Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания.






1) Актуальность: Различные практические проблемы 20 века усиливают наш интерес к развитию темы сознания (медицина, создание различных систем человек-машина, систем искусственного интеллекта, психология, образование) и мы наблюдаем усиливающийся интерес к этой теме, что появляются целый ряд различных направлений обращенных к этой проблеме: психология, синергетика (через психологию), социология (через психологию), медицина, нейрофизиология, кибернетика, нейрокибернетика, лингвистика (психолингвистика), когнитивная наука (изучает информационные процессы, протекающие в человеческом сознании). Следовательно, целый ряд дисциплин обращается к освоению этого феномена. Философия рефлексирует над различными формами культурного опыта (религия, наука, мир культуры в целом), чтобы выявить фундаментальные характеристики сознания и дать представления о нем, сформировать некий инвариант в нашем представлении о сознании в данную историческую эпоху, с опорой на практику, на рефлексию над практической деятельностью и над различными формами информации, притекающей из мира культуры (из области научного знания). Философия изучает сознания по средствам синтеза различных потоков информации от разных источников информации.

2) Сознание — философская категория, которая обозначает функцию высокоорганизованной материи мозга, суть которой состоит в формировании идеальных образов мира, высшая форма отражения действительности, а также продукт общественно-культурного развития.

3) Подходы к пониманию сознания.

Классика: бинарная оппозиция человеческого сознания и мира вокруг человека («сознания первично» - объективный субъективный реализм, «сознание производно» - все материалистические концепции, включая марксизм).

Посткласика: уходит от бинарной оппозиции, от противопоставления сознания материальному миру.

· Субстанциональный подход.

ü Объективный идеализм: сознание рассматривается как самостоятельная реальность, ни от чего не зависящая реальность, более того порождающая все то, что окружает человека. Это представление впервые отчетливо прописывается в концепции Эйдесов (речь идет о том, что существует некая сверхчувственная реальность, совокупность эйдосов (идей)). В этой концепции фиксируется способность человека к деятельности (творческая способность человека), которая реализует некие замыслы. Это относительная самостоятельность фиксируется Платоном («истинно богатый человек это человек, обладающий знанием»). Эту идею продолжает Гегель с его абсолютной идеей.

ü Субъективный идеализм: основа всего существующего – психические состояния отдельного человека. Отчетливо вырисовывается 17 в., что с связанно с началом развития техногенной цивилизации, в рамках которой человек ощущает себя активным и творческим субъектом. В этот момент в культуре возрастает интерес к индивидуальности человека. Ярчайший представитель этого подхода Беркли (предмет есть совокупность ощущений, и в этом тоже фиксируется творческая сторона человека).

Плюсы и минусы этого подхода:

Плюсы: в рамках этого подхода можно исследовать структуру сознания.

Минусы: в таком подходе невозможен априори вопрос о генезисе человеческого сознания (она первична). Потеря генезиса приводит к тому, что мы не можем определить предпосылки сознания, и, следовательно, не можем влиять на сознания

· Функциональный подход. Сознания это результат функционирования мозга, это функциональное свойства высоко организованной материи. Этот подход преодолевает формальные недостатки всех предыдущих подходов. Сознание – это свойства мозга, а не его часть, проявляющееся в его функционировании.

Плюсы: есть связь с материальным носителем, что открывает возможность воздействия на человеческое сознание. Возникает проблема генезиса и структурирования сознания.

Минусы: не рассматривается механизм того, как сознание влияет на мир (этот механизм и не может быть зафиксирован).

2 формы: метафизический материализм (сознание присуще всех природе, только в разной степени), в частности вульгарный материализм (Вульф) – сознание – это материя, материя может создать только материю, человек есть то, что он ест; диалектический материализм (носитель сознания – мозг, оно идеально по природе).

Если первые две традиции имеют альтернативный характер в решении проблемы «субстанциальность или атрибутивность» сознания человека, то экзистенциально-феноменологическая традиция, сформировавшая­ся в постклассической философии (Э.Гуссерль, М. Шелер, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) отказывается от подобной оппозиции.

