Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формационная и цивилизационная парадигма в истории философии.






Общество – сложное социальное образование, для описания которого имеются различные подходы.

· Формационный подход. Сформировался на основе линейного прогрессистского подхода к пониманию истории (Опираются на идею о том, что история поступательное, поэтапное, стадиальное, последовательное движение человечества в каком-то направлении.). Исторически первым подходом к процессам моделирования общества и процессов, в нем протекающих, появляется формационный подход. Формационный подход основывается на концепции общественно-экономической формации Маркса. Реализован в марксизме. Материалистическое понимание истории, ядро – теория общественно-экономических формаций. Все общество движется по определенным стадиям – формациям. Различия между народами носят исключительно стадиальный характер. История меняется по определенным законам, которые реализуются в сфере экономических отношений. В основе существования общества лежат отношения, складывающиеся в сфере производства материальных благ. Эти отношения определяются всю иерархию социальных отношений. Целостное обществосуществует на определенной стадии развития и состоит из базиса и надстройки, и называется общественно-экономической формацией. Базис – производственные отношения. Надстройка – все остальные отношения. Формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (нет частной собственности, нет классов, нет социальной несправедливости, есть свобода). Между этими стадиями происходят революции. Суть революций: сменив политическую надстройку, дать простор для развития новых производственных отношений. Зачем обществу меняться? Всегда есть противоречия. Базовое противоречие: противоречие между производственными силами (средства производства, люди) и производственными отношениями (распределение производства, обмен, потребление). Производственные отношения отстают от производственных сил.

Эта модель является линейной, прогрессистской, дает возможность предсказания, хороший методологический инструмент, дает возможность проследить, как экономические отношения влияют на развитие общества. Однако, она является результатом рефлексии над историей Европы, у нее есть конечная цель – коммунизм, что противоречит диалектическим взглядам.

· Цивилизационный подход. На основе нелинейного подхода к пониманию истории возникает цивилизационный подход. Он очень разнороден, так как нет единого определения цивилизации.

Изначально: Цивилизация=культура (французское просвещение)

Цивилизация – вершина развития общества (18 в., вершина - капитализм).

Цивилизация – период человеческой истории, следующий за периодами дикости и варварства (19 в.): есть парная семья, частная собственность, богатая культура.

Цивилизация – общество, не имеющее творческого потенциала (Шпенглер).

Цивилизация – - локально-культурная историческое образование, объединенное едиными духовными ценностями, единством политической жизни, экономической деятельности, языком, образом жизни, менталитетов, территорией.

50-70-е годы XX: Цивилизации как стадии, которые проходит общество (аграрное общества, индустриальное общество, постиндустриальное общество).

Цивилизационный подход:

ü Стадиально-цивилизационный (линейный);

ü Локально-цивилизационный (цивилизация – локальное-культурное сообщество людей);

ü Цивилизационно-культурный (основа для выделения цивилизации – характер определенной культуры).

В 20 веке приобрел распространение локально-цивилизационный подход.

ü 19 в. – Данилевский, концепция культурно-исторических типов. Выступает против идеи европоцентризма, которая искажает картину мира, уничтожает особенности развития народов. Консолидация славянства.

ü Шпенглер, концепция локальных культур. История как результат жизнедеятельности отдельных культур. Рождение, развитие, зрелость, старость, смерть. Зрелость – раскрытие души народа, стадия максимального творчества: зрелый язык, мораль. Цивилизация: разум доминирует над душой, доминирование науки, люди ориентированы на комфорт,, благополучие, жизнь замирает, движется к смерти.

ü Тойнби, Сорокин, концепция локальных цивилизаций. История – процесс возникновения и развития цивилизации. Любая соц. система подобна организму (стадии аналогичны).Типология цивилизаций. Типология – по географическому признаку, языку, традициям, духовным ценностям и в особенности религии, общности социально-экономической и социально-политической жизни, менталитет. В этом контексте появляются и исчезают цивилизации, вопрос об их взаимосвязи не ставится. Подчёркивается многообразие исторического процесса. У Тойнби механизмы развития цивилизации – Вызовы. Например: природные вызовы, столкновения цивилизаций, экологические вызовы, проблемы ресурсов. Ответ на вызов формируется творческим меньшинством. Цивилизация адекватно отвечает на внешние вызовы, идет развитие. Приход – возврат (жизнеспособность цифилизации зависит от молодых творческих- элит. Со временем элиты стареют, и если они не заменяются, цивилизация угасает.)

Преимущества цивилизационного подхода: экономический фактор не является основным для развития общества; самое важное – сохранение духовной культуры, духовного потенциала, право за народом развиваться в том направлении, в котором он выбрал -> много путей развития, многообразие истории, обмен между цивилизациями, не нацелена на формирование единой ценностной основы, но она формируется.

Отличие: понимание цивилизации как локального культурно-исторического образования.

Отношение между формационным и цивилизационным подходом: хотя вопрос открытый, можно утверждать, что дополнение. Более точно сказать, что формационный подход – это частный случай цивилизационного.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.