Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы конфликтологии 92






может согласиться с волей большинства, а может и не согласиться. Решение большинства нередко пре­вращается в диктат его, в тиранию массы, что уме­ло используют тоталитарные режимы. Даже, если демократия реализуется как система и учитывают­ся интересы меньшинства, она остается формой осу­ществления власти, а стало быть, известного при­нуждения. Сочетание, согласия и принуждения — ядро властеотношений.

Демократия — это определенное состояние взаи­модействия государства и гражданского общества, опять-таки основано на противоречиях. Политичес­кая власть стремится распространить свое влияние на все общественные отношения, включая институ­ты гражданского общества. Вместе с тем последние сохраняют свое качество, пока действуют самостоя­тельно, вне сферы непосредственного влияния госу­дарства. В перекрестке этого противоречия посто­янно зарождаются конфликты. Полем противобор­ства в данном случае являются гражданские права человека. А.Турен пишет, что по мере того, как ре­альность классовой борьбы становится все слабее на Западе, «тема человеческих прав вновь обретает свое значение, возрождая традиционную борьбу гражданского общества... против государства...». Борьба «гражданина против государства превали­рует сегодня над борьбой рабочего против своего босса».4

В настоящее время, по мнению ряда исследова­телей, «яблоком раздора», источником конфликтов выступает политическая власть. Через власть, при ее помощи защищаются и реализуются интересы одних групп населения и подавляются интересы других. Роль государственной власти не уменьша­ется, а возрастает.


93 ____: ___________ Лекция 3

Объективным источником конфликтов выступа­ет ценностно-нормативная система общества. В любом конфликте наряду с борьбой за те или иные блага присутствует соперничество из-за ценностей, в том числе культурных образцов. Изменения, про­исходящие в обществе, вызывают необходимость в преобразовании нормативно-ценностной системы. Кроме того, в обществе постоянно сосуществуют культура и субкультуры, соперничая между собой. Чем значительнее перемены, тем чаще конфликты. Переходные периоды полны ими. Рушатся старые связи, ценности и нормы; рушатся судьбы многих людей и даже групп, становятся хозяевами жизни другие группы и поколения. В этих условиях неиз­бежны противоречия между ожиданиями и их реа­лизацией. Несоответствие результатов перемен ожи­даниям, разрыв между претензиями и возможнос­тями для их удовлетворения создают конфликтные ситуации. Шахтеры Воркуты, Кузбасса и других ре­гионов страны в начале 90-х годов выступили глав­ной ударной силой против советского строя, госсо­циализма. А теперь они конфликтуют с новым политическим режимом, недовольны его деятельно­стью. Результаты коренных перемен в стране ока­зались не теми, которых шахтеры ожидали; их пре­тензии не удовлетворены.

Источник конфликтов содержится в управленчес­ком процессе. Управление — это выбор альтерна­тив, мобилизация ресурсов, употребление власти, что означает принуждение управляемых к опреде­ленным действиям, ограничение стихийного поведе­ния. В целом процесс управления включает в себя постоянное возникновение и разрешение противоре­чия между субъектом и объектом управления. А это наполняет управленческую деятельность чередой конфликтов.


Основы конфликтологии 94

Объективные причины конфликта многообразны. Их не перечислить. Подчеркнем лишь то, что все эти причины проистекают не из проявлений сознания или воли субъектов, а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.).

Конфликтное отношение характеризуется доми­нированием субъективной стороны. Субъективные причины и условия — главнейшая составляющая детерминация конфликта. Сюда относятся самые различные формы проявления и функционирования интересов как осознанных потребностей.

В западной конфликтологии в большинстве сво­ем превалирует концепция субъективной природы конфликта. Источник последнего сводится в конеч­ном счете к ориентациям и деятельностным уста­новкам самих субъектов. Отсюда подход к разре­шению конфликта: необходимость арбитража и баланса интересов во внутреннем мире субъектов.5 Что причиной многих конфликтов, в особенности, межличностных, внутригрупповых, служат отмечен­ные субъективные факторы, отрицать не приходит­ся. Можно сказать больше, противоречия в ориен-тацйях и установках присутствуют, пожалуй, в со­вокупности детерминирующих факторов любых общественных конфликтов. Однако не везде они яв­ляются определяющими. Чем выше уровень конф­ликта, чем он масштабнее, тем большее влияние на его возникновение оказывают объективные причи­ны, в частности, надличностные общие потребности и интересы развития.

Субъективные представления об одних и тех же ценностях и целях у групп людей с общими интере­сами зачастую настолько разнятся, что становятся


95 ___________ Лекция 3

противоположными и превращаются в источники антагонистических конфликтов. Так, расхождения в трактовке догматов христианства породили раскол среди его сторонников, в результате чего появились три самостоятельных мировых религии: католи­цизм, протестантизм и православие. Враждебное отношение их друг к другу на протяжении многих веков нередко перерастало в локальные кровавые конфликты. Кроме того, внутри каждой из этих ми­ровых религий время от времени возникали не ме­нее жестокие конфликты. Таким конфликтом был раскол внутри русской православной церкви, выз­ванный проведением Никоном церковной обнов­ленческой реформы (XVII в.).

