Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация






По способу передачи механической энергии:

· трением;

· зацеплением.

· По виду ремней:

· плоские ремни;

· клиновые ремни;

· вентиляторные ремни;

· поликлиновые ремни;

· зубчатые ремни;

· вариаторные;

· тяговые;

· многоручьевые;

· транспортировочные (конвейерная лента);

· протяжные;

· ремни круглого сечения (Пассик).

o 3.10 Эдисона круглая, E o 3.11 Метрическая EG-M o 3.12 Дюймовая цилиндрическая UTS o 3.13 Дюймовая BSW o 3.14 Дюймовая коническая NPT o 3.15 Резьбы нефтяного сортамента 7. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КРЕПЕЖНЫХ ДЕТАЛЕЙ И СПОСОБОВ ИХ СТОПОРЕНИЯ Крепёжные изделия (крепёж) — детали для соединения частей конструкции[1]: болты, гайки, винты, шурупы, саморезы, дюбели, заклёпки, шайбы, штифты, шпильки и другие. Крепёж разделяют на: · строительный: 1. Анкерный крепеж: · крепеж для высоких нагрузок; · химический крепеж; 2. Метрический крепеж: · болт; · винт; · шпилька; · гайка; · шайба; 3. Такелаж: · грузовой крепеж; · цепи; · тросы; 4. Дюбельная техника: · рамный крепеж; · крепеж общего назначения; · крепеж для пустотелых конструкций; · крепеж для теплоизоляции; 5. Шурупы; 6. Саморезы; 7. Специальный крепеж: · крепеж для электропроводки; · крепеж для сантехники и отопления; · крепеж для фасадов и деревянных настилов; · крепеж для пустотелых конструкций; 8. Заклепка. · мебельный · автомобильный · железнодорожный а также на: · силовой · малонагруженный Стопорение резьбовых соединений осуществляют контргайкой, осевым стопором в разрезной части гайки или заглушки, радиальным стопором, ввинчиваемым в гайку, разводным шплинтом, пружинными шайбами, деформируемой шайбой, проволокой. Стопорение резьбовых соединений осуществляется деформируемой шайбой с одним или двумя выступами. Шайбы изготовляются из мягкой листовой стали толщиной 1 - 1 5 мм. После затяжки гайки выступы шайбы отгибаются: один на грань, а второй - по кромке корпуса Стопорение резьбовых соединений осуществляют контргайкой, осевым стопором в разрезной части гайки или заглушки, радиальным стопором, ввинчиваемым в гайку, разводным шплинтом, пружинными шайбами, ДЕ формируемой шайбой,     15, ЧТО ТАКОЕ КОЭФФИЦИЕНТ ПРОЧНОСТИ ФИ ЗАКЛЕПОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ Коэффициент прочности поперечного сварного соединения при изгибе фи принимают для труб из аустенитной и высокохромистой стали катаных равным 0, 6, ковано-сверленых— 0, 7, для труб из перлитной стали катаных — 0, 8, ковано-сверленых — 0, 9. Значения коэффициента прочности поперечного сварного соединения при изгибе принимаются согласно п. '3.3.2. Здесь Wx = Jx Iymm — момент сопротивления при изгибе — геометрическая характеристика прочности поперечного сечения, которая вводится для симметричных относительно оси Ох сечений. В Нормах {Л. 50] принят для трубопроводов из катаных труб перлитных сталей коэффициент прочности поперечного сварного шва (ри=0, 8, а для трубопроводов из ковано-сверленых труб тех же сталей фи=0, 9; для трубопроводов из аустенитных и 12%-ных хромистых сталей при катаных трубах фи=0, 6, а при ковано-сверленых фи=0, 7. В случае приложения изгибных напряжений поперечные сварные швы имеют пониженную пластичность в зоне термического влияния сварки. Поэтому при проверке прочности в поперечном сечении по зоне термического влияния вводится коэффициент прочности поперечного сварного шва сри, меньший единицы: 3.3.1.1. Величина коэффициента прочности поперечного сварного соединения Фн при изгибе принимается следующей: для труб из аустенитной и высокохромистой стали катаных сри = 0, 6; ковано-сверленых — фи =0, 7; для труб из перлитной стали катаных фи = 0, 8; ковано-сверленых — фи = 0, 9. W [ел3]— момент сопротивления поперечного сечения. Коэффициент прочности поперечного сварного шва < р учитывается в том случае, когда в проверяемом сечении имеется сварной шов; при этом величина коэффициента ер принимается: для перлитных сталей — в соответствии с п. 1 главы III, а для аустенитных при односторонней дуговой сварке как с подкладным кольцом, так и без кольца — < р = 0, 6. 