· Экзистенциально-феноменологический подход. Основатель назван­ной традиции Э. Гуссерль выделил две, по его мнению, неправомерные тен­денции в понимании сознания, характерные для классической философии: «предметность существует в сознании и через сознание», «естественная установка», означающая безусловную веру в сущест­вование предметов внешнего мира вне и независимо от сознания человека. Сознание не является суммой внешних воздействий, не может быть сведено к материальным фактам, направлено на реальность, имеет творческий характер, его суть в создании новых смыслов, новых значений бытия. Суть сознания в смыслополагании.

· Психоанализ. психоаналитическая традиция ставит его в подчиненное положение по отношению к другому компоненту психики — бессознательному. Классический психоанализ с одной стороны, ограничил сферу влияния созна­ния на деятельность человека, с другой — придал мощный им­пульс исследованию влияния бессознательных влечений на поведение чело­века в обществе.

· В рамках неклассического психоанализа (А. Адлер, К- Юнг, Э. Фромм и др.) постепенно оттачивалась культурно-историческая исследовательская традиция сознания. Со­гласно ей, человек — общественное существо как по происхождению, так и по своей природе. Сущность человека не является некой постоянной величиной, а изменяется в процессе общественно-исторического развития. Эта традиция исследования сознания развивалась в нескольких вариантах, среди которых заметное место занимает марксистская концепция практической природы со­знания. Для марксизма практика выступает своеобразным фундаментом сознания.

· Социокультурный подход исследования сознания наделяет его такими характеристиками, как идеальность, предметность, интенциональность, про­ективность. Важное место в социокультурной традиции занимает изучение связи созна­ния с языком. Язык — это система знаков, обладающих значением и смыслом, т.е. несущих в себе определенную мысль и способствующих ее формированию и передаче в процессе речевой коммуникации. Принципиальную связь мыш­ления с языком, в которой язык выступает не столько транслятором актов со­знания, сколько «соавтором» их рождения в процессе речевых практик, харак­теризуют как лингво-логическое единство.

4) Структура сознания. Изначально первый подход к разработке и исследованию структуры сознания относится к классической психологии (она отделяется от философии 19 века). В это время сознание человека изучалось по поведению, по поступкам и по речи. Следовательно, в это время единственный подход к тому чтобы понять, что такое сознания является наблюдение и самонаблюдение. Тогда основанием для структурирования в данном случае выступает роль, который играет каждый структурный элемент в поведении и деятельность человека.

1. Интеллект. Под интеллектом чаще всего понимаются знания. Результат интеллектуальной деятельности вербализован, чаще всего представлен на родном языке. В интеллектуальном восприятии мира человек четко осознает свое отличие от мира, и поэтому интеллект обеспечивает возможность проникновения в мир как таковой. Интеллект играет грандиозную роль в жизни техногенного общество, и поэтому все образовательные практики нацелены на развитие интеллекта.

2. Эмоции. Человек переживает свое присутствие в мире. Мир эмоций роднит нас с животными.

3. Воля. Способность строить планы деятельности и реализовывать их.

4. Внимание. Внимание — это привязка актов психологической активности к определенным ситуациям.

5. Память. Природа ее нам не понятна, но без памяти нет человеческой личности.

Психоанализ. Этот подход основан на степени осознания информации. И отправная точка здесь человек.

1. Подсознания. 60% информации о мире мы получаем из этой сферы.

2. Надсознания (интуиция – это переход информации, минуя разум)

3. Сверхсознание (это самосознание человека, способность к рефлексии).

Как только возникают предпосылки к моделированию сознания, возникают новые подходы к структурированию сознания. Их базой является не поведения как таковое, а различные функции, которые моделируются искусственной системой.

1. когнитивная карта некая информация, определяющая человека сначала в природной, а затем в культурной среде (поглощения тела в пространстве, ощущения себя в пространстве и времени, пространство культуры).

2. когнитивная схема – это план деятельности, который присутствует во внутреннем мире человека и направляет его в реализации поставленных целей.

