Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направленность исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации истории.






1)Актуальность: необходимость понимания процессов взаимодействия цивилизаций, понимания процесса глобализации, необходимость предвидения. Моделирование процессов социодинамики может проходить в различных версиях, основными из которых являются представление о линейной и нелинейной социодинамики.

Исторически сначала появились нелинейные представления, а после – линейные.

2)Нелинейные интерпретации:

История мыслится как совокупность, комбинация судеб отдельных организмов, самостоятельных, неповторимых. Цикличность, отсутствие однородности, поступательности. Истоки – в циклических процессах, имеющих место в природе; особый натурализм.

Версии:

ü Впервые моделируется в античности (как восточная, так и западная философия). Всё возвращается на круги своя, в новом качестве, и т.п. Обусловлено во многом очень медленными темпами социодинамики.

ü XVIII итальянец (Жан Батист Вико) уподобление процессов социодинамики развитию человеческого организма: сравнение истории с историей развития человеческого организма. Выделил периоды истории: детство – древность, юность – античность, зрелость – капитализм, старость – не за горами, смерть.

Цивилизационные подходы:

ü 19 в. – Данилевский, концепция культурно-исторических типов. Выступает против идеи европоцентризма, которая искажает картину мира, уничтожает особенности развития народов. Консолидация славянства.

ü Шпенглер, концепция локальных культур. История как результат жизнедеятельности отдельных культур. Рождение, развитие, зрелость, старость, смерть. Зрелость – раскрытие души народа, стадия максимального творчества: зрелый язык, мораль. Цивилизация: разум доминирует над душой, доминирование науки, люди ориентированы на комфорт,, благополучие, жизнь замирает, движется к смерти.

ü Тойнби, Сорокин, концепция локальных цивилизаций. История – процесс возникновения и развития цивилизации. Любая соц. система подобна организму (стадии аналогичны).Типология цивилизаций. Типология – по географическому признаку, языку, традициям, духовным ценностям и в особенности религии, общности социально-экономической и социально-политической жизни, менталитет. В этом контексте появляются и исчезают цивилизации, вопрос об их взаимосвязи не ставится. Подчёркивается многообразие исторического процесса. У Тойнби механизмы развития цивилизации – Вызовы. Например: природные вызовы, столкновения цивилизаций, экологические вызовы, проблемы ресурсов. Ответ на вызов формируется творческим меньшинством. Цивилизация адекватно отвечает на внешние вызовы, идет развитие. Приход – возврат (жизнеспособность цифилизации зависит от молодых творческих- элит. Со временем элиты стареют, и если они не заменяются, цивилизация угасает.)

+Детализация процесса

+Подчёркивается многообразие

+Понимание (других) цивилизаций

-Практически не рассматривается взаимодействие

-Ограничена прогностическая сила концепции

Линейные интерпретации:

Опираются на идею о том, что история поступательное, поэтапное, стадиальное, последовательное движение человечества в каком-то направлении. Основа: христиансткая модель истории. Прошлое -> настоящее -> будущее.

ü Прогрессистские: наиболее яркие концепции:

Кант: история – кровавое действо, но есть разумное направление динамики, которое ведет к правовому гражданскому обществу с развитой моралью.

Гегель: человечество развивается, прогрессирует, вектор этого развития – свобода.

Марксизм: материалистическое понимание истории, ядро – теория общественно-экономических формаций. Все общество движется по определенным стадиям – формациям. Различия между народами носят исключительно стадиальный характер. История меняется по определенным законам, которые реализуются в сфере экономических отношений. В основе существования общества лежат отношения, складывающиеся в сфере производства материальных благ. Эти отношения определяются всю иерархию социальных отношений. Целостное обществосуществует на определенной стадии развития и состоит из базиса и надстройки, и называется общественно-экономической формацией. Базис – производственные отношения. Надстройка – все остальные отношения. Формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (нет частной собственности, нет классов, нет социальной несправедливости, есть свобода). Между этими стадиями происходят революции. Суть революций: сменив политическую надстройку, дать простор для развития новых производственных отношений.

ü Регрессистские: история линейна, но вектор развития направлен от высших состояний общества к низшим. Идея золотого века, концепция экописсимизма, мы на пороге экологического коллапса, концепция технофобии (техника – монстр).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.