2. При определении максимальных пролетов между опорами принято: а) коэффициент прочности поперечного сварного шва-для труб где аск = 0//—дополнительное напряжение растяжения или сжатия, вызываемое продольным усилием при самокомпенсации, Н/мм3; а,, к = Л! ск/100фн№ —дополнительное напряжение от изгибающего момента, возникающего при самокомпенсаиии, Н/мм2; фп — коэффициент прочности поперечного сварного шва, который для катаных труб из аустенитной и высокохромистой стали принимается равным 0, 6; e^j.K = MK/200W — дополнительное напряжение от крутящего момента, возникающего при самокомпенсации, Н/мм'-. б) определенной согласно предыдущим пунктам настоящего приложения из условия прочности поперечного заклепочного шва, соединяющего днище с. барабаном.: 2. Допускаемые компенсационные напряжения определены при коэффициенте прочности поперечного сварного шва cpj=i0, 7, [261, С.178]     23. СОЕДИНЕНИЕ ПАЙКОЙ. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Пайка — технологическая операция, применяемая для получения неразъёмного соединения деталей из различных материалов путём введения между этими деталями расплавленного материала (припоя), имеющего более низкую температуру плавления, чем материал (материалы) соединяемых деталей. Спаиваемые элементы деталей, а также припой и флюс вводятся в соприкосновение и подвергаются нагреву с температурой выше температуры плавления припоя, но ниже температуры плавления спаиваемых деталей. В результате припой переходит в жидкое состояние и смачивает поверхности деталей. После этого нагрев прекращается, и припой переходит в твёрдую фазу, образуя соединение. Прочность соединения во многом зависит от зазора между соединяемыми деталями (от 0, 03 до 2 мм), чистоты поверхности и равномерности нагрева элементов. Для удаления оксидной плёнки и защиты от влияния атмосферы, а также для понижения поверхностного натяжения и улучшения растекания припоя применяют флюсы. Область применения наиболее распространенных оловянно-свинцовых припоев ПОС-61 -Облуживание предварительно посеребренных, а затем обмедненных поверхностей фарфоровых изоляторов кабельных муфт перед спайкой их на заводе с металлическими головками и фланцами. Пайка проводов к выводам аппаратов телефонно­го типа. ПОС-50 -Пайка медных жил проводов и кабелей, мед­ных заземляющих проводников к стальной броне и свинцовой оболочке. ПОС-40 -Пайка медных жил проводов и кабелей, мед­ных заземляющих проводников к стальной броне и свинцовой оболочке, пайка деталей электроаппаратов. ПОС-30 -То же, что ПОС-40, для пайки изделий из цинка, стали, латуни. ПОС-18 -Пайка свинца, лужение стальной брони перед припайкой к ней заземляющих проводников, пай­ка стали, свинца, латуни, цинка, оцинкованного железа. ПОСС-4-6 -Пайка свинца со свинцом, оконцеваний и сое­динений медных жил кабеля и присоединений заземляющих медных жил к броне кабелей, при условии предварительного облуживания ка­бельных жил, наконечников, гильз и брони при­поями ПОС-18 или ПОС 30; пайка стали, лату­ни, белой жести.     надежна. Поэтому не рекомендуют применять клеммовые соединения для передачи больших нагрузок. Достоинства клеммового соединения: простота монтажа и демонтажа, самопредохранение от перегрузки, а также возможность перестановки и регулировки взаимного расположения деталей как в осевом, так и в окружном направлениях (регулировка положения рычагов и тяг в механизмах управления и т. п.).   28. ВИДЫ ШПОНОК Шпонка– деталь, соединяющая вал и ступицу. Она служит для передачи вращающего момента от вала к ступице или наоборот Призматические шпонки применяют для неподвижных и подвижных соединений. В случаях, когда ступица должна перемещаться вдоль вала, устанавливают направляющие или скользящие призматические шпонки. Шпоночные пазы на валах выполняют фрезерованием дисковой (предпочтительнее, так как быстрее и точнее) или концевой фрезой, в ступицах – протягиванием или долблением. Концы призматических шпонок могут скругленными или плоскими Призматические шпонки вставляют в паз вала с натягом (рабочие грани - боковые), а в паз ступицы по посадке с зазором. Сегментные шпонки можно считать разновидностью призматических шпонок. Глубокая посадка шпонки обеспечивает ей более устойчивое положение по сравнению с призматической шпонкой, однако глубокий паз также и значительно ослабляет вал, поэтому сегментные шпонки применяют, в основном, для закрепления деталей на малонагруженных участках вала. Клиновые шпонки представляют собой клинья обычно с уклоном 1: 100. В отличие от призматических и сегментных шпонок у клиновых шпонок рабочими являются широкие грани, а на боковых гранях имеется зазор. Клиновые шпонки создают напряженное соединение, способное передавать вращающий момент, осевую силу и ударные нагрузки. Однако клиновые шпонки вызывают радиальные смещения оси ступицы по отношению к оси вала на величину радиального посадочного зазора и контактных деформаций, а следовательно, увеличивают биение установленной детали. Поэтому область применения клиновых шпонок в настоящее время невелика. В точном машиностроении и в ответственных соединениях их не используют. 