Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Праздничных программ






Вся наша жизнь сопровождается множеством событий лично-

го, коллективного и общественного характера, которые вызывают

праздничное настроение, желание встретиться с друзьями, род-

ственниками, сослуживцами или просто оказаться в праздничной

толпе знакомых и незнакомых нам людей. В праздничный день

нам хочется полюбоваться праздничной фиестой или салютом,

послушать выступления известных политиков, писателей, худож-

ников, принять участие в шуточных соревнованиях, конкурсах,

потанцевать, послушать музыку, посмотреть на заезжих или мест-

ных артистов, пообщаться с интересными людьми, спеть хором

под гитару, побродить по праздничным улицам. Хорошо или не

очень, но эти праздничные события сегодня художественно орга-

низованы. Масштаб праздничного действа, место проведения,

форма, жанр и, соответственно, используемые средства вырази-

тельности зависят, прежде всего, от значимости отмечаемого со-

бытия. Немаловажную роль здесь играют потребности аудитории,

Для которой организуется праздничное событие, объём имеющих-

ся финансовых средств, количество и уровень исполнительского

мастерства творческих коллективов, которые могут быть задей-

ствованы в театрализованном представлении, а также талант, нрав-

ственные и гражданские позиции устроителей данного праздника.

Анализ практики художественной организации праздничных

событий выявил, что каждая программа имеет свой набор сценар-

ного материала и разную степень участия в программе зрительс-

кой аудитории. В результате выделяем следующую разновидность

современных праздничных программ:

- игровые;

- развлекательно-игровые;

- зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные;

- информационно-развлекательные;

- конкурсные;

- зрелищные;

- художественные и литературно-художественные;

- документально-художественные;

- документально-публицистические;

— церемониально-обрядовые;

- комплексные программы.

Данная разновидность программ предложена исходя из сце-

нарного материала, который преобладает в той или иной програм-

ме, а также степени участия в праздничном действе присутствую-

щей аудитории. Остановимся на каждой программе отдельно.

Так, игровые программы создаются на основе различных

игровых форм: игр, игр-аттракционов, викторин, загадок, лотерей,

конкурсов, аукционов, эстафет и т.д. Наряду с игровыми форма-

ми, здесь используется и художественный материал: поэзия, про-

за, музыка, хореография, пластика и другие виды литературы и

искусств, которые органично «вплетаются» в развивающееся дей-

ство. Обязательное условие организации таких программ - акти-

визация аудитории. Здесь нет зрителей - все являются участника-

ми программы.

Само название развлекательно-игровых программ говорит

о том, что их сценарии создаются на основе различных развлече-

ний и игровых форм. Обычно это танцы, конкурсы, шарады, голо-

воломки, викторины, состязания и многое другое, что позволяет

аудитории самовыразиться, испытать и показать себя, выявить и

продемонстрировать свои способности и возможности. И, конеч-

но же, здесь также не обойтись без использования имеющегося

многообразия художественного материала, который будет способ-

ствовать созданию необходимой атмосферы развивающегося дей-

ства, непринуждённого общения, самодеятельного творчества и

активного отдыха собравшихся людей. Сценарии игровых и раз-

влекательно-игровых программ представляют собой художествен-

но организованную программу действий аудитории.

Несмотря на то, что само действие участников любой програм-

мы являет собой зрелище, в отличие от двух предыдущих про-

грамм, зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные програм-

мы, помимо игровых форм (первая - и развлечений, включая и

игровые формы - вторая), имеют в своей основе концертные но-

мера различных жанров. То есть сценарии данных программ пред-

ставляют собой синтез игрового и художественного материала - в

первом случае и синтез различного рода развлечений, игровых

форм и художественного материала - во втором случае, в одина-

ковой степени, в равных пропорциях. Здесь аудитория является не

только прямым участником предложенных программой форм дей-

ствия, но и активным зрителем, сопереживающим происходяще-

му, что способствует удовлетворению и формированию более ши-

рокого спектра её потребностей.

Информационно-развлекательные программы выстраива-

ются на основе документального материала, развлечений и игро-

вых форм. Художественный материал может использоваться как

равный среди вышеназванного основного сценарного материала,

так и выполняющий вспомогательную функцию для эмоциональ-

ного воздействия на аудиторию или создания условий для актив-

ного отдыха Информационный материал такого рода программ не

Должен быть тяжёлым для восприятия и преобладать над развле-

кательно-игровыми формами. Идеальным является тот вариант,

когда в программе игровые и развлекательные формы помогают

Донесению информации до аудитории и способствуют его осмыс-

лению.