3. фрейм (сам термин приходит в 70 годы из структурной лингвистики, которая изучат текст) – некая матрица, задающая акты поведения и деятельности человек. Тогда процесс социализации и дальнейшего развития человека – это процесс овладения и продуцирования новых фреймов. Фрейм нам дает момент предвиденья. Обучение – это трансляция фреймов, формирование стиля мышления. Все фреймы социально детерминированы.

Основанием для структурирования является специфика информационных процессов определяющих поведение и деятельность человека. Достоинство такого подхода это социальная детерминация, процесс не сводится просто к интуитивному познанию.

Функции сознания.

1. Познавательная (Познание, т.е. верное, адекватное отражение действительности, является первой, важнейшей функцией сознания. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. Познание неразрывно связано с осознанием того, что собой представляет та или иная вещь, в каких отношениях она находится с другими вещами, какое значение она имеет для познающего субъекта.)

2. Целепологание (построение человеком модели желаемого будущего и определении возможных путей его достижения)

3. Оценочная (Оценка получаемой информации, возможная благодаря единству познания, осознания и самосознания, является второй функцией сознания. Человек не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.)

4. Интегративная, аккумулятивная (Накопление знаний, полученных из непосредственного, личного опыта индивида, а также добытыми его современниками или предшествующими поколениями людей, является следующей функцией сознания. Накопленные знания становятся основой для добывания новых знаний, для осуществления практических действий человека.)

5. Креативная (Высшие возможности сознания проявляются в его способности мысленного конструирования направлений и форм деятельности человека, в предвосхищении того, что произойдет в силу действия объективных законов, в создании принципиально нового.)


18. Социокультурная природа сознания. Проблема искусственного интеллекта.

1) Сознание — философская категория, которая обозначает функцию высокоорганизованной материи мозга, суть которой состоит в формировании идеальных образов мира, высшая форма отражения действительности, а также продукт общественно-культурного развития. Сознание – субъективная реальность.

2) Человек не рождается с готовым сознанием, но рождается с предпосылками для его формирования: человеческое тело и здоровый мозг. Сознание формирутся в процессе включения человека в социальную жизнь.

Социокультурные детерминанты сознания: Труд; Речь; Язык и деятельность; Коммуникация; Эмоциональная сфера надбиологического характера; Эволюция семейно-брачных отношении и т.д.

Подходы возникновения человеческого сознания (подходы к пониманию социокультурной природы сознания)

3) Подходы к пониманию социокультурной природы сознания:

ü 19 в. – марксизм и трудовая модель. Становления сознания обусловлено трудовой деятельностью и коммуникацией.

ü Функциональная модель. В рамках этой схемы сознания это осознанное бытие, содержание и структура которого определяется общественно исторической практикой. Сознание исторично, сознания социально.

ü 20 в. связан с новым пониманием человека, как существа символического, его деятельность регламентирована различными символическими системами. И эти символические системы своеобразные посредники между людьми в обществе (таким посредником, например, является наука). И тогда в рамках такого подхода социокультурная размерность проявляется в том, что сознание, представленное в качестве разнообразных символических систем, регламентирует поведение человека. Сознание — это совокупность социокодов, регламентирующих деятельность человека, которые наполнены социальными смыслами.

ü Человек интересен в 20 веке в контексте лингвистического поворота. И тогда на первый план выступают автокоммуникации. Язык появляется только в человеческом обществе, вне общества человек не изобретет язык. Язык выполняет в обществе различные функции. Языковые игры. Язык средства конструирования этого мира, способа общения поставленных задач.

4) Искусственный интеллект - наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. С изучения функций языка начинаются освоения программы искусственного интеллекта. Проблема искусственного интеллекта и ее предпосылки возникаю в конце 40-х годов, когда появляются первые вычислительные машины. И в этот возникает вопрос, возможно ли создания искусственного интеллекта. Это проблема решается с двух точек зрения.

o Завтра, можно создать

o Никогда. Что связанно с некой тайной человеческого сознания. Науке указывают своеобразную грань, через которую она не может переступить.

В дальнейшем происходит смешения акцентов от создания полностью человеческого мозга на просто расширение возможностей естественного интеллекта, и в этом направлении эта проблема развивается очень активно. Теория искусственного интеллекта — это специализированная область знания. Основные направления в этой проблеме.