31. В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ СО ШПОНОЧНЫМ По сравнению со шпоночными такие соединения имеют следующие преимущества: 1. При шлицевом соединении достигается более точное центрирование детали по валу. 2. Вал почти не ослаблен, особенно при большом количестве шлицев, когда впадины можно сделать неглубокими. 3. При сборке шлицевых соединений не требуется никаких слесарно-пригоночных операций, так как после механической обработки деталей таких соединений получается полная их взаимозаменяемость (ГОСТ 2.409-68). , или , где Рr – мощность, потерянная в передаче. Одноступенчатые передачи имеют следующие КПД: фрикционные – 0, 85…0, 9; ременные – 0, 90…0, 95; зубчатые – 0, 95…0, 99; червячные – 0, 7…0, 9; цепные – 0, 92…0, 95; моменты на валах. Моменты Т 1 (Н·м) на ведущем и Т 2 на ведомом валах определяют по мощности (кВт) и частоте вращения (об./мин) или угловой скорости (с-1): , или , где ω 1 = . Связь между вращающими моментами на ведущем Т 1 и ведомом Т 2 валах выражается через передаточное отношение u и КПД η: Т 2 = Т 1 η u. 34. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ Механические передачи вращательного движения делятся: - по способу передачи движения от ведущего звена к ведомому на передачи трением (фрикционные, ременные) и зацеплением (цепные, зубчатые, червячные); - по соотношению скоростей ведущего и ведомого звеньев на замедляющие (редукторы) и ускоряющие (мультипликаторы); - по взаимному расположению осей ведущего и ведомого валов на передачи с параллельными, пресекающимися и перекрещивающимися осями валов. Замедляющие передачи получили большее распространение по сравнению с ускоряющими. Это объясняется тем, что скорости вращения валов двигателей различного вида, как правило, значительно выше скоростей валов рабочих машин. Более быстроходные двигатели имеют меньшие размеры по сравнению с тихоходными двигателями той же мощности, так как с увеличением частоты вращения уменьшаются силы и моменты, действующие на детали двигателя. Например, передавать вращение от быстроходной газовой турбины на вал несущего винта вертолета через специальную замедляющую зубчатую передачу (редуктор) значительно выгоднее, чем применять имеющий большие габаритные размеры и массу тихоходный двигатель, вал которого соединялся бы непосредственно с винтом. Из всех типов передач наиболее распространенными являются зубчатые. В каждой передаче различают два основных вала: входной и выходной, или ведущий и ведомый. Между этими валами в многоступенчатых передачах располагаются промежуточные валы. 40. РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ Расчёт на контактную прочность рабочих поверхностей зубьев является основным критерием работоспособности зубчатых передач. Расчёт производят при контакте зубьев в полюсе зацепления П. Контакт зубьев рассматривают как контакт двух цилиндров с радиусом р1 и р2. При этом наибольшие контактные напряжения определяют по формуле Герца: (2.3.16) Расчет по контактной прочности сводится к проверке условия . После преобразования формулы Герца для контакта цилиндрических поверхностей получают формулу для определения межосевого расстояния (2.3.17) где Т2 – вращающий момент на тихоходном валу, Н м; u - передаточное число; Ка = 49, 5 МПа – для прямозубых колес; - коэффициент ширины колеса по межцентровому расстоянию, его можно определить по формуле где - выбирается из справочных таблиц, - допускаемое контактное напряжение, где - коэффициент долговечности, -предел контактной выносливости, определяется для заданного материала из таблиц, = 1, 1- 1, 3 - допускаемый коэффициент запаса прочности, - базовое число циклов нагружения, - расчетное число циклов нагружения, Lh – полный ресурс в час. Определив геометрические размеры передачи, ее проверяют на контактную прочность по формуле: (2.3.18) где - коэффициент нагрузки при расчете по контактным напряжениям, - коэффициент нагрузки, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (для прямозубых передач =1), - коэффициент нагрузки, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца (по длине контактных линий), =1, 25 - коэффициент нагрузки, учитывающий дополнительные динамические нагрузки.
