Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф, религия, наука и философия как основные формы мировоззрения.






Вопросы для подготовки к экзамену

1. Мировоззрение: сущностная характеристика, структура, социальная роль.

2. Миф, религия, наука и философия как основные формы мировоззрения.

3. Предмет и методы философии, её основные функции.

4. Основные философские направления: критерии различия, содержание, представители.

5. Основной вопрос философии. Проблема первичности и познаваемости мира.

6. Дисциплинарное деление философского знания, структура философского знания.

7. Философская культура как единство знания, мышления и интуиции. Специфика философского мышления, языка и текста.

8. Историческое формирование и развитие философии. Исторические типы и стили философского творчества.

9. Философская мысль Древней Индии: ведийские направления и школы.

10. Философские идеи буддизма: этико-психологические открытия и достижения.

11. Философская мысль Древнего Китая: характерные черты, основные проблемы и течения (даосизм, конфуцианство, легизм).

12. Предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Сравнительный анализ восточного и западного стилей философствования.

13. Древнегреческая натурфилософия: главные проблемы, школы и представители.

14. Сократ, его философское творчество, роль в становлении классического стиля философствования.

15. Учение Платона об идеях. Социально-политические взгляды.

16. Философская система Аристотеля: онтологические исследования.

17. Учение Аристотеля о государстве. Его философско-правовые взгляды.

18. Эллинистический период античной философии (эпикурейство, стоицизм, скептицизм, кинизм).

19. Формирование средневековой философии: апологетика и христианская патристика.

20. Философско-теологические идеи Аврелия Августина.

21. Теоцентризм схоластической философии. Спор о природе общих понятий (универсалий): номинализм, реализм, концептуализм.

22. Теология и философское обоснование существования Бога в учении Фомы Аквинского.

23. Развитие философской мысли в эпоху Возрождения: антропоцентризм, пантеизм и гуманизм.

24. Научная революция XVII века. Формирование механистической философии.

25. Проблема универсального метода познания в философии Ф. Бэкона, разработка индуктивной методологии.

26. Философия Р. Декарта: дуализм и учение о методе.

27. Социально-философские идеи Т. Гоббса.

28. Философский сенсуализм и скептицизм в Новое время (Локк, Юм).

29. Философские идеи французских просветителей (Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Монтескье).

30. Немецкая классическая философия: основные черты, проблемы, историческая роль.

31. Философское учение И. Канта. Мораль и право.

32. Система философии Г. Гегеля. Философско-правовые исследования.

33. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии.

34. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

35. Основные черты и этапы развития российской философии.

36. Философия всеединства В. С. Соловьёва.

37. Проблема свободы, смысла жизни и творчества в философии Н. А. Бердяева.

38. Философия русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вер­надский, А. Чижевский).

39. Современная российская философия: основные направления, проблематика, идеи, место и роль в развитии мировой философии.

40. Специфика и основные направления западной философии XX века.

41. «Философия жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше: иррационалистическая трактовка основных про­блем человеческого существования.

42. Основные идеи, понятия и принципы экзистенциальной философии.

43. Философия позитивизма: этапы развития, основные положения, проблемы и представители.

44. Феноменологические исследования в современной философии. Феноменология как учение о явлениях «чистого сознания».

45. Философские идеи фрейдизма.

46. Основные идеи философии постмодернизма.

47. Философские дискуссии современности, их влияние на развитие общества.

48. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

49. Философские исследования материи. Её сущность, формы, атрибуты.

50. Бытие идеального: основные характеристики и структура.

51. Проблема небытия в философии.

52. Виды реальности и особенности познания их человеком.

53. Диалектика как учение и метод: основные законы, категории, принципы.

54. Происхождение, сущность, структура, развитие сознания.

55. Сознание как субъективная духовная реальность. Самосознание: пути, методы, средства.

56. Общественное и массовое сознание: структура, формы, взаимосвязь.

57. Проблема познаваемости мира, её решение в истории философии.

58. Сущность и формы познавательной деятельности человека.

59. Соотношение чувственного и рационального в познавательном процессе.

