Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ступени народного хозяйства и характеристика современного хозяйственного периода.






Основная задача хозяйственной деятельности заключается в том, чтобы создать всё необходимое для удовлетворения потребностей. Для выполнения этой задачи, человеку приходится приноравливать свой труд к потребностям, т.е. расходовать свою рабочую силу в том направлении, которое указывается родом и относительной важностью существующих у него потребностей. По способам приноровления труда к потребностям, большая часть человеческих обществ прошла в течение своей истории несколько периодов, различающихся между собою как техническими приёмами производства, так и устройством отношений между членами общежития. Переход от одного периода к другому обусловливался преимущественно размножением населения и прогрессом знаний.

Первый пережитый людьми экономический период был о х о т н и ч и й и р ы б о л о в н ы й. Первобытный человек довольствовался тем, что давала природа в готовом виде: дикие животные, рыбы, плоды доставляли ему пищу, одежду, жилище, вообще удовлетворяли его несложным потребностям. Труд, прилагаемый человеком, исчерпывался овладением готовыми дарами природы и иногда простейшею, домашнею их переработкой. При таких условиях полная зависимость от условий внешней природы тяготела над человеком. Вследствие отсутствия запасов, являлся резкий переход от изобилия благ к недостатку: путешественники описывают страшные страдания дикарей от голода, вследствие случайного отсутствия добычи, но, с другой стороны, существуют рассказы о страшном обжорстве дикарей при изобилии пищи. Отличительной чертой этого периода является отсутствие обширных общественных общественных соединений и постоянные войны отдельных мелких племён между собою. – Охотничий и рыболовный период продолжается лишь до тех пор, пока существует в достаточном количестве дичь или рыба; но она, в конце концов, истребляется человеком вследствие прогресса в выделке орудий для охоты и лова; замечено, притом, что животные, по мере заселения охотничьей территории людьми, перемещаются в те местности, куда ещё не проник охотник. Таким образом, вследствие чисто естественных причин, является необходимость перейти к другой высшей степени культуры или же погибнуть, как это происходит, например, с северо-американскими индейцами.

Приручение домашних животных составляет первый шаг для перехода из дикого охотничьего быта. Начинается период к о ч е в о й или п а с т у ш е с к и й. В кочевом быту продовольствие человека не зависит от случайностей охоты, а обуславливается запасом стад и получаемых от них продуктов. В этом периоде начинается накопление имуществ и появляется неравенство достатков, обуславливающее социальные различия. Надзор за животными не поглащает всего времени человека; является возможность употреблять досуг на приобретение знаний, которые передаются от поколения к поколению. Поэтому, умственное развитие идёт в кочевом периоде быстрее. Скотоводство представляет гораздо более правильное занятие, чем подверженная случайностям охота. Кочевые народы, по истреблении скотом корма, вынуждены постоянно перекочёвывать из одного места в другое, но эти перекочёвки отличаются известного рода регулярностью, происходят в определённых границах и через определённые промежутки времени. Более правильный образ жизни вырабатывает устойчивые воззрения на отношение членов общества друг к другу, - являются зачатки права. Кочевой быт может продолжаться только до той поры, пока не заняты все естественные пастбища, пока скот находит достаточно корма. Так как не существует искусственного производства кормовых средств, то, раз достигнут этот предел, кочевникам остаётся или переменить место поселения, или перейти к оседлой форме быта. Этим объясняется тот факт, что кочевники нередко являются в истории завоевателями. Великое переселение народов, начинающее средневековую историю Европы, было вызвано страшным нашествием средне-азиатских кочевых орд, искавших себе новых мест для поселения. Однако, эти переселения не на долго спасают кочевников, если они не переходят к высшей культуре.

