.

- Немецкая

- Французская

- Шведская системы ФВ.

1). Поражение Наполеона обьяснялось не превосходством Рос. армии, а не подготовленностью войск Наполеона (длинные, трудные дороги, холод, голод, и др. лишения физические). Физ.подготовка войск имеет не меньше значения, чем спец.военная подготовка.

2). Наполеон отказался от ранее психологией системы комплектования армии. Взамен малочисленной, с продолжительным сроком службы (25 лет и б.) армии Наполеон создал свою, непрерывно пополнявшуюся. Его массовые армии превосходили по силам хорошо обученные, но малочисленные армии др. стран. Только такие массовые армии могут в будущем рассчитывать на победу, однако для них необходимо готовить резервы(физ. подготовка, + стрельба) Т.О. необходимо готовить Физ.подготовки не только войско, но и подростков, т. е. будущих солдат. В ряде крупных стран почти одновременно создаются системы Ф.В. в 1-ую очередь в Пруссии (нем. система Ф.В.) Швеции и Франции.Все эти системы были гимнастическими, пока гимнастика давала возможность тренировать различные части тела, обучала конкретными движениями и навыкам, больше соответствовала способу ведения боя. Линейная тактика: солдаты строились в линии если огонь по команде офицера.Даже в атаку они шли почти по линии строя. Слабая интенсивность ружейного и артиллеристского огня не наносила ущерба строю, а управлять ими было легче.Гимнастика лучше других средств Ф.В.готовила людей к четкому выполнению команд и синхронности действий.В самой гимнастике появились 3направления:

1. Развить у человека способность ориентировки при любых положениях тела, т.е.быстро овладевать любыми сложными движениями.(Пруссия)

2. считали, что человеку необ. получить О.Ф. Развивать не беспокоясь о приобретении, к-л навыков, т.к. физ. развитый человек в любое время может овладевать нужными движениями (Шведское).

3.Научить солдата преодолевать время, пространство, припятствие на поле боя.Очевидно, что выигрывали те страны, которые использовали все 3 направления сразу.“Гимнастика”:

упражнения на снарядах

упражнения без снарядов

другие виды упражнений: бег, прыжки, борьба, катание на лыжах, коньках, приемы нападения и защиты.Лишь в конце этого периода наблюдалось подразделение различных видов упражнений на гимнастику, спорт, игры и туризм.

Немецкая СГС.

Широкое развитие Немецкой гимнастики началось с 19 столетия в то время Германия и представляла собой единого централизованного государства и потому не смогла оказать сопротивление Наполеону, оказалась оккупирована французскими войсками.(Тайные союзы и Спортивно-Гимнастические общества)1808 г. тайное политическое общество”ТАГЕБУНД”(Союздобродетелей)запрещено французскими оккупационными властя-ми.лето 1810 г.-Карл Фризен-кружок любителей гимнастики, игровая форма объединенных сил сопротивления иноземному государству(площадка Яна-весна 1812 г.-500 человек) +Игры на местности

Главным организатором гимнастических занятий нем. на-циональной гимнастики был ФРИДРИХ ЯН (1778 - 1852)

В основу гимнастики он положил упражнения на снарядах и военные игры.(Идеи Фризена и Айзелена). Система его упражнений не была законченной системой гимнастики. У Яна не было знаний по естественным и пелагогическим наукам.Не была разработана организация учебного процесса. Занятия состояли из сочетания свободных упр. по выбору ученика и групповых занятий по указанию руководителя, упр. повторялись большоеео количество раз ++ добавлялись беседы в перерывах на тему националистического характера. Гимнастика—ТУРНКУСТ или ТУРНЕН (искусство извортливости). Участник—ТУРНЕР.Высшая форам соревнований: праздники в честь нем. оружия по сословному признаку, демонстрация боев, готовность вонно-пригодного мужского населения. Для подростков на ТУРНПЛАЦЕ гимн. площадке. Для взрослых организовывались платные стрелковые тиры, лодочные станции, фехтовальные залы. “Турнерское” движение было запрещено в 20-е годы 19века.

АДОЛЬФ ШПИСС (1810 - 18853): приспособил немецкий турнен к преподаванию его в школе, создал схему урока.

1.Урок гимн. начинался с порядковых упр.для установления оного - простых гимн. и строевых упр.

2. “Вольные” упр. движения отдельными частями тела, подготовка к упр. на снарядах.

3.Упр. на снарядах и без.

Шведская гимнастика.

Пер Линг(1776-1839) сын Яльмар Линг(1820-1886)

П. Линг начал изучать гимнастику в 1803г. Дания, которая являлась одной из передовых стран Западной Европы по распространению гимнастик. начав работу по составлению руко-водства для армии, он пришел к выводу с необходимости на-чинать Ф.В. с детского возраста и плюс анатомическая физе-ология.

1813-институт, Стокгольм, практика среднего возраста и методы Ф.В. по целям и назначению Ф.У. Шведской гимнастики: -педагогическая, -военная, -врачебная, -эстетическая. Я.Линг разработал схему урока, подобрал и систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений, сохранив без изменений принципы и задачи гимнастики выведенную отцом.

Критика получила распространение в других странах(т.к. Научно обосновано). Упражнение классиф. по анатомическому признаку, т.е. для отдельных частей тела. Признак упражнения: самонадеянность, прямолинейность, во время упр. делалось много пауз.(Противники называли эту гимнастику, Г.- позитивной, а не двигательной). Введены новые снаряды: шведская стенка, двойной бум.+ конь, канаты, лестницы). Исключительное внимание перед началом упр.: ”Исходное по-ложение”, лучше всего обеспечить точное избирательное действие упр., правильность и результат движения.