Структуру конкурсных программ составляют самые разно-

образные конкурсы, которые отбираются исходя из целесообраз-

ности конкурсной программы. Наряду с конкурсами, сценарным

материалом, могут быть различные игровые формы, а также худо-

жественный материал. Степень использования художественного

материала и разнообразия игровых форм определяется принципа-

ми организации сценарного материала и разновидностью конкур-

сной программы. Степень активности аудитории здесь неодина-

кова. Одни являются прямыми участниками действия, другие —

зрителями, активно им сопереживающими.

В основе сценариев зрелищных программ может лежать толь-

ко художественный материал во всём его многообразии. Сцена-

рии зрелищных программ также могут выстраиваться на основе

синтеза художественного и документального материала. И тот, и

другой материал может быть использован в равной степени, а мо-

жет преобладать один из названных видов сценарного материала.

Зрелищные программы требуют разделения на зрителей и испол-

нителей, хотя каждый сценарий данной разновидности програм-

мирует в определённой степени активизацию аудитории. Зрелищ-

ные программы отличаются разнообразием средств сценарной и

режиссёрской выразительности, многожанровостью, неординар-

ностью подачи и лёгкостью восприятия сценарного материала.

Художественные и литературно-художественные програм-

мы выстраиваются на основе художественного материала и пред-

полагают деление на зрителей и исполнителей. Вместе с тем, ис-

ходя из принципов организации сценариев таких программ сте-

пень активизации аудитории может быть разной. Одновременно в

одной программе, сценарным материалом художественных про-

грамм могут быть все разновидности искусства, и все они могут

выступать здесь на равных, или один вид искусства может преоб-

ладать над другим. Сценарным материалом художественной про-

граммы может выступать и какой-то один вид искусства и цен-

ность её от этого не снизится. Литературно-художественная про-

грамма требует в равном соотношении литературного и художе-

ственного материала, возможно и преобладание литературного

материала. Если мы наблюдаем обратное, то тогда программа бу-

дет художественной. Названные программы могут раскрывать

различные темы, поднимать проблемы, волнующие современного

человека, восприятие таких программ требует подготовленного

зрителя, способного воспринимать произведения искусства, уме-

ющего думать, анализировать.

Документально-художественные программы в своей осно-

ве содержат документальный материал. Художественный матери-

ал является вторичным в процессе работы над созданием данной

программы, хотя он может быть в сценарии такой программы в

преимуществе, так как документальный, местный материал тре-

бует образного решения. Местный материал в отдельных програм-

мах такого вида может являться основным, а в других программах

не использоваться вообще. Также в документально-художествен-

ных программах обстоит дело и с активизацией аудитории. В од-

них программах она максимальна, в других лишь на уровне сопе-

реживания.

Документально-публицистические программы требуют

максимальной активизации аудитории. Сценарным материалом

здесь является документальный и местный материал. В центре

внимания сценариста в процессе работы над сценарием должен

быть реальный герой, какой-то конкретный человек, коллектив,

группа или же какой то жизненный факт, общественно значимое

событие, которое волнует конкретную аудиторию. Художествен-

ный материал здесь несёт вспомогательную функцию, несмотря

на то, что иногда преобладает над документальным и местным

материалом в структуре сценария исходя из принципов организа-

ции сценарного материала.

Сценарии церемониально-обрядовых программ в одном слу-

чае в основе своей содержат документальный местный материал.

Как и в документально-публицистических программах здесь сце-

нарий выстраивается вокруг конкретных людей, в центре развива-

ющегося действия находятся реальные герои. В другом случае в

основе сценариев лежат традиционные церемониально-обрядовые

Действа конкретной местности, коллектива, семьи. Однако и те и

Другие программы предусматривают максимальную активность

аудитории и проведение различных церемониально-обрядовых

действ. Здесь обязательно использование художественного мате-

риала, в одном случае как вспомогательного материала, в другом

случае художественный материал может лечь в основу сценарно-

го замысла, когда речь идёт о народных праздниках и обрядах.

Комплексные программы могут вбирать в себя весь выше-

названный сценарный материал: документальный, публицистичес-

кий, местный, художественный, фольклорный. В комплексных

формах широко используются церемониально-обрядовые действа,

различные игровые формы, конкурсы, развлечения. Комплексные

программы представляют собой сложную систему, состоящую из

многообразия перечисленных выше программ, которые и являют-

ся их составляющими. Так, одна комплексная программа может

вбирать в себя документально-художественную программу, зре-

лищную, конкурсную, церемониально-обрядовую, игровую, раз-

влекательную и др. Выстраивание сценариев комплексных про-

грамм основывается на широкой организации деятельности учас-

тников праздничного действа и использовании всего многообра-

зия средств идейно-эмоциональной и иносказательной выразитель-

ности.

В связи с драматургическими принципами организации сце-

нарного материала каждый вид программы имеет свои внутрен-

ние разновидности. Так, программы могут быть: дивертисмент-

ными, тематическими, сюжетно-тематическими и театрали-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.