60. Система методов научного познания: эмпирический и теоретический уровни.

61. Концепции истины в философии и науке (корреспондентная, коге­рентная, прагматическая, конвенциальная).

62. Познание и истина. Истина как отношение и процесс, ценность и смысл.

63. Основные формы истины: объективная и субъективная, абсолютная и относительная, конкретная и абстрактная. Диалектика форм истины.

64. Проблема критерия истины в науке, религии и в философии. Истина и заблуж­дение. Истина и вера.

65. Философское и юридическое понимание истины: сравнительный и эпистемологический анализ.

66. Философские исследования сущности человека.

67. Концепции происхождения и эволюции человека. Комплексный характер антропосоциогенеза.

68. Духовная, социальная и телесная природа человека. Основные на­правления его универсального развития: биологическое, социокультурное, интеллектуальное, духовное.

69. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Проблема свободы личности. Роль личности в истории.

70. Деятельная сущность человека. Многообразие форм человеческой деятельности.

71. Смысл жизни человека, её цель и ценность как философская проблема.

72. Любовь как духовно-нравственный способ человеческого существова­ния. Виды любви, её сущностные признаки. Псевдолюбовь и её формы.

73. Проблема свободы в философии. Свобода, необходимость, произвол. Формы свободы.

74. Понятие свободы и ответственности личности в юриспруденции и фи­лософии.

75. Творчество как высшая форма проявления человеческой жизни и способ пре­образования мира.

76. Творческая личность и гениальность. Условия становления и пути развития творческой индивидуальности.

77. Основные проблемы социальной философии. Социальная структура и социальная динамика.

78. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная, правовая.

79. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества.

80. Движущие силы общественно-исторического процесса. Критерии социального прогресса.

81. Социальные противоречия и конфликты: сущность, формы и роль в развитии обще­ства.

82. Информационно-техническая цивилизация, её основные черты, проблемы и пределы развития.

83. Философские исследования культуры. Культура как форма творческого освоения мира.

84. Формирование и развитие культуры, проблема культурной идентификации, взаимосвязь культур.

85. Философская футурология: перспективы развития современной цивилизации.

86. Глобальные проблемы современности: возникновение, содержание, динамика изменений, возможности преодоления.

87. Взаимодействие природы и общества в процессе исторического развития.

88. Взаимосвязь философии и права. Значение и роль философского образования в профессиональной деятельности юриста.

89. Девиантное поведение: основы философского анализа. Политика, мораль, право в борьбе с преступностью.

90. Правосозна­ние и правовая культура как условия формирования и развития современной цивилиза­ции.

 


 

1. Мировоззрение: сущностная характеристика, структура, социальная роль.

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:

Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).

Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:

Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).

Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.

Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

Обыденное мировоззрение, формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фактором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализаторскими - оно формируется как результат сознательного критического отношения к миру.

Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы.

Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.

Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

Миф, религия, наука и философия как основные формы мировоззрения.

В целом мировоззрение представляет собой систему представлений людей о мире, происходящих в нём природных, социальных и духовных процессах, об отношении человека к миру и самому себе; в мировоззрение входят определяемые этими представлениями жизненные позиции, ориентации, идеалы и принципы. По своей сути мировоззрение представляет собой способ духовно-практического освоения человеком мира. В его структуру входят: знания (эмпирические, теоретические, профессиональные), мироощущение, мировосприятие, миропонимание, жизненная позиция, убеждения, вера, ценности (добро, зло. Красота, уродство и т.д.), сомнения. Основные компоненты мировоззрения: познавательный, ценностный, эмоционально-волевой, моральный, духовно-практический (переход жизненной установки в реальное действие).

Типы мировоззрения можно классифицировать:

а) по способу формирования: стихийное, научное;

б) по генезису: мифическое, религиозное, философское;

в) по субъекту: индивидуальное, групповое.

Подсистемами мировоззрения являются познавательная, ценностная, поведенческая составляющие.

Основные типы мировоззрения – житейское (обыденное), религиозное, нравственное, философское, художественное, научное.

