Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основной вопрос философии. Проблема первичности и познаваемости мира.






Первый, или основной, вопрос философии, по оценке Ф. Энгельса, -это вопрос об отношении сознания к материи, или, в несколько устаревших терминах, духа к природе, мышления к бытию. Основной вопрос философии (ОВФ) имеет сложную структуру, которая обуславливает большое многообразие уровней или сторон философского мировоззрения. В составе ОВФ можно выделить три важнейших уровня.

Рассматривая первый, наиболее фундаментальный уровень ОВФ, можно различить в нем две стороны (Энгельс). Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи выступает вопрос о том, что является первичным - материя или сознание, и, соответственно, что из них выступает в качестве вторичного, производного, зависимого. Понятие первичности имеет в философии три взаимосвязанных смысла: 1) что существует первым, т.е. что чему предшествует, 2) что является свойством или проявлением другого: сознание принадлежит высокоорганизованной материи или, наоборот, последняя есть проявление сознания, 3) что отражает другое: сознание отображает внешний для него материальный мир, или материя есть отображение некоего духа. Нередко используется иная формулировка вопроса о первичности-вторичности: что лежит в основе мира: материя или сознание.

Решение вопроса о первичности-вторичности подразделяет всех философов на материалистов – считающих материю первичной, идеалистов – считающих первичным сознание и дуалистов – признающих оба начала. С точки зрения материализма материя является первичной в трех указанных смыслах слова, а сознание - производно от материи. Идеализм кладет в основу, объяснения мира духовное начало.

Вторая сторона ОВФ в рассматриваемом фундаментальном аспекте этого вопроса есть вопрос о познаваемости мира. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека, другие философы ее отрицают. В зависимости от решения второй стороны вопроса философия разделяется на гносеологический анализ и агностицизм. Гносеологический анализ - признание познаваемости мира агностицизм - отрицание познаваемости мира.

Второй уровень ОВФ, вопроса об отношении сознания к материи, представляет собой тройственный вопрос, или, иначе, состоит из трех неразрывно связанных вопросов: о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения второго к первому. Философия на протяжении двух с лишним тысячелетий своею существования стремилась понять, что такое мир и как он отображается в человеческом познании.

Существует и третий уровень ОВФ, выступающий в качестве модификации, или превращенной формы, первых двух уровней: вопрос о сущности мира, сущности человека, его месте в мире и перспективах существования. В этой модификации ОВФ противоположность сознания и материи не выражена в явном виде, здесь миру в целом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием. Поэтому данная модификация ОВФ может быть понята только на основе двух первых уровней ОВФ, в которых дано четкое сопоставление двух предельно широких реальностей – сознания и материи.

Вместе с тем эта модификация ОВФ обладает рядом преимуществ: она включает не предельную абстракцию – сознание, а более конкретное понятие живого человека, наделенного сознанием. Сознание существует только как свойство или функция человека, поэтому вопрос об отношении сознания к материи выступает также в превращенной форме вопроса о природе человека, его месте в мире, сущности и смысле его существования. Проблема человека, наряду с проблемой мира как целого, всегда занимала в философской мысли центральное место.

Проблема: ОВФ приобретает свою подлинную глубину и сложность, когда вводится понятие бесконечности. Обычно в популярных, а нередко и «строго научных» изложениях философии это игнорируется и ОВФ кажется легко разрешимым, ясным даже для ребенка («вещи существуют вне моей головы»), так что представляется странным, почему вокруг столь очевидного, по своему решению вопроса ведутся тысячелетние дискуссии. Наука и практика заставляют нас признать, что мир бесконечен, но если это так, то как конечное существо - человек, появившийся всего несколько десятков тысяч лет назад и располагающий всегда ограниченным опытом, связанным с ничтожно малой частью Вселенной, может делать достоверное заключение о природе мира, который «всегда больше и сложнее», чем мы о нем можем думать? Имеем ли мы в таком случае право утверждать, что мир материален или, напротив, духовен? Не правильнее ли заключить, что мир - не то и не другое, а есть нечто бесконечно сложное?

Нетрудно понять, что ОВФ - это вопрос о самой возможности достоверного научного мировоззрения, т.е. воззрения на наиболее общие свойства бесконечного мира в целом. Легко понять также, что этот вопрос неизбежно включает в себя и другой вопрос - о природе и возможностях человека, его способности к достоверному мировоззрению и перспективах существования в мире.

Хотя вопрос о возможности достоверного воззрения на бесконечный мир по-своему ставился уже со времен античной философии, со всей основательностью он был сформулирован только в XVIII в. в «критической философии» И. Канта, с которой началась своеобразная революция философской мысли, сделавшая невозможным прежнее «некритическое» отношение к миру и его познаваемости. Без этой революции не могла появиться действительно научная философия, однако только последняя дала подлинное решение вопроса о том, как возможно достоверное научное философское " воззрение на мир в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.