42. ОСНОВНОЙ РАСЧЕТ РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ   44. ПОДШИПНИКИ, ИХ ВИДЫ Подшипником называют устройство, представляющее собой часть опоры, поддерживающей вал, ось или другую подобную конструкция. Подшипник предназначен для фиксации такого вала в пространстве, обеспечивает его свободное вращение, качание либо линейное смещение при минимальных потерях энергии на трение. Кроме того, подшипник предназначен для восприятия и передачи механических нагрузок на другие элементы конструкции. При этом, опору, снабженную упорным подшипником, принято называть подпятником. Среди всего множества конструкций подшипников выделяют следующие основные типы: § Подшипники качения; § Подшипники скольжения; § Гидростатические подшипники; § Гидродинамические подшипники; § Газостатические подшипники; § Газодинамические подшипники; § Подшипники магнитные. В современном же машиностроении используют, главным образом, подшипники качения и скольжения. 45. ПОДШИПИНКИ СКОЛЬЖЕНИЯ Чаще всего, подшипник скольжения состоит из корпуса с цилиндрическим отверстием, куда вставляется втулка из материала с антифрикционными свойствами. В такой конструкции. обычно, предусмотрена также система смазки, которая обеспечивает поступление смазочного материала в зазор между валом и втулкой подшипника. Рабочие зазоры в подшипниках, работающих со смазкой, рассчитываются на основе гидродинамической теории. При этом, находится минимальная толщина слоя смазки в микрометрах, температура и давление в этом слое, а также расход смазочного материала. Подшипники различной конструкции, с различными значениями скорости вращения цапфы и в разных условиях эксплуатации могут характеризоваться различными типами трения, которое может быть сухим, граничным, гидродинамическим или газодинамическим. Следует заметить, что даже подшипники с гидродинамическим трением при пуске механизма некоторое время работают в режиме граничного трения. Смазка относится к числу основных факторов, определяющих надежность и срок службы подшипника. Функцией смазки является: обеспечение минимального трения между подвижными частями, отвод избыточного тепла, защита от неблагоприятных внешних факторов. При этом, смазка может быть: жидкой (синтетические и минеральные масла или вода для подшипников из неметаллических материалов); пластичной (смазки с использованием литиевого мыла или сульфоната кальция); твердой (дисульфид молибдена, графит и пр.); газовой (азот или инертные газы). Самыми высокими эксплуатационными параметрами обладают самосмазывающиеся пористые подшипники, которые изготовлены по технологии порошковой металлургии. Такой пористый подшипник, будучи пропитанным маслом, в процессе работы нагревается и смазка выдавливается из пор в рабочий зазор на трущиеся поверхности. В нерабочем состоянии такой подшипник остывает и смазка снова уходит в его поры. В зависимости от допустимого направления рабочих нагрузок, подшипники разделяют на осевые (упорные) и радиальные. 49. ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛА Проектный расчет производится только на кручение, причем для компенсации напряжений изгиба и других неучтенных факторов принимают значительно пониженные значения допускаемых напряжений кручения, например, для выходных участков валов редукторов [τ к] = (0, 025...0, 03)σ в, где σ в – временное сопротивление материала вала. Тогда диаметр вала определится из условия прочности τ кк/(0, 2 d 3) ≤ [τ к], откуда: Полученное значение диаметра округляется до ближайшего стандартного размера, согласно ГОСТ «Нормальные линейные размеры», устанавливающего четыре ряда основных и ряд дополнительных размеров; последние допускается применять лишь в обоснованных случаях. Так, из ряда Rа 40 указанного стандарта в диапазоне от 16 до 100мм предусмотрены следующие основные нормальные линейные размеры. 