Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предварительные понятия.






 

Прежде рассмотрения различных отделов, входящих в систему политической экономии, необходимо установить некоторые основные понятия, с которыми придётся встречаться в каждом отделе.

ОСНОВНЫЕ ПОСЫЛКИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. Каждая дедуктивная наука отправляется в своих рассуждениях от известных основных предположений, аксиом. Так, геометрия имеет свои аксиомы, на которых затем она строит все дельнейшие рассуждения. То же нужно сказать и о механике, физике и др. Теоретическая политическая экономия, как наука дедуктивная, также не может обойтись без своего рода аксиом, т.е. известных положений, которые она считает как доказанные, и на которые, поэтому, она опирается в своих рассуждениях.

Экономическая теория отправляется от предположения о человеке, как существе разумном, обладающем способностью приспособлять средства к целям. Из этого предположения следует, что человек, если, ему представляется выбор, непременно предпочтёт большую выгоду меньшей, меньшую жертву большей, или, что то же, будет стремиться достигать наибольшей выгоды с наименьшими пожертвованиями. Это свойство человека, вытекающее из понятия об его разумной природе, получает в области экономической ещё дополнительное основание: стремление к возможно выгодному балансу между выгодами и пожертвованиями составляет здесь неизбежное следствие ограниченности человеческих сил и неотложности его потребностей. В силу изложенных предположений решение большинства вопросов в области теоретической экономии сводится к исследованию того, от какого образа действий, при данной совокупности обстоятельств, человек может ожидать наиболее выгодного баланса между выгодами и пожертвованиями. Теория полагает, что человек, вследствие указанных свойств, изобретёт именно этот образ действия.

Едва ли нужно прибавлять, что в действительной жизни постоянно встречаются отклонения от приведённого предположения: люди часто не понимают своих выгод, не сознают своих интересов, не знают средств к их достижению; нередко, зная свои интересы, не желают преследовать их; сплошь и рядом какие-либо внешние препятствия мешают им достигать своих целей. Но до тех пор, пока отклонения от изложенного представления о человеке не доказаны, политическая экономия рассуждает в соответствии с ним.

ПОТРЕБНОСТИ. Для отдельного общества требуется в течение известного периода времени, положим, года, определённая масса материальных предметов, служащих для удовлетворения его нужд. Как ни колеблются потребности отдельных индивидуумов, но для всей совокупности лиц, составляющих целый народ, сумма потребляемых предметов является величиной довольно устойчивою и изменяющейся лишь постепенно. На этой устойчивости основаны в хозяйстве все расчёты. Каждая семья, каждое предприятие, исправно ведущее свои дела, с достаточной вероятностью определяют, на основании прошлого опыта, сколько им понадобится предметов потребления в течение года, или, при действующей оценке на деньги, какую сумму придётся им издержать в этот период. Если такой учёт существует в пределах отдельных хозяйственных единиц, то он возможен и для группы таких единиц и для целого народа. Когда купец делает запас хлеба для снабжения города, когда государство заказывает провиант или одежду для армии, когда железная дорога определяет необходимое количество подвижного состава, - руководством для всех их служит то предположение, что потребности людей заключены в известных пределах, что между различными родами потребностей существует определённое соотношение, в зависимости от природы, и что, наконец, каждому роду потребностей соответствует известное количество материальных предметов данного качества.

Было бы ошибкой предполагать, что сумма потребностей в обществе есть величина неизменная: такая неизменность наблюдается только у животных; у человека же, напротив, эта сумма постоянно подвергается переменам, вследствие появления новых потребностей. Возникая сначала у отдельного человека, новые потребности передаются другим по закону подражания, закрепляются в привычку и переходят по наследству от одного поколения к другому, делаясь, таким образом, с течением времени достоянием целого народа. Однако, указанные видоизменения не бывают внезапны: для того, чтобы потребность распространялась сначала в небольшом круге, а затем в целом народе, требуется время, так что для данного момента потребительный бюджет допускает довольно точное вычисление. Известное постоянство потребительного бюджета есть первое условие правильности в ходе народного хозяйства: каждое предприятие может целесообразно организовать труд лишь при том предположении, что человеческие потребности заключены в известные границы, которые, хотя и подлежат изменениям, но не настолько резким и быстрым, чтобы парализовать человеческое предвидение.

ДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Потребности по их роду бывают: а) н а с у щ н ы е, неудовлетворение которых может подвергнуть опасности самое существование человека (потребности пищи, одежды, жилища) и к у л ь т у р н ы е, неудовлетворение которых причиняет лишь большее или меньшее лишение, неприятность, но не грозит жизни человека; б) П о т р е б н о с т и и н д и в и д у а л ь н ы е и к о л л е к т и в н ы е. Первые вытекают из физической и духовной природы отдельного лица, последние – из принадлежности человека к обществу или союзу.

Каждая потребность имеет известную п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь; она исчезает и затем снова возобновляется. Способ возобновления потребностей даёт основание новому их делению. Есть потребности: а) непрерывные, б) возобновляющиеся периодически, в) возобновляющиеся в неправильные сроки, но так, что их можно рассчитать наперёд, и, наконец, г) возобновляющиеся в неопределённые сроки и недопускающие предварительного вычисления. Благоустроенное хозяйство принимает в расчёт все эти категории потребностей.

БЛАГА. Чтобы покрыть потребительный бюджет, является необходимость в известной совокупности материальных предметов, пригодных для служения нуждам человека. Предмет, обладающий общепризнанной способностью удовлетворять какой-нибудь хозяйственной потребности, называется благом (не совсем, может быть, удачный перевод слова «bonum», «Gut»). Необходимое свойство каждого блага составляет способность удовлетворять человеческим потребностям. Сделанное определение понятия блага унаследовано политической экономией ещё от римских юристов, которые определяли «bona» так: bona ex eo dicuntur, quod beant, hoc est beatos faciunt. Под «beare» же они разумели «prodesse» (Dig.1, 49). Эта способность носить название п о л е з н о с т и или потребительной стоимости блага. Уже Адам Смит вводит в науку понятие полезности под именем value in use, разумея под ним степень необходимости материальной вещи для человека. В экономической литературе, особенно немецкой, иногда понятие «благо» распространяется не на одни только материальные предметы, но также на различные свойства человека и даже на отношения между, существующие людьми. Например, благом считают искусство врача, голос певицы, торговую фирму и т.д. Между тем, такие свойства человека, как талант артиста, знания врача, искусство адвоката и т.д. совершенно неотделимы от лица, материальные же предметы могут быть передаваемы другим лицам; уже это различие так велико, что смещение тех и других не согласуется с требованием логики.

УСЛОВИЯ ПОЛЕЗНОСТИ. Не все предметы обладают свойством полезности. В ботанике насчитывают, например, более 100 000 разновидностей растений, между тем лишь около 300 растений служат человеку для различных употреблений. Спрашивается, какими же свойствами должен обладать материальный предмет, чтобы считаться благом? – Способность служить нуждам человека зависит, прежде всего, от физических свойств предмета. В силу естественных свойств, один предмет способен удовлетворять потребностям человека, другой нет; один служит человеку в большей степени, другой в меньшей. Полезность предмета тем выше, чем насущнее удовлетворяемая им потребность и чем вернее, быстрее и полнее удовлетворяет он эту потребность. Степень полезности благ оценивается естественными и техническими науками. Агрономия обсуждает степень плодородия отдельных участков земли; физика говорит о количестве единиц теплоты, которое может быть получено от каждого вида топлива; физиология исследует степень питательности для организма различных пищевых веществ.

С другой стороны, необходимо, чтобы сложилась и развилась потребность, которой могут удовлетворять полезные свойства предмета. В тех местностях, где почва требует удобрения, навоз обладает свойствами блага; но в некоторых частях нашей чернозёмной полосы за ним не признаётся потребительной стоимости, и жители бросают его, как предмет ни на что ненужный. Табак сделался благом только после того, как люди получили привычку курить. Но бывает и наоборот: предметы, прежде считавшиеся благом, с течением времени теряют свойство блага – полезность вследствие того, что уничтожается потребность в таких предметах. Так, амулеты, считавшиеся в древнем мире предохранительным средством от дурного глаза, потеряли значение с тех пор, как исчезло это суеверие.

Кроме указанных условий полезности предмета, необходимо ещё, чтобы природные свойства его были признаны и оценены самим человеком, и притом не одним, а группой людей, целым обществом. Так, употребление картофеля распространилось в Европе не ранее XVIII столетия, хотя он сделался известным немедленно после открытия Америки. Только недавно начали утилизоваться нефтяные остатки.

Наконец, существенным условием полезности является доступность блага, возможность обладания им. Каменный уголь на Сахалине, при всех его превосходных качествах, имеет для нас столь же мало значения, как и уголь на Марсе.