Открытие способов искусственного разведения растения даёт происхождение новому периоду экономической истории – з е м л е д е л ь ч е с к о м у. Даже первобытное земледелие в состоянии прокормить в 20-30 раз большее число лиц, нежели кочевое скотоводство; понятно, поэтому, насколько облегчается продовольствие населения с переходом к земледелию. Важное преимущество земледельческого периода состоит в том, что искусственное производство растений допускает огромный прогресс; человеческая мысль может оказывать сильное воздействие на увеличение продуктивности сил природы. Первым последствием перехода к земледельческому быту является оседлость. Как бы ни были несложны первобытные способы обработки земли, во всяком случае они требуют затраты значительной массы труда, распределённой правильно по временам года, и потому не допускают частой перемены места. Оседлость развивает новые формы общественности: возникает понятие дома; совокупное поселение целого рода в одной местности рождает земледельческую общину, которая в свою очередь вступает с другими общинами в разнообразные общественные союзы. Вследствие неодинаковой затраты труда на землю и важности земли для пропитания, является понятие о поземельной собственности. С зачатками собственности и образованием капиталов в виде постоянных построек создаётся потребность в разнообразных законах и учреждениях для того, чтобы силою правительственной власти охранять частное имущество. Таким образом, вместо ордового устройства охотника и племенного-кочевника, является правильный государственный быт и правильные общественные формы.

Отличительной чертою всех трёх, описанных выше, периодов экономического развития является господств н а т у р а л ь н о г о х о з я й с т в а. Возьмём ли мы группу охотников, или кочевников, или первобытных земледельцев, везде человек расходует свою рабочую силу на добывание предметов для своего собственного потребления. В античных государствах практиковался именно такой способ удовлетворения потребностей; за исключением немногих приморских пунктов с развитою торговою жизнью, греческая и римская семьи сами производили и пищу, и одежду, и материалы для жилища; с течением времени античная семья расширяется через присоединение рабов, клиентов, но не теряет своих характерных черт. То же устройство имеет семейная община, - соединение нескольких семей, принадлежащих одному роду

(«задруга»); тот же тип представляет хозяйство средневекового феодала, ведущееся даровыми руками крепостных. На всех изображённых ступенях культуры производитель и потребитель слиты в одном лице. Так как потребности человека многообразны, то и труд его при таких условиях дробится между множеством занятий. Кто собственным трудом должен удовлетворять всем своим потребностям, тот по необходимости должен быть и земледельцем, и плотником, и печником, и столяром. В силу однообразия основных нужд человеческого организма и малого развития искусственных потребностей, прививаемых высшей культурой, занятия сходны в отдельных хозяйствах: каждая семья делает в сущности одно и то же. Конечно, между отдельными единицами, на которое разбито народное хозяйство, существует разница по размерам имущества или богатства, но качественный состав этого богатства один и тот же во всех хозяйствах. Понятно, что при таких условиях продукт труда ни разу не меняет своего владельца в течение всего процесса производства. Понятно, что между хозяйствами нет связи и зависимости.

Однако, мало-помалу люди узнают выгоды разделения труда и в обществе начинается обособление занятий. Люди сосредотачивают свой труд на одном роде хозяйственной деятельности. Первым шагом такой специализации служит выделение городских занятий от сельских. Отличительная черта городской промышленности – производство предметов не для собственного только потребления, но и для обмена и сбыта; горожанин должен продавать предметы своего производства сельским жителям, чтобы удовлетворять своим потребностям. Это выделение городских промыслов началось ещё на ранних ступенях культуры. Городская жизнь встречается в древнем Египте, в Персии, с первых времён Греции и Рима, но особенным её развитием ознаменовано время перехода от средних веков к новым. Близкое сожительство людей в городах ускоряет распространение знаний, делает население более восприимчивым ко всяким нововведениям. Раз начавшееся обособление хозяйственных функций не останавливается на отделении города от села. Начинается всё большая и большая дифференциация занятий. Как городские ремёсла, так и сельское хозяйство, постепенно разбиваются на множество самостоятельных отраслей. Чем дальше идёт разделение занятий, тем большая доля продуктов труда начинает изготовляться для удовлетворения потребностей не самого производителя, а других лиц. В начале предназначаются для других лишь избытки собственного производства, а затем постепенно все предметы начинают изготовляться не для себя, а для рынка. При таком порядке люди работают для других; отдельные хозяйства сосредотачиваются на специальных занятиях и по необходимости вступают в ту тесную связь и зависимость между собою. Эта зависимость вначале соединяет лишь близких соседей, а затем распространяется на более широкие пределы, по мере усовершенствования средств сообщения. В хозяйствах современного типа лишь незначительная доля потребляемых предметов приготовляется внутри их самих; большинство же таких предметов доставляется из других хозяйств, нередко отдалённых на многие тысячи вёрст. Как общее правило, производитель и потребитель являются в современном хозяйстве разными лицами. В противоположность первобытному строю, где на одном лице лежало множество разнообразных занятий, современный человек сосредоточен на одном каком-либо деле, нередко на одной операции дела, посвящая им иногда целую жизнь. Но зато в отличие от первобытных хозяйств, из которых одно представляет собою копию другого, какое разнообразие задач и целей мы наблюдаем в современных хозяйствах. Статистика любой страны насчитывает в наши дни отдельные промыслы целыми тысячами. При такой специализации занятий становится необходимым условием существования общества непрерывное перемещение товаров из одних хозяйств в другие. Обмен, торговля составляют необходимое условие и жизненный нерв современного общества. Постоянно идущее вперёд р а з д е л е н и е з а н я т и й, дробление хозяйственных функций составляет первую отличительную черту настоящего периода. Этот характер хозяйства, при котором удовлетворение необходимых потребностей возможно только путём обмена, даёт современному хозяйству название м е н о в о г о, в отличие от натурального хозяйства прежних периодов.