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 45, 48, 50, 53, 56, 60, 63, 67, 71, 75, 80, 85, 90, 95, 100. Так как промышленность изготовляет подшипники качения с диаметром отверстия 35, 55, 65, 70мм в указанном диапазоне, то разрешается использовать для цапф валов и осей эти дополнительные размеры. При проектировании редукторов диаметр выходного конца ведущего вала можно принять равным диаметру вала электродвигателя, с которым вал редуктора будет соединен муфтой. После установления диаметра выходного конца вала назначается диаметр цапф вала (несколько больше диаметра выходного конца) и производится подбор подшипников. Диаметр посадочных поверхностей валов под ступицы насаживаемых деталей для удобства сборки принимают больше диаметров соседних участков. В результате этого ступенчатый вал по форме оказывается близок к брусу равного сопротивления. 50. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ РАСЧЕТА ВАЛОВ НА УСТАЛОСТЬ Упрощенный проверочный расчет валов на усталость исходит из предположения, что не только нормальные, но и касательные напряжения изменяются по симметричному (наиболее неблагоприятном) циклу. Этот вид расчета дает неточность на несколько процентов в сторону увеличения запаса прочности вала. Условие сопротивления усталости имеет вид σ экв = М экв/(0, 1 d 3) < [σ –1и], где σ экв – эквивалентное напряжение в проверяемом сечении; М экв– эквивалентный момент; d– диаметр вала в этом сечении; [σ –1и] – допускаемое напряжение на изгиб при симметричном цикле изменения напряжений 51. КАК МОЖНО ПОВЫСИТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ УСТАЛОСТИ ВАЛОВ Сопротивление усталости можно значительно (до50% и более) повысить, применив тот или иной метод поверхностного упрочнения: азотирование, поверхностнуюзакалку ТВЧ, дробеструйный наклеп, и т.д.   53. В ЧЕМ СОСТОИТ ЗАДАЧА РАСЧЕТА НА ПРОЧНОСТЬ? НА ЖЕСТКОСТЬ? НА УСТОЙЧИВОСТЬ? 58. КАК ФОРМУЛИРУЕТСЯ ЗАКОН ГУКА ПРИ РАСТЯЖЕНИИ? НАПИШИТЕ ФОРМУЛЫ АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ПРОДОЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ БРУСА? Для многих конструкционных материалов при нагружении до определенных пределов опыты показывают линейную зависимость линейных деформаций от нормальных напряжений. (3)- закон Гука. Е- модуль продольной упругости или упругости первого рода. Относительную продольную деформацию можно определить по формуле: Закон Гука: Относительная продольная деформация прямо пропорциональна нормальному напряжению. где Е - модуль продольной упругости (справочная величина). Абсолютные продольные деформации определяем, используя закон Гука. 59. КАКОЙ СЛУЧАЙ ПЛОСКОГО НАПРЯЖЕННОГО СОСТЯНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ ЧИСТЫМ СДВИГОМ? ЗАКОН ГУКА ПРИ СДВИГЕ? Чистый сдвиг – частный случай плоского напряженного состояния, при котором по граням прямоугольного элемента действуют только касательные напряжения. В начальной части диаграмма сдвига линейная, т.е. касательное напряжение t пропорционально углу сдвига g. Закон пропорциональности, называемый законом Гука при сдвиге, может быть записан: , где коэффициент пропорциональности G называется модулем сдвига или модулем упругости 2-го рода. Он характеризует сопротивление материала упругим деформациям и является его упругой постоянной. 60. ЧТО ТАКОЕ ПОЛЯРНЫЙ МОМЕНТ ИНЕРЦИИ И ПОЛЯРНЫЙ МОМЕНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ? СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ Поля́ рный моме́ нт ине́ рции — интегральная сумма произведений площадей элементарных площадок dA на квадрат расстояния их от полюса — ρ 2 (вполярной системе координат), взятая по всей площади сечения. То есть: Эта величина используется для прогнозирования способности объекта оказывать сопротивление кручению. Она имеет размерность единиц длины в четвёртой степени (м4, см4) и может быть лишь положительной. Полярный момент сопротивления сечения – это отношение полярного момента инерции к расстоянию от полюса до наиболее удаленной точки сечения. Для круга полярный момент сопротивления: Wp = Jp/ ρ max 65. КАК ПРОИЗВОДИТСЯ РАСЧЕТ СКРУЧИВАЕМОГО БРУСА НА ПРОЧНОСТЬ И ЖЕСТКОСТЬ? Расчет вала при кручении сводится к одновременному удовлетворению двух условий: - условия прочности: - условия жесткости: 66. КАКИЕ ТИПЫ ОПОР ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ БАЛОК И КАК НАПРАВЛЕНЫ ИХ РЕАКЦИИ? Опоры балок, рассматриваемых как плоские системы, бывают трех основных типов. 