ВИДЫ БЛАГ. Некоторые блага способны служить человеку только один раз: так, дрова, раз они сожжены, уже не могут во второй раз удовлетворить нашу потребность в тепле. Но есть и такие хозяйственные блага, которые служат для человеческих потребностей несколько раз и теряют пригодность лишь после многих потребительных актов. Сюда мы должны отнести платье, дом, орудия, машины и т.д. Каждая из двух названных категорий благ оценивается по иному масштабу: для первой категории принимается во внимание только польза, доставляемая этими благами человеку (с этой точки зрения мы оцениваем питательность пищевых продуктов, тепловую стоимость топлива и т.д.); по отношению же к предметам многократного пользования, берётся во внимание не один этот масштаб, но присоединяется ещё другой – срок службы. Когда мы оцениваем платье, то, кроме его способности предохранять от холода, принимаем ещё во внимание его прочность, или, что, то же, срок службы. Когда мы желаем оценить машину, то точно также, кроме степени выгоды от неё, мы имеем в виду и то время, в течение которого машина способна приносить выгоду.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ БЛАГА. Из совокупности благ, удовлетворяющих человеческим потребностям, некоторые даются природою в готовом виде, без всяких усилий со стороны человека, притом в неограниченном количестве, каковы – воздух и вода, другие же, напротив, должны быть подвергнуты более или менее значительной переработке трудом человека. Блага, приспособление которых к человеческим потребностям сопряжено с известной затратой труда, носят название х о з я й с т в е н н ы х. Политическая экономия имеет дело исключительно с хозяйственными благами. Даровые блага природы, как бы они ни были важны для человека, интересуют её лишь постольку, поскольку они оказывают влияние на приобретение хозяйственных благ. Задача политической экономии – исследовать отношение труда к потребностям: вот почему даровые блага рассматриваются ею лишь в тех случаях, когда они сберегают труд или увеличивают его затрату. Воздух, свет, солнце, вода, например, безусловно, необходимы для нас, но они не хозяйственные блага; законы их образования и распределения составляют предмет не политической экономии, а другой науки. С течением времени всё большая доля готовых даров природы переходит в разряд хозяйственных благ. То, что прежде ничего не стоило, давалось без всякого труда, требует теперь всё более и более значительной затраты сил. Так, корм для скота в степи есть дар природы, но с увеличением населения он приобретает значение хозяйственного блага, ибо приходится искусственным путём разводить кормовые растения. Вода в реке есть дар природы, но она становится хозяйственным благом в густо населённых центрах, где для снабжения горожан водою требуется прибегать к устройству водопроводов.

ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ БЛАГ. Когда мы говорим о хозяйственных благах, для нас важно решить вопрос, по каким признакам оцениваются эти блага в политической экономии. Политическая экономия уже издавна усвоила себе оценку хозяйственных благ по двум признакам: во-первых, п о т р е б и т е л ь н о й с т о и м о с т и, которой хозяйственные блага обладают, как все блага вообще, и, во-вторых, по к о л и ч е с т в у т р у д а, затраченного человеком для их добывания. Эта двоякая оценка вытекает из основных свойств человеческого хозяйства, из необходимости соразмерять затраты труда с потребностями, обуславливаемой ограниченностью физических сил человека. Если мы не можем безразлично относиться к тому, какое количество труда затрачивается нами на добывание хозяйственных благ, то мы, конечно, должны выбирать из них для производства такие, которые наиболее полно удовлетворяют нашим потребностям и добывание которых сопровождается, притом, наименьшей затратой усилий. Уже в изолированном хозяйстве, когда человек своим единичным трудом должен создать всю совокупность полезных предметов, необходимых для покрытия его нужд, ему приходится соображаться с запасом имеющихся у него сил и ценить в отдельных вещах не только их полезность, но и затраты труда для их добывания. Если бы для приготовления лучшей одежды или жилища потребовалось всё его рабочее время или, по крайней мере, очень значительная доля последнего, то хотя бы эта одежда или жилище гораздо совершеннее удовлетворяли его потребностям, он остановился бы на приготовлении худших, из опасения оставить, в противном случае, неудовлетворёнными другие, не менее насущные потребности. Когда человек переходит к хозяйству меновому, то оценка хозяйственных благ, по количеству затраченного на их производство труда, приобретает исключительное господство в меновых отношениях, оставляя оценке предметов по полезности лишь второстепенное значение. Действительно, самая природа обмена заставляет предпочитать первую оценку второй и именно по следующим причинам.