Другая отличительная черта современного периода заключается в том, что разделённые хозяйственные п р е д п р и я т и я я в л я ю т с я с а м о с т о я т е л ь н ы м и. Человек может существовать лишь при том условии, если он обеспечен продуктами, в которых нуждается по своей натуре; для этого требуется планомерное направление труда на производство таких предметов. При натуральном хозяйстве, когда производитель и потребитель соединяются в одном лице, не мудрено приноровить труд к потребностям. Но, когда произошло разделение занятий, каждому отдельному хозяйству потребовалось приноравливаться не к своим только потребностям, но и к нуждам других лиц, приводить в равновесие собственный труд не со своим, а с чужим потреблением. Каким же образом, возможно, достигнуть этой цели? На первых ступенях разделения занятий приноровление облегчалось тем, что за равновесием труда и потребления следила или власть, или обычай. В античном мире, когда в семейном хозяйстве начало возникать разделение занятий, труд членов семьи направлялся полновластным главою семьи. В древнейших поземельных общинах (например, индийских), также замечается некоторое деление занятий, но границы этого разделения строго поддерживались обычаем: рабочая сила всех членов общины распределялась между разными занятиями, согласно раз установленному плану. Наряду с землевладельцами существовало определённое число представителей отдельных специальных занятий: кузнецов, плотников, цирюльников, горшечников, прачек, пастухов, серебряных дел мастеров, врачей, учителей. Когда разложились архаические формы семьи и общины, то в первое время порядок распределения труда поддерживался наследственностью занятий, неприкосновенность которой охранялась государством и религией. Стремление установить правильную пропорциональность в распределении занятий составляет главную задачу кастового устройства; разделение на касты, свойственное большей части народов Востока, имело целью поддержать раз оказавшееся целесообразным и пригодным на опыте распределение занятий. В позднейшие исторические периоды установившийся порядок охранялся цеховым устройством; цеховые власти держали строгий контроль над каждым отдельным предприятием, наблюдали, чтобы ремесло не переполнялось излишними руками, определяли число мастерских, а в пределах каждой мастерской допускали только известное количество подмастерьев и учеников. Подобное же экономическое значение имели средневековые сословия. Сила обычая поддерживала их полнейшую замкнутость; понятие о чести служило непреодолимым препятствием для перехода из высшего класса в низший; экономическое неравенство не допускало обратного явления. Другим ограничением свободного выбора занятий служило тогда прикрепление личности к месту. Каждое сельское и городское общество пользовалось правом принимать или не принимать нового члена, что затрудняло переход из одного места в другое. Когда стало падать цеховое и сословное устройство, опека над направлением занятий перешла в руки государственной власти: тогдашняя политика стремилась всячески регулировать мерами правительства производство и потребление.