Существуют исторические типы мировоззрения: исторически первый тип – мифический, далее последовательно возникли: религиозный, философский и научный.

В самом общем виде в структуре мировоззрения выделяются два уровня: 1) образов и 2) понятий. Это два уровня духовного освоения мира и отношения человека к миру: 1) образный, чувственный и 2) понятийный, рациональный. По своей форме мировоззрение первого уровня может выражаться и в несловесных образах: в образах живописи, музыки, скульптуры и т.д.; мировоззрение же второго уровня обязательно выражается в языке – в словесных формах.

Человек современного типа, или человек разумный (Homo Sapiens), появился примерно 40 тысяч лет назад. Первые цивилизации возникли приблизительно 5 тысяч лет назад. Значит, большая часть человеческой истории приходится на первобытные времена. Мы прекрасно знаем, что пещерные жители охотились и собирали дары природы, хранили огонь и боролись за жизнь. Они не писали книг, не совершали кругосветных путешествий и не делали научно-технических открытий. Но, видя перед собой окружающий мир, древнейший человека не мог не задумываться о нём, если был существом разумным, не мог не пытаться объяснить его себе, хотя бы в самых общих чертах.

Первобытный человек объяснял себе окружающее с помощью мифов. Человек видел движение светил по небосводу, смену дня и ночи, разливы рек, вечное обновление природы. Ему было необходимо объяснить себе всё это, понять происходящее вокруг. Но у него не было опыта, накопленного предыдущими поколениями, т.к. он первым шёл по земле, у него не было книг и учебников, в которых он нашёл бы ответы на волнующие его вопросы, не было научных приборов и технических приспособлений, с помощью которых он мог бы исследовать внешний мир и правильно понять его.

Мифологическое объяснение мира часто называют наивным, потому что в нём человек для того, чтобы объяснить себе окружающие его вещи, просто переносил на них свои собственные свойства. Так же маленький ребёнок (от рождения примерно до трёх лет жизни) воспринимает мир мифологически: он считает, что вещи вокруг него точно так же, как он, все видят, слышат, чувствуют, думают. Например, если младенец ударился о стол, он стучит по нему, наказывая этот предмет.

Первобытное детство человечества вполне можно сравнить с младенчеством отдельного человека: в первые годы жизни ребёнок как бы повторяет в сокращённом виде несколько тысячелетий первобытности.

Как взрослеет ребёнок, так же когда-то взрослело человечество. Примерно в три года ребёнок перестаёт воспринимать мир таким же, как и он сам, переносить на окружающие вещи свои качества. Ребёнок начинает понимать, что он и мир – совсем не одни и то же, он выпадает из первоначального единства с ним. Так же и человек по мере своего исторического взросления постепенно выпадал из мифологического единства с миром, переставал объяснять его себе антропоморфным образом. Себя и мир он начал воспринимать как разные вещи. Мифология должна была уступить место другому объяснению мира.

Этим объяснением стала религия. Человек отказался от простого переноса своих свойств на окружающие его предметы, но по-научному объяснить всё происходящее ещё не мог, т.к. для этого у него не было достаточного жизненного опыта. Поэтому новое религиозное понимание мира выглядело так: то, что мы видим вокруг себя, не является реальностью. За нашим физическим (т.е. природным) миром стоит невидимы, таинственный, высший мир, который и есть подлинная реальность. Видимый природный мир обычно называют естественным, а то, что находится за его пределами или сверх него, называют сверхъестественным. Высший невидимый мир является сверхъестественным, а всё, что происходит на земле, зависит от него. Поскольку этот таинственный мир нам недоступен, мы не знаем причин происходящих событий. Так как мы ничего не можем знать об этом мире, нам ничего не остаётся, кроме как верить в его существование, бояться его, надеяться на него, безропотно принимать всё, что он нам посылает, считать свою жизнь полностью зависящей от него.