а) При обмене приходится иметь дело с самыми разнообразными предметами, которые не имеют между собою ничего общего и которые, поэтому, по своим физическим свойствам несоизмеримы. Спрашивается, как можем мы соразмерить питательность какого-либо пищевого предмета и тепловую способность топлива, свойства материальных предметов и качество написанной книги? Какой признак мы можем найти для соизмерения этих вещей? Эта несоизмеримость предметов по физическим свойствам является непреодолимым препятствием для установления оценки всех вещей по их полезности.

б) Но если бы даже мы нашли какой-либо признак, дающий возможность сравнивать предметы по их потребительной стоимости, то и в таком случае этот способ оценки не был бы свободен от существенных недостатков. Действительно, суждениям о полезных свойствах предметов всегда свойственна известная доля относительности, и потому оценка хозяйственных благ по их потребительной стоимости, необходимо, является субъективною. Обмен не мог бы совершаться при частых колебаниях, происходящих вследствие субъективной полезности каждого предмета. Поэтому необходимость заставила выбрать основанием меновых пропорций количество затраченного труда, как совершенно объективный признак, вовсе не зависящий от индивидуальных воззрений. Притом, какое-либо различие в степени настоятельности потребностей и в значении благ, удовлетворяющих им, сохраняется лишь до тех пор, пока потребности не удовлетворены; а как скоро они правильно удовлетворяются, то означенная разница потребностей исчезает и вместе с тем теряется основа даже для субъективной оценки благ по их полезности.

с) Полезность благ есть природное условие, зависящее от постоянных их физических свойств; она остаётся неизменною от одного поколения до другого, если не исчезает потребность, которой данное благо удовлетворяет, и само оно не вытесняется другим более полезным благом. Между тем, ежедневный опыт показывает, что меновые пропорции товаров непрерывно меняются, иногда по нескольку раз в году, и что эти изменения совпадают с переменами в количестве труда, потребного для производства тех же товаров. Чем иным, как не приложением труда, мы можем объяснить тот факт, что вода в источнике не имеет никакой ценности, а после доставки на дом приобретает ценность и, притом, тем более значительную, чем дальше отстоит дом от источника. То же количество работы в урожайные годы выражается, например, в 20 четвертях пшеницы, а в неурожайные в 10 четвертях, и этого довольно, чтобы ценность хлеба в неурожайный год поднялась вдвое. Алмазы попадаются крайне редко, и их отыскивание требует, поэтому, вообще очень большого количества рабочего времени. Если бы были отысканы более обильные месторождения алмазов, то прежние размеры труда выражались бы в большем количестве алмазов, а ценность алмазов уменьшилась бы. Если бы найден был способ с небольшим трудом превращать уголь в алмазы, то ценность последних упала бы, быть может, ниже стоимости кирпичей. Во всех этих случаях мы видим, что, при неизменяющейся полезности товаров, ценность испытывает изменения в соответствии с изменяющимся количеством труда.

Иначе, впрочем, и быть не может. Природа безлична и не требует вознаграждения за свои услуги. Человек, создавая вещественные богатства трудом при помощи даровых безвозмездных сил природы, может требовать вознаграждения в виде ценности лишь за труд. Дальше этого требования он идти не может, потому что контрагенту не было бы оснований согласиться дать больше того, чем, сколько стоила бы вещь в его собственном производстве и приобретении.

 

Хотя, как видно из вышеизложенного, оценка хозяйственных благ при обмене совершается на основании затрат труда, а не полезности, однако, это последнее условие постоянно сохраняет свою силу. Хозяйственное благо только тогда может иметь ценность, если оно обладает полезностью или потребительной стоимостью. Если бы кому-либо вздумалось затратить свой труд на производство предметов, которые ни на что не нужны, то это будет труд вполне пропащий, который не создаст никакой ценности. Если предмет, который раньше удовлетворял известной потребности, вытесняется суррогатом, то, вместе с потерей полезности, этот предмет лишается и своей ценности. Так, например, потеряли свою ценность посевы марены после того, как растительные краски были вытеснены минералами. Подобное же объяснение постоянно происходит в промышленности с прежними орудиями и машинами, которые вытесняются вновь изобретаемыми, более совершенными.