Французская система Ф.В.

Франциско Аморос(1770-1848)

Военно-прикладная характеристика: практическое значение для подготовки солдат и офицеров. Учитывалось влияние упр. на организм (развив.специальности, действовать, думать, чувствовать, улучшать здоровье, продливать жизнь, совершенствовать человека, породу, увеличить силы и богатства отдельных людей общества).Упр. лучшие, которые образуют навыки, необходимые в жизни, особенно в военных условиях: ходьба, бег на местности с препятствием и без, разл. прыжки, с помощью ружья, палки, с оружием и без, упр. на равновесие, лазанье, переле-зание, переноска груза, раненных, плавание и ныряние(в одежде и с ружьем), борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Подготовительные упр. сопровождались музыкой, танцы.Главные снаряды: лестница, канат, шест, забор. Иногда упр. делались под песню (для развития дыхания и патриотические чувства). Использование теорий: Локка, Руссо, Суворова, Пестолоцци, Гутс-Мутс - не копируя, а создавая новое. Требованияе к педагогам: знания анатомии, физиологии, педагогики, психологии, музыки, пения, умение пользоваться гимнастическими снарядами, изучение индивидуальных и физиологических особенностей.

гражд. -военные -лечебные -сценические (артист.) упражнения.

Соревновательные методы овладения технической упр.

Ипполит Триа(1813-1871)

1865г. “Общество друзей гимнастики”. Парижская коммуна.Париж. Новое учебное заведение (1842). 1847- проект физ.комплекс ” храм возрождения человека” на острове.

ДАНИЯ

Вскоре после наполеоновских войн занятия Физическими Упражнениями были введены и во многие др.странах. Одной из первых стран, введения гимнастики в Учебные Заведения была Дания (1827г.)(не оригинальные гимнастич.системы упражнения из 3-х систем.)

Франц Нахтегаль(1777-1847) (ученик Гутс-Мутса) активные действия в области Физ.Воспитания.1799г.-“Общество поощрения физ. воспитания ” 1800-школа гимнастики. Угроза вторжения Наполеона побудило датское правительство усилить военную подготовку (1807г.-новые+военные учебные заведения гимнастику ввели в программу обучения кадетских корпусов.1827г.-Подготовка учителей гимнастики позволяет включить физическое воспитание как обязательный предмет во все гражданские учебные заведения Дании.1831г.-Учебник по гимнастике для сельских и городских народных школа, так же книгу по индивидуальной гимнастике. Он приспособил к датским условиям исторические установки филантропии.Распространение гимнастики в других странах.После поражения Наполеона наиболее прогрессивная часть немецких турнеров подверглась гонениям со стороны правительства немецких государств и вынуждены были эмигрировать в другие страны.В частности, Карл Фоллен и его друзья боровшиеся за отмену феодальных порядков, в 30-е годы, попали в США.Одни занялись производственно-коммерческой деятельностью, другие-распространением гимнастики.Эмигранты-турнеры работали преподавателями физического воспитания в частных школах и создавали платные турнирные плацы и гимнастические залы.

В 1850г.-они объединили разрозненные кружки любителей гимнастики в единый ТУРНФЕЙРЕН. В 60-70-ег.г.-немецкиекультуррегеры пытались распространить немецкую буржуазнуюкультуру в других странах в гимнастические кружки и привлекая в них жителей Швейцарии, Италии, Голландии, Астро-Венгрии, России.Шведская гимнастика нашла применение в школах Финляндии, Норвегии, России.

III.

Спортивно-игровые системы.

а)характеристика

б)английская система

в)американская система

Спортивно-игровые системы создавались наряду с гимнастическими во многих странах мира, но на других организационных и методических принципах.Их основу составляли упражнения, содержавшие элементы соревнования и направленные на достижение лучших результатов.Фактической основой для Спортивно-Игровой системы послужили многочисленные физические упражнения и игры, бытовавшиe y разных народов, разных стран.На городских и деревенских праздниках нередко выступали борцы и кулачные бойцы, акробаты и фехтовальщики, любители бега и прыжков, метаний и поднятия тяжестей. В северных странах: лыжи и коньки. Среди городской и деревенской знати были в почете: верховая езда, фехтования, игры в гольф и крокет стрельба из лука и пистолетов, разные виды охоты. Начинали проводиться встречи профессиональных борцов, боксеров, игровиков, акробатов.Во многих странах открывались учебные заведения: школы, колледжи, университеты, в которых поощрялось развитие академического спорта и спортивных игр.Раньше, чем в других странах спортивно-игровая система сложилась в Англии старейшем капиталистическим государстве.(толчок буржуазной революции середина XVIIв.+экономической, политическое, культурное развитие)+географическое положение-островное государство.В Англии в период промышленного переворота стали строитьспециальные помещения и площадка для проведения спортивных соревнований. По закону 1662 г.все учителя обязаны были быть членами английской церкви и активно участвовали в воспитании новых физически развитых людей для колониальной державы и для создания сильнейшего в мире ВМФ.Однако в Англии не было для учащейся молодежи единой системы физического воспитания.Дети обучались в нескольких типах частных, церковных и муниципальных школ. Главное место среди частно-капиталистических школ занимает Паблик скулз в Винчестере, Итоне, Шрусберне, основаные в эпоху феодализма. Эти школы были центрами по распространению идей Д.Локка и подготовка заморских экспедиционных отрядов с хорошей физи-ческой подготовкой.

IV.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.