1. Моделирования отдельных функций человеческого мозга (память, вычисления, анализ, распознавания образов, системы искусственного перевода, решения задач).

2. Робототехника (роботы третьего поколения, которые являются автономными).

3. ЭВМ (параллельные вычисления, с учетом того, как мозг обрабатывает информацию).

4. Интеллектуальные системы (базы данных, системы управления и расчета, системы компьютерной алгебры).

Уже есть: нейронные сети, распознавание текста, экспертные системы, самообучающиеся системы, сенсорные роботы.


19. Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. Понятия социальная реальность.

1) Актуальность.

2) Социальная философия и ее место в социально-гуманитарном знании.

3) Социальная реальность.

1) Актуальность. Социальная философия довольно быстрыми темпами развивается в 20 в. и представляет актуальную проблематику. В связи с социальными процессами их сложностью значимостью осознания на разном уровне, для того чтобы обуздать социальную стихию. Угроза социальной стихии более чем реальная, отсюда и интерес

к социальной проблематике.

2) Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Возникает в начале 19 в.

Предмет социальной философии – общество. Об обществе можно говорить в разных контекстах и разных срезах. Для философии интересно понимание общества в некой противоположности природе. Тогда общество – это некая система, выделившаяся из природы, это система отношений между людьми, реализующихся в процессах жизнедеятельность (социальный институт семьи, социальный институт государства, в различных негосударственных объединениях, в жизнедеятельности отдельного человека, этноса). Центральный вопрос социальной философии — это вопрос структуры общества. Она ориентирована на раскрытие глубинных закономерностей и ценностных параметров общественной жизни — того, что скрыто под напластованиями социально-исторических событий, что стоит за видимой хаотичностью или размеренностью, за ставшей привычной и будничной чередой социальных явлений. Социальная философия представляет собой философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Социальная философия изучает структуру социальных систем, их функционирование и эволюцию, социальные институты и социальные ценности, общество как единое целое и его развитие. В задачи социальной философии входят также исследование природы человека и ее изменений в ходе истории, выявление смысла истории и, насколько это возможно, ее основных тенденций. Особое внимание социальная философия уделяет изучению современного общества и перспектив его развития в обозримом будущем. Современная социальная философия должна давать также анализ и критику существующих социальных концепций, подобных либерализму, консерватизму и социализму. И наконец, социальная философия исследует особенности социального познания в целом и возможности достижения объективного знания об обществе и его истории.

Но общество изучают и другие социальные науки и гуманитарные науки. В число социальных наук входят экономическая наука, культурология, политология, социология, политические науки, социальная философия, социальная психология и т. п. Для этих наук характерно:

– они не только описывают, но и оценивают;

– при этом они очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям.

Однако они идут по другому пути в изучении общества. Он представляющий собой путь познания общественных событий, явлений, их генерализации, доходящей до открытия эмпирических закономерностей.

Социальная философия является наукой в том же смысле, что и другие науки об обществе. Она отправляется в конечном счете от эмпирически данного мира социальных отношений; на этой основе ею создаются теории, позволяющие объяснять (предсказывать) и понимать ход социальных процессов; следствия социальных теорий сопоставляются с опытом, что позволяет совершенствовать теории. Вместе с тем социальная философия отличается существенным своеобразием и занимает особое положение среди других наук об обществе.

Социальная философия может заниматься почти любыми общими, не имеющими пока решения проблемами социальных и гуманитарных наук: природа общества и возможность социального прогресса, направление человеческой истории и ее движущие силы, сущность человека и его предназначение, соотношение стихийного и сознательного в истории, сущность морали и права и т. д.

Материал для своего анализа социальная философия черпает из конкретных наук о культуре, стремясь, однако, к предельной общности своих рассуждений. Проверка теорий, развиваемых в рамках социальной философии, осуществляется опять-таки на основе соответствия их выводам социальных и гуманитарных наук. Социальная философия не вдается в эмпирические детали, ее цель – общая характеристика общества, являющаяся итогом и выводом из всего того, что говорят об отдельных аспектах его жизни и истории конкретные социальные и гуманитарные дисциплины.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.