Говоря о труде, как основе ценности, мы разумеем не ту сумму усилий, которая употребляется для производства блага единичным работником и может быть случайно велика или мала в зависимости от особых свойств, степени энергичности, искусства и особой обстановки этого работника. Труд считается образующим ценность лишь в таком количестве, при том качестве и в такой обстановке, которые признаются необходимыми в данном обществе при нормальных условиях производства. Если, например, бумагопрядильщик вздумает вместо железных веретён употребить на своих машинах золотые, то в ценности пряжи оплатится только то рабочее время, которое признаётся обществом за необходимое, т.е. время, требующееся для производства железных веретён. После введения парового ткацкого станка стало требоваться менее половины прежнего времени для превращения известного количества пряжи в ткань. Ручной ткач затрачивал и после такой перемены прежнее количество рабочего времени для выполнения той же задачи; но часть его работы стал представлять теперь только половину нормального при данных условиях рабочего часа, вследствие чего и упал до половины прежней его ценности.

С другой стороны, если бы людям понадобилось для полного удовлетворения их потребности в пище, пустить в обработку земельные участки худшего качества по сравнению с возделывавшимися раньше, то ценность всего хлебного запаса определялась бы затратами труда на худших землях из числа возделываемых в данное время. В каждый данный момент в отдельных хозяйствах страны, на производство товара известного рода затрачивается различное количество труда, определяемое множеством особых условий, свойственных единичному хозяйству. Но не эти единичные затраты имеют решающее значение в вопросе о ценности, а те затраты, которые признаются в обществе необходимыми при данных условиях. Ценность товара определяется не тем рабочим временем, которого он фактически стоил производителю, а тем количеством его, которое в данном обществе требуется для производства данного товара.

Р а з л и ч и е в к а ч е с т в а х т р у д а, потребного для производства товаров, не служит препятствием к признанию труда за основу ценности всех товаров. Различные виды труда можно свести к одной общей единице, к известному количеству простого труда. Рабочий день инженера равняется нескольким дням труда простого рабочего, потому что первый ещё раньше, нежели получил способность применять свой труд к делу, должен был истратить целые годы на подготовку. «Оценка разнородных качеств труда», говорит Риккардо, «приспособляется в действительной жизни скоро и достаточно точно к практическим требованиям, причём раз установившаяся сравнительная лестница подвергается лишь незначительным изменениям». Само собою разумеется, что сказанное уравнение не определяется какою-либо точною мерою, а составляет, по справедливому выражению Адама Смита, результат борьбы между продавцом и покупателем, установляющей тот род грубой справедливости, который, несмотря на неточность, удовлетворён для обыкновенных житейских сделок (Ад. См., кн.I, гл.10).

Мы видели целый ряд соображений, которые указывают, что оценка хозяйственных благ опирается на количество затраченного труда. В настоящее время эта оценка упрощена тем, что все предметы соизмеряются одним предметом. Мы можем выразить ценность хлеба каким угодно хозяйственным благом; эквивалентными мы можем признать все предметы в таком количестве, которое требует одинаковой затраты человеческих усилий. Ценность, выраженная в одном каком-нибудь предмете, носит название ц е н ы этого предмета. В действительной жизни оценка хозяйственных благ совершается через выражение ценности в одном каком-нибудь хозяйственном благе. Товары, служащие для соизмерения, носят названия д е н е г; современное меновое хозяйство характеризуется тем, что обмен происходит при посредстве денег, в форме купли-продажи.

НАРОДНОЕ ИМУЩЕСТВО. Совокупность хозяйственных благ, находящихся в обладании отдельного лица, группы лиц или целого народа, называется и м у щ е с т в о м частным или народным. Понятие имущества в английской классической школе экономистов обыкновенно отождествляется с понятием богатства «wealth»; но русскому языку более свойственно употребление слова «богатство» в смысле значительного имущества. Уже из самого определения видно, что богатство состоит только из хозяйственных благ, т.е. таких предметов, для производства которых потребна известная затрата усилий. Предметы, достающиеся человеку даром, без всякого труда с его стороны, не относятся к богатству в том смысле, какой имеет это слово в политической экономии. У племени северо-американских дикарей могут находиться в распоряжении огромные земли, на которых оно добывает свою дичь; но мы должны будем назвать этих людей бедняками на том основании, что у них нет запасов хозяйственных благ и что их достояние заключается в даровых благах природы.