Но перечисленные формы отжили свой век, ограничения постепенно исчезли под влиянием идей свободы труда; как только стали проникать в жизнь эти понятия, должны были пасть цеховое устройство, сословия, корпорации. Применение идей полной свободы личности имело то последствие, что за распределением занятий не блюдёт ни закон, ни какая-либо высшая воля. Общество разбилось на массу независимых хозяйств, из которых каждое преследует свои цели, имеет свои занятия, избирая их по собственному усмотрению. В первое время по осуществлении свободы труда планомерность приноровления труда к потребностям облегчается узкими границами сбыта производимых товаров: работа совершается на заказ, или для близкого, хорошо известного рынка; спрос, заказ предшествуют производству и составляют для него заранее известное мерило. Но по мере того, как улучшаются средства сообщений и расширяются сношения людей, производителям приходится всё больше и больше работать на неизвестных потребителей и поэтому действовать ощупью, руководствоваться инстинктивными указаниями опыта. В этом периоде между отдельными производителями нет и не может быть обязательных соглашений относительно планомерного распределения рабочей силы и её продуктов. Единственным средством достигнуть этой планомерности служит меновая рыночная борьба. Направление деятельности разнообразных предприятий регулируется теперь только рыночной ценой товаров: повышение и понижение цен товаров служат для производителя признаком необходимости расширить или сократить производство. Это с а м о с т о я т е л ь н о с т ь х о з я й с т в е н н ы х п р е д п р и я т и й есть вторая отличительная черта современного хозяйственного периода.

Наконец, третья особенность настоящего периода состоит в том, что материальные факторы производства, силы природы и капитал, обыкновенно находятся в обладании иного класса общества, нежели тот, который является представителем рабочей силы. Труд не творит новой материи, а только перерабатывает предметы внешней природы. Для своего труда человек нуждается в помощи сил природы и также в запасе материалов и орудий, созданных предшествовавшим трудом и составляющих капитал. На первобытных ступенях человеческого общества труд, земля и капитал принадлежат одним и тем же лицам. В первобытном обществе, когда население редко и существуют обширные пространства незанятой земли, естественные материалы и силы находятся у каждого в изобилии. Но с возрастанием населения, с переходом людей к оседлому быту, по мере того как является необходимость прилагать к земле большее количество труда, начинается обращение земли в собственность. На первых ступенях истории народов мы по большей части встречаемся с так называемой родовой или общинной собственностью; земля принадлежит целой группе лиц, которые её заняли и возделывают. На этой стадии продукт столь же нераздельно принадлежит работнику, как и на более ранних ступенях, когда ещё не возникла идея собственности на землю. Но общинное владение с течением времени исчезает. Во-первых, первобытные земледельческие общины во многих местах подверглись набегу завоевателей, которые захватили обработанную землю и обратили её в своё достояние, а побеждённых или в рабство, или в крепостную зависимость. То же самое явление происходило и другим путём. По мере того, как увеличивалась интенсивность обработки земли, общинное владение начало казаться для многих стеснительным; члену общины, более тщательно обрабатывающему землю, становилось в тягость передавать при переделах пользование ею другому. Общинная стоимость во многих местностях мало-помалу переходила в частную и закреплялась за отдельными семьями, которые уже не допускали к ней новых лиц. Таким путём земля делается достоянием ограниченного числа лиц, которые за предоставленное право пользоваться ею требуют выдела в свою пользу доли из её продуктов.

Подобным образом происходит и процесс сосредоточения капиталов в руках немногих. В эпоху господства ремёсел и ручного труда ещё не было различия между капиталистом и работником; орудия производства были не сложны и могли быть приобретены каждым. Но с изобретением машин для основания промышленного предприятия стал требоваться значительный капитал. Мелкие ремёсла под наплывом крупных капиталов стали падать. Лица, которые имели достаточный капитал, чтобы купить материалы и заплатить рабочим, стали получать больший против прочих излишек или прибыль, вследствие чего обогащение их шло быстрее. Прежние, самостоятельные ремесленники, будучи не в силах конкурировать с крупными предприятиями, оказались вынужденными работать последних.