Противоречия во взглядах на одни и те же цен­ности, по поведу одних и тех же целей зачастую по­рождают конфликты в политических союзах, в об­щественных объединениях, не говоря уже о межлич­ностных отношениях. В основе известного векового конфликта между коммунистическим и социал-де­мократическим движениями, идейно-теоретическим источником которых был марксизм, лежат проти­воположные представления о путях и средствах ре­ализации единой цели — преобразования общества на основе социалистического идеала.

Приведенные примеры характеризуют причины реалистических конфликтов (по Козеру), В отличие от них, на базе ложных, превратных представлений, неадекватных ориентации формируются причины и условия нереалистических конфликтов. Последние, однако, при определенной ситуации могут перерас­ти в действительные, реалистические.

В каждом сообществе, в конкретной стране об­щие причины конфликтов дополняются специфичес­кими и приобретают своеобразие, обусловленное


Основы конфликтологии 96

конкретной ситуацией, а также уровнем развития системы. Что касается России, то главные конфлик­ты здесь обусловлены многочисленными противоре­чиями, оставшимися от госсоциализма и возникши­ми в результате осуществляющейся капитализации общества. Профессора Семенов Б. и Степанян Ц. пишут, что в российском обществе за последние 15 лет «произошло тройное умножение противоречий» На противоречия между производительными сила­ми и производственными отношениями и другие, сложившиеся к 1985 году, наложилась группа про­тиворечий, вызванных так называемой перестрой­кой. Это — противоречия между провозглашенным обновлением и реальным разрушением обществен­ного организма; между обещанным обретением людьми свободы и демократии и реально усилив­шимся отчуждением народа от власти, собственно­сти и др. Был реставрирован антагонизм между просоциалистическими и прокапиталистическими силами. До сих пор и все более остро этот антаго­низм составляет стержень и главный узел всех об­щественных противоречий российского общества. «Тройное умножение» противоречий произошло после августа 1991 года. Множество противоречий дополнилось новыми, еще более острыми, беспо­щадными антагонизмами: между растущим богат­ством немногих и усиливающейся нищетой подав­ляющего большинства; между узкой, элитарной властью и громадной массой людей, еще более от­чужденных от властных функций и др. Все это не могло не усилить конфронтацию.6

Если учесть еще имеющиеся в нашем обществе идеологическое и политическое противостояние, свя­занное со сломом социалистической системы и от­рицанием коммунистической идеологии и заменой


97 Лекция 3

ее идеологией антикоммунизма и неолиберализма, да плюс российский менталитет, ориентирующий граждан на полярность позиций и непримиримость взглядов, то структура детерминации конфликтнос-ти российских общественных отношений будет бо­лее или менее прояснена.

Описанные разнообразные формы детермина­ции конфликтов достаточно убедительно показыва­ют их закономерность в обществе. Тем не менее было бы заблуждением считать нормой возникно­вение любого конкретного конфликта. Без доказа­тельства понятно, что преступления, террористичес­кие акты, кровопролитные военные столкновения между сообществами людей не есть норма жизни в цивилизованном мире на любом отрезке его разви­тия. В каждом отдельном случае такие конфликты имеют свои причины и применительно к конкрет­ной ситуации могут быть закономерными. В целом же по отношению к данному обществу, стране, объе­динению людей, организаций и т.п. не всякий кон­фликт, равно как и противоречие, является нормой и может быть признан закономерным. С точки зре­ния природы конфликтов, они бывают как законо­мерными, так и случайными, как реальными, так и порожденными ложным сознанием, как нормой, так и отклонением от нее, наконец, как естественным со­стоянием общественных отношений, так и их пато­логией. Таким образом, если конфликт как обще­ственное явление закономерен для социума в целом, то необходимость конкретных коллизий относитель­на: она определяется характером общества и конк­ретной исторической ситуацией. В одной ситуации для данного общества данный конфликт необхо­дим, закономерен, в другой — закономерны гармо­ния, интеграция, согласие, а не конфронтация. Кон-


Основы конфликтологии 98

фликт и гармония, согласие — неразрывно взаимо­связанные моменты общественной деятельности и отношений. Ни борьба, ни единство общественных субъектов, если их рассматривать в общем истори­ческом процессе, а не в каком-то отдельном, локаль­ном эпизоде, не могут быть.абсолютными; они от­носительны, постоянно взаимопереходят, меняются местами. Преемственность в общественном процес­се обеспечивается единством (гармонией, согласи­ем, интеграцией), переходы от одного состояния к другому — борьбой, конфликтом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.