При определении понятия имущества или богатства необходимо иметь в виду различие между частно-хозяйственной и народно-хозяйственной точками зрения на этот предмет. В народно-хозяйственном смысле к имуществу причисляются лишь такие, произведённые трудом человека, материальные предметы, которые служат действительным фактором удовлетворения материальных потребностей. «Народное имущество», говорит Адам Смит, «есть совокупность полезных и приятных вещей, удовлетворяющих потребностям народа и увеличивающих сумму наслаждений». Напротив, для отдельного хозяйства в состав имущества могут входить предметы, которые приносят владельцу выгоду или дают доход в силу того, что сообщают ему возможность требовать от других какую-нибудь часть из их запаса полезных или приятных вещей. Римские юристы под имуществом разумели – «quam corpora, tam jura». Когда мы пожелаем вычислить имущество частного человека, определить, например, состав его наследства, то к сумме «приятных и полезных» предметов, находившихся в его обладании, нам придётся ещё прибавить и те требования, которые он имеет по отношению к другим хозяйствам. К имуществу частного человека мы присоединяем векселя, выданные ему другими лицами, акции, которые указывают на его право участия в каком-нибудь предприятии, государственные фонды и другие процентные бумаги. Между тем, сточки зрения общенародной, все такие требования одного хозяйства от другого не составляют части имущества. Так, вексель, увеличивая имущество кредитора, уменьшает имущество должника, выдавшего его; последний, когда хочет вычислить размер своего имущества, должен вычесть стоимость выданного векселя. А если это так, то изменение в количестве требований между отдельными хозяйствами, не оказывает влияния на общую сумму народного имущества. Если бы векселя и процентные бумаги представляли увеличение народного имущества, то мы должны были бы придти к абсурдному заключению, что народное богатство возрастает через прибавку долгов. Если бы государство нашло возможным уничтожить эти взаимные обязательства или отсрочить их на известное время (Из еврейской истории известно учреждение, так называемых юбилейных годов, во время которых долговые обязательства п о г а ш а л и с ь с а м и с о б о ю), то имущество отдельного человека, конечно, могло бы понести ущерб, но сумма имущества целого народа не испытала бы никакого изменения. Во время крепостного права имущество помещика оценивалось не только по количеству десятин земли, по количеству хлеба, но ещё и по количеству дарового труда, которым он располагал, вследствие крепостных повинностей, богатство измерялось числом душ, подразумевая под этим словом, право на труд известного количества индивидуумов. Когда крепостное право было уничтожено, имущества отдельных помещиков уменьшились в огромной степени, так как отпала одна из составных частей этих имуществ, но Россия не стала беднее, чем прежде; достатки помещиков убавились, но зато возросли имущества бывших крепостных.

Сделанные разъяснения показывают, что при определении имущества с частно-хозяйственной точки зрения крупную роль должно играть законодательство. Имуществом в смысле частно-хозяйственном называется совокупность вещей, находящихся в обладании данного лица. Поэтому состав имущества находится в прямой зависимости от юридических норм, определяющих размер прав человека на обладание вещами. Действующее право устанавливает, - а) какие лица могут владеть имуществом, в) какие предметы могут входить в состав имущества и с) какие правомочия могут принадлежать владельцам различных категорий хозяйственных благ. О с у б ъ е к т е имущественных прав законодательство давало неодинаковые ответы в различные исторические эпохи. В античном мире большинство населения, несвободные граждане, рабы, было лишено права обладать имуществом. И в другие эпохи некоторые разряды юридических лиц не могли являться субъектами имущественных прав иначе, как при соблюдении особенных условий; церкви и монастыри даже в последнее время могут обладать известными видами имущества лишь с специального разрешения государственной власти. Такое же разнообразие в различные исторические эпохи существует и в решений положительным правом вопроса в том, какие предметы могут считаться о б ъ е к т а м и частного имущества. В античном мире и в эпоху крепостного права в состав частных имуществ могли входить рабы и крепостные повинности крестьян, а в позднейшее было признано, что человеческая личность не может являться предметом частного обладания. Состав частного имущества и частного капитала значительно изменяется в зависимости от того, признаёт ли общество принцип частной собственности или не признаёт, и если признаёт, то ограничивает ли её только обладанием вещами или распространяет и на людей. С у м м а п о л н о м о ч и й, предоставляемых частному лицу действующим правом по отношению к имуществу может быть в различные исторические эпохи то шире, то уже. Начало культуры характеризуется таким юридическим строем, при котором отдельному лицу принадлежит лишь временное пользование важнейшими хозяйственными благами под непосредственным контролем всего общества. На ранних ступенях исторической жизни владение землёй обыкновенно обусловливается фактической обработкой её и прекращается с прекращением этой обработки; право собственности на землю при этом принадлежит родовому или общинному союзу. На ранних ступенях развития даже движимые вещи являются собственностью целого общества, причём отдельные члены имеют на них лишь переходящее право пользования; но с течением времени такой переходящий характер обладания постепенно заменяется исключительным господством индивидуального права человека на обладание вещью. Первоначально из общей собственности выделяются те предметы, которые члены общества создают своими единичными усилиями, или производство которых требует особенно напряжённого труда; таковы платье, утончённые предметы питания и т. д.; после предметов непосредственного потребления индивидуализируются орудия и лишь после того право частной собственности распространяется на недвижимое имущество. Таким образом, путём постепенного исторического процесса происходит индивидуализация различных объектов имущества. Но даже и при полном своём развитии частная собственность не есть неограниченное господство лица над вещью: в каждом законодательстве существуют разнообразные ограничения частной собственности, различающиеся по отдельным странам и эпохам. Особенно важны изменения права собственности по его объектам. Право собственности на недвижимые вещи не бывает так полно и неограниченно, как на вещи движимые; в то время как приобретение в собственность вещей движимых может совершаться посредством простой передачи из рук в руки, по отношению к вещам недвижимым существует целый ряд формальностей. В пределах самой недвижимой собственности закон установляет неодинаковые ограничения власти отдельного лица. Ограничения, которым подвергаются владельцы лесных участков, значительнее тех, которые налагаются на владельцев полевой земли. Таким образом, состав частного имущества находится в зависимости от характера действующего права.