Хотя разделение между трудом, капиталом и землёй проведено ещё не вполне и не во всех странах, но в некоторых, например, в Англии, оно быстро подвигается вперёд. Там, где это разделение зашло далеко, отдельные хозяйства страны различаются между собою не только по роду занятий, но и по роду имущества и дохода. В первобытную эпоху каждая семья обладала землёй и капиталом и располагала рабочими руками своих членов, вследствие чего имела одинаковый со всякою другою семьёю состав имущества и дохода, и если отличалась от последней, то только количественно, по размеру имущества, а не качественно, по его роду. Между тем, в настоящую эпоху в одном хозяйстве доход и имущество основываются на труде, в другом – на земле, в третьем – на капитале; даже между хозяйствами, основанными на капитале, существует разница, смотря по тому, владеют ли они торговым или промышленным капиталом. Каждый род имущества и дохода является обособленным в руках отдельного общественного класса. Это сосредотечение земли и капитала в руках особых общественных классов и вытекающее отсюда

р а с с п р е д е л е н и е р е з у л ь т а т о в п р о и з в о д с т в а м е ж д у р а б о т н и к а м и, з е м л е в л а д е л ь ц а м и и к а п и т а л и с т а м и составляет третью отличительную черту современного хозяйственного периода.

Три изложенные особенности современного исторического периода имеют своим последствием о с о б у ю о р г а н и з а ц и ю х о з я й с т в а. Современное народное хозяйство состоит из множества отдельных, самостоятельных предприятий, обособленных как по роду занятий, так и по составу имущества и дохода, но тесно связанных между собою взаимной потребностью. Между этими предприятиями разделены земля и капитал; между ними же распределены и продукты производства страны. Организаторами производства в предприятиях, усвоивших все черты современного периода, являются владельцы капитала: они избирают род производства и определяют его размер, расширяют и сжимают его; они блюдут за сохранением и накоплением капитала; они привлекают к себе за заработную плату не имеющих собственного капитала рабочих, а за процент – незанятый капитал. Рабочий получает от капиталиста материалы и орудия производства и трудится под его непрерывным контролем. Так как все, что требуется для производства, поставляется владельцем капитала, то и выработанный продукт поступает первоначально в его руки и уже при его посредстве распределяется между ним самим, владельцем земли, рабочим и сборщиком податей. Эта в с е о б ъ е м л ю щ а я р о л ь владельца капитала есть одна из с у щ е с т в е н н и й ш и х особенностей нового времени, отличающая его от прежних периодов. В период мелкого земледелия и ремёсел организатором предприятия был представитель труда, который владел собственными орудиями и сам добывал нужные материалы. Ни в каком из прежних периодов средства продовольствия, производимые рабочим, не притекали к нему в форме заработной платы; крепостной крестьянин прямо производил предметы своего продовольствия на отведённом ему поле. Между тем теперь всё, выработанное рабочим, поступает в руки владельца капитала, который затем, в форме денег, выплачиваемых в качестве заработной платы, даёт как бы ассигновку на часть продукта, созданного трудом рабочего. Подобным же образом, накопление капитала в форме средств производства и продовольствия осуществлялось в прежнее время теми самыми лицами, которые влагали труд в производство, и не нуждалось в посредничестве капиталистов.