В этом мире находится Бог или боги – существа бестелесные и поэтому невидимые, бессмертные и совершенные. Они-то и посылают людям радости и несчастья. Между земным и божественным мирами обязательно должен быть посредник для того, чтобы люди могли хоть как-то контактировать с высшими силами, хотя бы отчасти предугадывать их волю. В Древнем мире такими посредниками были жрецы – люди, составлявшие самую привилегированную (т.е. богатую и почитаемую) касту (группу) населения. В Средние века таким посредником стала церковная организация.

Религиозные представления, по которым существует только один Бог, называются монотеизмом (от греч. слов " монос" – один и " тэос" – Бог), а представления, по которым богов много, называются политеизмом (от греч. слов " полюс" – многий и " тэос" – Бог). Иногда эти термины заменяют русскими словами " единобожие" и " многобожие". Политеизм, или многобожие (также называемое язычеством), появился намного раньше монотеизма. Языческие верования появились примерно 5 тысяч лет назад, в то время как монотеистические религии (например, христианство или ислам) появились приблизительно 2 тысячи лет назад (в первые века нашей эры).

Все древние народы прошли через этап политеизма, поэтому вполне можно сказать, что все мы родом из язычества. Появившийся позже монотеизма считается исторически более зрелой и развитой формой религии, которая соответствует более высокому этапу общественного развития. Хотя и языческие народы (например, древние греки и римляне) создали высокоразвитую культуру.

Философское мировоззрение имеет свои особенности. Оно относится к рациональной и научной сфере сознания людей и внутри неё имеет свой специфический понятийно-категориальный аппарат, который в процессе своего исторического развития опирается как на данные науки, научные категории, так и на достижения искусства, поэзии, художественной литературы, исторические исследования и жизненный, житейский опыт людей.

Философия опирается на опыт развития всего человечества. Она имеет компоненты и признаки, которые свойственны естественно-научному, социально-гуманитарному, художественному, а также религиозному и обыденному знанию. Таким образом, философия представляет собой интегральный вид знания, ядро которого образует рациональность. Связь философии как с научным, так и с обыденным, житейским сознанием и опытом людей выражается в особенностях её языка, который ближе к живому, естественному, чем язык специальных наук. Философия использует пословицы, поговорки и иную жизненную мудрость народа, накапливаемую в течение тысячелетий.

3. Предмет и методы философии, её основные функции.

Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая выражается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей. В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ций Ф. является обоснование оправдание и анализ М. Ядром ф. на ранних стадиях ее развития было учение о первооснове всего сущего, из к-рой все возникает и в к-рую все превращается. Но при всей неоднозначности и видоизменениях позиций сохранялась основная задача: связать фрагменты человеческих знаний воедино. Тем самым проблема первоначала смыкалась с другой проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Т.о., ф. выступила как ф. природы. Постепенно в сферу ф. вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей. Предметом раздумий философов неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства и др.

Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием. Его содержание составляет альтернатива:...что явл-ся первичным: дух или природа.... В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, они составили 2 противоположных направления. Позиция, согласно к-рой мир объясняется, исходя из духа, сознания получила название идеализма: в ряде моментов он пересекается с религией. Философы же, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам к науке.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

4. Основные философские направления: критерии различия, содержание, представители.

Поскольку в философии за её длительную историю сформировалось большое количество различных учений, то среди них можно на тех или иных основаниях выделять различные группы или течения. В онтологии есть две важнейшие классификации на основе характеристик первоначал бытия по количеству (монизм, дуализм и плюрализм) и по качеству (материализм и идеализм: объективный и субъективный).

Монизм – философское учение, в котором признаётся существование только одного первоначала бытия. Монистами являются все последовательные материалисты (Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Августин, Фома Аквинский, Гегель, Беркли).

Дуализм – философское учение, в котором признаётся существование двух первоначал бытия (чаще всего – материального и идеального). Самые известные дуалисты: Аристотель, Декарт, Кант.

Плюрализм – философское учение, в котором признаётся существование многих (более двух) первоначал бытия. В основном плюрализм встречался в философии Древнего мира, например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда).