Оценка частного имущества производится при меновом хозяйстве по меновой ценности хозяйственных благ, в него входящих, которая основывается, как уже выше сказано, на количестве затраченного труда. Имущество отдельного человека может возрастать, как от приращения хозяйственных благ, входящих в его состав, так и от увеличения меновой ценности этих последних. Положим, я имею дом в 10 000 рублей; очевидно, что моё имущество возрастёт вдвое, если мой дом по какой-либо причине возвысится в цене до 20 000 руб. Ко всему народному хозяйству масштаб меновой ценности мало приложим. «Народное богатство» как определяет его Адам Смит, есть «совокупность полезных и приятных вещей, которые могут служить для удовлетворения потребностей». Поэтому, приращение народного богатства может произойти лишь вследствие прибавки новых полезных вещей или через увеличение полезности уже существующих. Например, вследствие неурожая меновая ценность жатвы может быть выше, чем в урожайный год, и это повлечёт за собою увеличение богатства отдельных лиц, имеющих запасы хлеба, но было бы странно говорить, что при меньшем урожае целый народ богаче, чем при большем. Когда мы говорим об увеличившемся богатстве народа, то разумеем не то, что у него поднялась цена земли, прибавилась сумма векселей или процентных бумаг, а то, что увеличилась сумма или качество полезных предметов, производимых человеческим трудом, - зданий, кораблей, вагонов, домашней утвари, земледельческих, мануфактурных произведений и т.д. Отсюда при оценке народного имущества, мы должны иметь в виду лишь сумму реальных благ, входящих в его состав. Сравнивать народное богатство в различные эпохи и в различных странах мы можем не иначе, как путём тщательного вычисления количества и качества хозяйственных благ, относящихся к данной эпохе или стране; встречающиеся в литературе попытки определить национальное богатство по меновой ценности, выражаемой в деньгах, лишены значения.

В составе имущества различаются две части: одна часть хозяйственных благ, входящих в состав имущества, предназначается для непосредственного потребления и называется п о т р е б и т е л ь н ы м з а п а с о м; другая же предназначается для дальнейшего производства, являясь лишь средством для добывания непосредственно потребляемых предметов, и носит название к а п и т а л а. Хлеб – предмет, идущий прямо на удовлетворение потребностей; плуг и семена – лишь орудие и средства для его производства. В понятии капитала так же, как и в понятии имущества следует различать народно-хозяйственную точку зрения от частно-хозяйственной. С точки зрения народного хозяйства капиталом называются только такие хозяйственные блага, которые не могут идти для непосредственного потребления, а возникают лишь в целях дальнейшего производства. Напротив, с точки зрения частного хозяйства могут быть причислены к капиталу все те хозяйственные блага, которые способны приносить доход владельцу. Так, жилой дом, с точки зрения народного хозяйства, относится к разряду запасов потребления, а, с точки зрения частного хозяйства, может быть причислен к капиталу в тех случаях, когда через отдачу внаймы он приносит доход владельцу.