Мы видели, что владелец капитала является в настоящем периоде распорядителем промышленных предприятий; он производит, что хочет, сколько хочет и как хочет, причём потребность общества в его товаре остаётся для него неопределённой величиной: он не знает точно ни рода, ни качества, ни количества потребляемых предметов. С другой стороны, рабочий, без сотрудничества которого предприниматель не может произвести ничего, не стоит с ним ни в какой юридической связи, волен располагать своею личностью и своею силою, как хочет. Каким же образом, при такой самостоятельности предпринимателей и рабочих осуществляется порядок в распределении занятий в обществе и приноровление имеющегося в обществе запаса рабочей силы к потребностям его членов? – Силою, водворяющей порядок, в данном случае является личный интерес участвующих лиц и их взаимное соперничество. Могущественный стимул самосохранения побуждает рабочего настойчиво искать занятий и заработка у предпринимателей, вследствие чего предприятия, несмотря на господство полной свободы труда, обеспечиваются рабочими руками не менее надёжно, нежели в прежние эпохи рабской и крепостной зависимости. Каждый предприниматель, подчиняясь требованиям хозяйственного расчёта, стремится получить возможно высшую прибыль, а эта цель достигается тем, что предприятие посвящается производству наиболее нужных для общества предметов, и притом с наименьшим употреблением труда и капитала. Тот предприниматель получает наибольшую прибыль, который сумеет придать своим товарам высшую полезность с наименьшими затратами. Средством для ознакомления со степенью нужды общества в том или ином товаре служат для предпринимателей рыночные цены товара, которые поднимаются в том случае, если предложения товара на рынке недостаточно для удовлетворения существующего там на него спроса, и падают, если товара предлагается больше, чем, сколько его требуется. Движение рыночных цен определяет, какую долю из всего имеющегося в обществе запаса рабочей силы и капитала можно и должно истратить на производство каждого особого рода товаров, и этим путём приводить в равновесие различные сферы производства. Повышение или понижение цен поднимает или опускает прибыль капиталистов выше или ниже обычного уровня, чрез что капиталы или привлекают к той особой отрасли промышленности, которая испытывает какое-либо из этих колебаний, или же отталкиваются от этой последней. Конкуренция обесценивает товары, непригодные для удовлетворения общественной потребности данной минуты, и этим окольным путём даёт почувствовать производителям, что они изготовили или вообще непригодные предметы или же хотя и пригодные сами по себе, но в ненужном, излишнем количестве. Однако, конкуренция достигает урегулирования производства лишь окольным путём, лишь, как реакция против происшедших нарушений равновесия в производстве: посредством изменений рыночных цен она даёт знать производителям о том, что равновесие нарушено и побуждает их к новым попыткам приноровиться к требованиям рынка.

Приспособление к условиям рынка и к указаниям рыночных цен является неизбежным для производителей в силу постоянного между ними соперничества. Предприниматель, который не умеет верно угадать общественную потребность в товаре, или затратить в производство больше труда и капитала, чем сколько следует по современным условиям, разорится и будет выбит с рынка более проницательным и ловким соперником. Таким образом, конкуренция предпринимателей является объективным регулятором хозяйственного употребления их капиталов.

Каждый предприниматель, сосредоточиваясь на одном специальном роде промысловых занятий, обменивает их на другие товары или на деньги. При помощи этого обмена устанавливается связь между разрозненными производителями, без которой не могло бы держаться в обществе разделение занятий. Связь эта осуществляется независимо от сознания и воли отдельных производителей, путём подчинения их господствующим над всеми законам обмена. Американский возделыватель пшеницы кормит английского ткача, а английский ткач одевает американского земледельца, и, несмотря на то эти два лица, взаимно работающие друг для друга, не имеют понятия ни один о другом, ни о своей взаимной связи.

Таким образом, каждый производитель в окончательном результате получает не продукты, над которыми он трудился, а их ценность. Ценность товаров, выработанных в каждом предприятии, идёт прежде всего на восстановление затрат, сделанных во время производства; остающаяся же затем часть ценности делится в известных пропорциях между рабочим, капиталистом и землевладельцем. Часть ценности, достающаяся на долю каждого из участников в производстве, и составляет фонд для удовлетворения его потребностей.

Итак, задача народного хозяйства, удовлетворение материальных потребностей общества, достигается в настоящем периоде посредством сложного процесса. Чтобы обеспечить себе предметы потребления, человек должен произвести какие-либо необходимые для общества продукты, затем продать их и из вырученной ценности получить за покрытием затрат и долей других участников, какой-либо доход в свою пользу. Между потреблением и производством стоят посредствующие звенья процесса: обмен, превращение товара в ценность и распределение этой ценности между представителями труда и владельцами материальных факторов производства. Окончательный результат хозяйственной деятельности становится, таким образом, в зависимость не только от количества и успешности труда в производстве, но и от выгодности совершенного обмена, а также от условий распределения полученной ценности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.