1. Подвижная шарнирная опора (рис. 3.2, а). Такая опора не препятствует вращению конца балки и его перемещению вдоль плоскости качения. В ней может возникать только одна реакция, которая перпендикулярна плоскости качения и проходит через центр катка. Схематичное изображение подвижной шарнирной опоры дано на рис. 3.2, б. Подвижные опоры дают возможность балке беспрепятственно изменять свою длину при изменении температуры и тем самым устраняют возможность появления температурных напряжений. 2. Неподвижная шарнирная опора (рис. 3.2, в). Такая опора допускает вращение конца балки, но устраняет поступательное перемещение ее в любом направлении. Возникающую в ней реакцию можно разложить на две составляющие - горизонтальную и вертикальную. 3. Жесткая заделка, или защемление (рис. 3.2, г). Такое закрепление не допускает ни линейных, ни угловых перемещений опорного сечения. В этой опоре может в общем случае возникать реакция, которую обычно раскладывают на две составляющие (вертикальную и горизонтальную) и момент защемления (реактивный момент). 67. КАК ПРОИЗВОДИТСЯ РАСЧЕТ НА ПОЧНОСТЬ ПРИ ПРЯМОМ ИЗГИБЕ Условие прочности по нормальным напряжениям   , где – наибольшее по модулю напряжение в поперечном сечении; – изгибающий момент; – осевой момент сопротивления; – допускаемые нормальные напряжения. Условие прочности по касательным напряжениям   ,   где – наибольшее по модулю напряжение в поперечном сечении; – допускаемые касательные напряжения. Если для материала балки заданы различные допускаемые нормальные напряжения при растяжении и сжатии, то условия прочности применяют отдельно к наиболее растянутым и к наиболее сжатым волокнам балки.     71. ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА ВАЛА И СИСТЕМА ОТВЕРСТИЯ Стандартами допусков и по­садок в нашей промышленности установлены две возможные к применению совокупности посадок — система отверстия и система вала. Системой отверстия называется совокупность посадок, в которых предельные отклонения отверстий одинаковы (при одном и том же классе точности и одном и том же номинальном размере), а различные посадки достигаются путем изменения предельных отклонений валов (рис. 73, а). Во всех посадках системы отверстия нижнее предельное отклонение отверстия всегда равно нулю. Такое отверстие называется основным отверстием. Из рисунка видно, что при одном и том же номинальном размере (диаметре) и постоянном допуске основного отверстия могут быть получены разные посадки за счет изменения предельных размеров вала. В самом деле, вал 1 даже наибольшего предельного диаметра свободно войдет в наименьшее отверстие. Соединив вал 2 при наибольшем предельном его размере с наименьшим отверстием, мы получим зазор, равный нулю, но при других соотношениях диаметров отверстия и вала в этом сопряжении получается подвижная посадка. Посадки Балов 3 и 4 относятся к группе переходных, так как при одних значениях действительных размеров отверстий и валов 3 и 4 будет иметь место зазор, а при других натяг. Вал 5 при всех условиях войдет в отверстие с натягом, что всегда обеспечит неподвижную посадку. Основное отверстие в системе отверстия обозначается сокращенно буквой А в отличие от обозначения второй (не основной) детали, входящей в сопряжение, которая обозначается буквами соответствующей посадки. Системой вала называется совокупность посадок, в которых пре­ельные отклонения валов одинаковы (при одном и том же классе очности и одном и том же номинальном размере), аразличные посадки достигаются путем изменения предельных отклонений отверстий. Во всех посадках системы вала верхнее предельное отклонение вала всегда равно нулю. Такой вал называется основным валом. Схематическое изображение системы вала дано на рис. 73, б, из которого видно, что при одном и том же номинальном размере (диаметре) и постоянном допуске основного вала могут быть получены различные посадки за счет изменения предельных размеров отверстия. Действительно, соединяя с данным валом отверстие 1, мы при всех условиях будем получать подвижную посадку. Подобную же посадку, но с возможным получением зазора, равного нулю, мы получим при сопряжении с данным валом отверстия 2. Соединения вала с отверстиями 3 и 4 относятся к группе переходных посадок, а с отверстием 5 — к неподвижной посадке. Основной вал в системе вала обозначается сокращенно буквой В. 43. ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ Фрикционная передача — механическая передача, служащая для пере­дачи вращательного движения (или для преобразования вращательного движе­ния впоступательное) между валами с помощью сил трения, возникающих между катками, цилиндрами или конусами, насаженными на валы и при­жимаемыми один к другому.   46. ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ В состав подшипника качения входят два кольца, комплект тел качения и сепаратор, предназначенный для удержания тел качения на фиксированных расстояниях друг от друга. Однако, иногда используют и подшипники без сепаратора. Внутренняя поверхность наружного кольца и наружная поверхность внутреннего кольца снабжаются желобами – дорожками качения, предназначенными для движения тел качения в процессе работы подшипника. В некоторых машинах и механизмах для увеличения точности работы, жесткости конструкции и снижения ее габаритов используют подшипники совмещенного типа, в которых роль одного из колец подшипника выполняет непосредственно вал (дорожка качения выполняется на валу) или корпусная деталь. Находят применение и подшипники без сепараторов, в которых используется большое количество тел качения. Такие подшипники имеют повышенную грузоподъемность, однако, максимальные частоты их вращения заметно ниже, чем у обычных подшипников с сепараторами из-за повышенных потерь на трение. В подшипниках качения главенствующую роль играет трение качения, т.к. трение скольжения между сепаратором и телами качения, как правило, невелико. Поэтому в подшипниках качения, по сравнению с подшипниками скольжения, наблюдаются значительно меньшие потери энергии, а также меньший механический износ. Подшипники качения закрытого типа (с защитными крышками) почти не требуют какого-либо обслуживания, в то время, как открытые чувствительны к инородным телам, которые способны быстро разрушить подшипник. Механические нагрузки, действующие на подшипник, принято разделять на радиальные, действующие перпендикулярно оси подшипника, и осевые, действующие вдоль оси подшипника. 47. РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ Расчет подшипников качения на прочность нормирован (ГОСТ 18855-73, 18854-73) в соответствии с рекомендациями СЭВ и осуществляется по эмпирическим зависимостям, полученным на основе результатов многочисленных испытаний. Нагрузки. По направлению действия на подшипники нагрузки делятся на радиальные Fr, осевые Fа и комбинированные (рис..2), а по характеру нагрузки — на постоянные, переменные вибрационные и ударные. В расчетах используют понятие эквивалентной нагрузки. При динамических условиях эксплуатации, когда частота вращения п > 1 об/мин, эквивалентная динамическая нагрузка Р для радиальных и радиально-упорных подшипников — это такая постоянная радиальная нагрузка, при которой подшипник с вращающимся внутренним кольцом так же долговечен, как при дей-ствительных условиях загрузки и вращения. При статических условиях эксплуа-тации, когда частота вращения п < 1 об/мин или подшипник не вращается при эксплуа-тации, эквивалентная статическая нагрузка Р0 вызывает такие же остаточные дефор-мации, как при действительных условиях загрузки. Величина эквивалентной динамической нагрузки для радиальных шарикоподшипников и радиально-упорных шарико- и роликоподшипников при постоянном ре-жиме загрузки (1) где Fr и Fa - соответственно постоянные по величине и направлению радиальная и осевая нагрузки, Н; X, У -коэффициенты радиальной и осевой нагрузок; V — коэффи-циент вращения (V = 1 при внутреннем кольце, вращающемся по отношению к нагруз-ке; V = = 1, 2 при внутреннем кольце, неподвижном по отношению к нагрузке); Кб — коэффициент безопасности; Кт — температурный коэффициент (приводятся в ГОСТ 18855—73). Формула (1) применяется в тех случаях, когда Fа/VFг > е (е— вспомогательный коэффициент; при Fa /(VFr) < е для однорядных подшипников принимается X=1 и У = 0. 54. ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ И КАК КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ НАГРУЗКИ? Из теоретической механики известно, что равновесная система внешних сил состоит из активных сил и реакций связей. Такую систему сил принято называть нагрузкой. В общем случае под нагрузкой понимают не только механическое усилие, но и любое другое действие (тепловое или физико-механическое), приводящее к появлению деформаций. Нагрузки классифицируют по двум признакам - способу их приложения к элементу конструкции и характеру действия на него. По способу их приложения к телу нагрузки делятся на поверхностные и объемные. Поверхностные силы приложены к участкам поверхности и характеризуют непосредственное контактное взаимодействие рассматриваемого элемента конструкции с окружающими телами. В свою очередь, поверхностные силы делятся на распределенные и сосредоточенные. В буквальном смысле сосредоточенных сил нет, это схематизация. Считая силу сосредоточенной, условно пренебрегают размерами площади взаимодействия соприкасающихся тел. Силы, распределенные по объему тела, такие, как силы тяжести, магнитные силы и силы инерции, относятся к объемным силам. По характеру действия на тело нагрузки делятся на статические, повторно-переменные и динамические (ударные). К статическим нагрузкам относятся такие, которые медленно возрастают от нуля и, достигнув некоторого конечного значения, далее остаются неизменными. Примером статической объемной нагрузки может служить система центробежных сил инерции, действующая на ротор электродвигателя в период его разгона и при дальнейшем равномерном вращении. К повторно-переменным (циклическим) относятся нагрузки, многократно изменяющиеся во времени по какому-либо периодическому закону. К таким нагрузкам, в частности, относятся силы, действующие на зубья зубчатого колеса. К динамическим (ударным) относятся нагрузки, прикладываемые внезапно или даже с некоторой скоростью в момент контакта. Примером такой нагрузки может служить сила, приложенная к телу в момент падения на него другого тела (забивание свай с помощью копра и т. д.). 54. КАКИЕ ВНУТРЕННИЕ УСИЛИЯ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ В ПОПЕРЕЧНЫХ СЕЧЕНИЯХ БРУСЬЕВ И КАКИЕ ВИДЫ ДЕФОРМАЦИЙ С НИМИ СВЯЗАНЫ? 55. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ МЕТОДА СЕЧЕНИЙ Для расчетов элементов конструкции на прочность необходимо знать внутренние силы упругости, возникающие в результате приложения внешних сил в разных точках и частях конструкции. Способы определения этих внутренних сил с помощью науки сопротивление материалов включают такой прием, как метод сечений. Метод сечений заключается в том, что тело мысленно рассекается плоскостью на две части, любая из которых отбрасывается и взамен ее к сечению оставшейся части прикладываются внутренние силы, действовавшие на нее до разреза со стороны отброшенной части. Оставленная часть рассматривается как самостоятельное тело, находящееся в равновесии под действием приложенных к сечению внешних и внутренних сил (третий закон Ньютона – действие равно противодействию). При применении этого метода выгоднее отбрасывать ту часть элемента конструкции (тела), для которой проще составить уравнение равновесия. Таким образом, появляется возможность определить внутренние силовые факторы в сечении, благодаря которым оставшаяся часть тела находится в равновесии (прием, часто применяемый в Статике). 61. ЧТО ТАКОЕ ОСЕВОЙ МОМЕНТ ИНЕРЦИИ И ОСЕВОЙ МОМЕНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ. СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ Моментом инерции механической системы относительно неподвижной оси («осевой момент инерции») называется величина Ja, равная сумме произведений масс всех n материальных точек системы на квадраты их расстояний до оси: , где: · mi — масса i -й точки, · ri — расстояние от i -й точки до оси. Осевой момент инерции тела Ja является мерой инертности тела вовращательном движении вокруг оси подобно тому, как масса тела является мерой его инертности в поступательном движении. , где: · — масса малого элемента объёма тела , · — плотность, · — расстояние от элемента до оси a. Если тело однородно, то есть его плотность всюду одинакова, то
Осевым моментом сопротивления называется отношение момента инерции относительно данной оси к расстоянию от оси до наиболее удаленной точки поперечного сечения
Полярным моментом сопротивления называется отношение полярного момента инерции к расстоянию от полюса до наиболее удаленной точки сечения
В качестве полюса принимается центр тяжести поперечного сечения стержня.

62. КАКОЙ ИЗ ДВУХ ОСЕВЫХ МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ТРЕУГОЛЬНИКА БОЛЬШЕ: ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ, ПРОХОДЯЩЕЙ….






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.