ДОХОД. Имущество, как частного лица, так и целого народа не представляет постоянной величины, а может подвергаться увеличению или уменьшению с течением времени. Сумма хозяйственных благ, присоединяющихся к хозяйству в течение известного периода времени, положим, года или месяца, называется в а л о в ы м д о х о д о м частного лица или нации. Этот доход составляет основной фонд, из которого удовлетворяются все потребности населения; если нация живёт не в ущерб будущему и старается не понизить ту степень благосостояния, на которой находится, то она потребляет только свой валовой доход. Но валовой доход не весь идёт на удовлетворение нужд потребителей; часть его употребляется на восстановление материалов и орудия, затраченных в производство. Эти затраты, неизбежные при всяком преобразовании предметов внешней природы, должны быть необходимо восстановлены из валового продукта, если желательно не допускать уменьшения размеров производства. Таким образом, из общей массы валового продукта покрывается прежде всего известная сумма затрат, которые носят название и з д е р ж е к п р о и з в о д с т в а и слагаются из различных составных частей, обусловливаемых характером и особенностями каждого отдельного промысла. Отношение валового дохода к издержкам производства определяет степень выгодности предприятия; в нём преимущественно выражается тот баланс между выгодами и пожертвованиями, который составляет характерную черту экономической оценки хозяйственных действий. Обыкновенно в предприятии, успешно ведущемся, валовой доход превышает издержки производства. Часть валового дохода, которая остаётся за покрытием издержек производства, носит название ч и с т о г о д о х о д а. Чистый доход обыкновенно делится на две доли: одна идёт на удовлетворение нужд потребителей, другая – на увеличение средств для производства, на приращение капитала. Из чистого дохода экономическая теория выделяет ещё категорию «свободного дохода», - ту часть, которая остаётся за вычетом, так называемого «экзистенц-минимума» (Existenzminimum), под которым разумеется наименьшая сумма предметов, безусловно, необходимых для поддержания жизни хозяйственных субъектов. Категория свободного дохода имеет важное значение для финансовой науки, так как только свободный доход может подвергаться обложению для общественных надобностей.

В понятии дохода равным образом необходимо различать частно-хозяйственную и народно-хозяйственную точки зрения. С точки зрения народного хозяйства мы можем разуметь под доходом только ту сумму хозяйственных благ, которая в течение известного периода времени, например, года, составляет действительную прибавку к общему составу народного имущества. Напротив, с точки зрения частно-хозяйственной, доходом является не одна лишь прибавка новых ценностей, но и прибыль, происходящая от простого перемещения реальных ценностей из одного хозяйства в другое. Например, когда исчисляется доход отдельного землевладельца, то вычисляется не только та сумма четвертей хлеба, которую он получит со своего поля в течение известного периода времени, но и та сумма хлеба, которая поступит к нему от сдачи земли в аренду или в виде процентов на хлеб, отдававшийся в ссуду. Между тем, с точки зрения целого народного хозяйства, эти два последние способа приращения имущества землевладельца не составят особых сумм валового дохода, отличных от дохода арендатора земли или заёмщика хлеба: тот хлеб, который получается землевладельцем от арендатора, составляет вычет из суммы хлеба, добытого последним, и если мы уже ввели всю жатву арендатора в счёт национального валового дохода, то не можем вторично включать в счёт тот же хлеб под видом дохода землевладельца. Как бы ни были разнообразны перемещения материальных ценностей в пределах народного хозяйства, в общей сумме национального дохода не произойдёт отсюда ни малейшего увеличения, хотя при этом доходы отдельных лиц могут подвергаться значительным изменениям.

Чистый доход получается из валового за вычетом из последнего издержек производства. Под издержками в народно-хозяйственном смысле разумеется единственно восстановление хозяйственных благ, которые были действительно потреблены в самом процессе производства, между тем как, с точки зрения частно-хозяйственной, кроме этого к издержкам производства относятся и затраты, необходимые для обеспечения сотрудничества других лиц в предприятии. Положим, дело идёт о бумагопрядильной фабрике. Здесь могут существовать два рода издержек: во-первых те, которые безусловно необходимы для целей производства – на машины, на топливо, на хлопок и проч., и во-вторых, издержки на обеспечение участия в деле других хозяйств – на наёмных рабочих, на приобретение капитала (в форме процентов). Издержки первого рода, собственно, не составляют предмета дохода ни одного из участников: от того обстоятельства, что сгорит уголь, попортится машина, никто не получит увеличения имущества; это прямая издержка с точки зрения народного хозяйства; напротив того, плата рабочим является издержкой со стороны капиталиста, но составляет доход рабочего. Уменьшение издержек первого рода при тех же размерах производства составляет выигрыш с точки зрения не только отдельного предпринимателя, но и всего народного хозяйства, тогда как сокращение заработной платы, будучи выгодным для частного предприятия, может быть убыточным для целого народа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.