Термины " монизм", " дуализм" и " плюрализм" здесь определены в онтологическом смысле. Иногда они используются в гносеологии для характеристики количества источников познания и в социальной философии для характеристики количества ведущих политических сил или социальных факторов.

Материализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признаётся материя (природа).

В Индии материализм с древнейших времён развивался в школе чарвака, в европейской философии у его истоков стоит Демокрит, но значительную роль материализм стал играть только начиная с эпохи Просвещения (Дидро, Гольбах, Фейербах и др.)

Идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признаётся некая идеальная сущность.

Очевидно, материализм и идеализм – два противоположных, противоречащих друг другу направления. Внутри идеализма в свою очередь существуют два крупных течения.

Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признаётся некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.).

Объективный идеализм зародился и развивался во многих школах Древнего мира: Индии (все ортодоксальные школы), Китая (конфуцианство, даосизм), Греции и Рима (Пифагор, Платон, неоплатоники и др.), затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Нового времени. Свою последовательную и завершённую форму он обрёл в немецкой классической философии (Гегель).

Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признаётся человеческое сознание, человеческое " я".

Наиболее последовательное воплощение субъективный идеализм получил в буддийской философии, возникшей в Древней Индии. В европейской философии субъективный идеализм в основном развивался в Новое время. Основоположником европейского субъективного идеализма принято считать Беркли, к этому же течению обычно относят Юма, Канта и др.

На протяжении всей истории философии между этими тремя направлениями шла постоянная борьба. В различные эпохи в культуре разных стран то одно, то другое их них занимало ведущее место.

Кроме того, существует и ряд важных направлений в философии, которые, оставаясь в рамках монизма, занимают " промежуточное" положение между идеализмом и материализмом.

Гилозоизм – философское учение, утверждающее одушевлённость как живой, так и неживой природы. Гилозоизм зародился уже в древности, например, он имел место в учениях Фалеса, Гераклита, стоиков и т.д. Античный гилозоизм послужил теоретическим фундаментом для пантеизма.

Пантеизм – это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.

Пантеизм возник в эпоху Возрождения, его идеи развивали Николай Кузанский, Джордано Бруно, а в Новое время пантеистические идеи можно обнаружить у Шеллинга, Гегеля и т.д.

Деизм – это течение в философии, в котором Бог признаётся творцом мира, но, создав мир и вложив в него определённые законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам.

Деизм есть особая разновидность объективного идеализма, но он был и переходным звеном к материализму. Деизм возник в XVII в. и особое распространение получил в эпоху Просвещения. У истоков деизма стояли Декарт, Ньютон, Локк, к числу виднейших деистов можно отнести Вольтера, Руссо, Канта, Ломоносова.

Основные течения в гносеологии:

Агностицизм – философское течение, в котором мир признаётся в принципе непознаваемым.

К древнейшим европейским формам агностицизма можно отнести софистику и скептицизм, в Новое время агностицизм развивал Беркли, Юм, Кант. Агностиками чаще всего были субъективные идеалисты, тогда как материалисты и объективные идеалисты обычно признают познаваемость мира.

Рационализм – направление в философии, признающее разум основой познания, главным орудием познания, а также критерием истины.

Основы рационализма были заложены ещё в античной философии (Парменид, Платон и др.), но как философское направление рационализм сформировался в Новое время. Его крупнейшие представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель.

Иррационализм – направление в философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно-идеалистические учения, например, философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.) и ряд др.

Сенсуализм – направление в философии, в котором основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины.

Сенсуализм стремится показать, что всё знание выводится из данных органов чувств (" в разуме нет ничего, что прежде не содержалось бы в чувствах"). Основы сенсуализма были заложены ещё в античности (Демокрит, Эпикур), но как особое направление сенсуализм сформировался в Новое время (материалистический сенсуализм – Гоббс, Локк, Дидро и т.д., идеалистический сенсуализм – Беркли. Юм и др.). В эпоху Просвещения противостояние рационализма и сенсуализма играло важнейшую роль в философии.

Релятивизм – направление в философии, утверждающее относительность, принципиальную неполноту и условность всякого человеческого знания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.