Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систему.






Великий реформатор театра выделяет два плана структуры

драмы: «план внешней структуры» и «план внутренней струк-

туры». Размышляя о действии в драме, он предлагает различать

две его составляющие: внешнее действие (интрига) и внутрен-

нее, которое он называет «душевным действием». Согласно С.

Эйзенштейну, драматическое действие также представляет со-

бой сложное явление. Он выделяет в драме «видимую часть со-

держания» - внешнее действие и скрытую от непосредственно-

го наблюдения, но вполне доступную анализу «подводную

жизнь». Внешнему проявлению действенной структуры драмы,

его событийной цепи, звенья которой как бы раскрывают внут-

реннюю сущность каждой пьесы, способствует интрига, пред-

ложенная драматургом. В связи с этим действие драмы зачастую

отождествляют с интригой. Вместе с тем, действие, по утверж-

дению М.Я. Полякова, - это «субстанция драмы», существую-

щая во времени, пространстве и движении. В свою очередь, инт-

рига представляет собой эмпирическое выражение сюжета. «В

категорию действия, - по мнению М.Я. Полякова, - входит не

только набор событийных элементов, но, прежде всего, мотивы

деятельности. Пересечение деятельных установок персонажей и

их осуществление является основой сложной цепи драмы. Центр

драматического мира - действующий человек и его предметная

и речевая деятельность» (50, 83).

Говоря о структуре драматургического произведения, наряду

с внешней цепочкой событий, которую представляют собой ос-

новные элементы композиции, мы должны говорить о важности

и необходимости развития в драме исторически определённого

сюжета, о сути и функциях которого мы говорили выше. Вместе

с тем, Поляков акцентирует наше внимание на таком понятии, как

канва пьесы (Станиславский), характеризуя его как надсюжет-

ное, надхарактерное, надсловесное явление, которое даёт нам

возможность понять внутреннее, подлинное драматическое со-

держание пьесы, создающее её особую атмосферу. Канва - поня-

тие более органическое и глубокое, а также более специфическое

для драмы, нежели сюжет, характер и т.д.

М.Я. Поляков выдвигает на первый план следующие уровни

драмы: действие, сюжет-канва, персонажи, время, простран-

ство. По его утверждению, каждый из этих уровней приобретает

своё значение только в сочетании с другими.

«Художественная концепция текста драмы, - заключает М.Я.

Поляков, - реализуется во времени и пространстве, в контексте

образов через слово (контекст слов), интонацию (ритм), движе-

• В театре драма становится «видимой» с помощью режиссёра,

ТеРа, живописи, света, музыки и т.д. Происходит процесс ове-

в пространстве того, что витало лишь во времени»

(Мейерхольд)» (50, 80).

65

Вместе с тем, на какой бы план мы ни относили бы компози-

цию, необходимо помнить, что при своевольном отношении к

объективно существующим универсальным композиционным за-

кономерностям нельзя создать общепонятного произведения, оп-

равдывающего одну из важнейших функций искусства - служить

средством общения между людьми.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое драма?

2. Что представляет собой идейно-тематическое единство драма-

тургического произведения?

3. Что отличает драму от других родов литературы?

4. Что такое действие?

5. Что представляет собой драматургический конфликт?

6. Какова структура драматургического произведения?

7. Какую роль в структуре драматургического произведения игра-

ет финал?

8. В чём отличие сюжета от фабулы?

9. Каковы функции и законы композиции?

10. В чём отличие интриги от действия пьесы?

11. На какие уровни драмы обращает наше внимание М.Я. Поля-

ков?

Литература:

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М: Просвеще-

ние, 1979.

2. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. - М., 1998

3. Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. -М., 1969.

4. Осовцов С.М. Драматургия и театр в системе искусств: Учебное

пособие. - СПб.: СПбГУКИ, 2000. - 148 с.

5. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ-

лений. - М.: Сов. Россия, 1988.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.