Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эллинистический период античной философии (эпикурейство, стоицизм, скептицизм, кинизм).






Эллинистический период античной философии охватывает громадный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. (т.е. с возникновения " мира эллинизма", занимающего территории, завоёванные Александром Македонским) и до конца эпохи античности, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами.

К этому времени уже почти век как Римская империя раскололась на две части – Западную Римскую и Восточную Римскую империи (Византию), существовавшие как самостоятельные государства. И после падения Рима Византия продолжала существовать. Поэтому конец античной философии в целом и эллинистического её периода в частности обычно связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа – Академия Платона в Афинах.

Во II в. до н.э. Греция была завоёвана Римом. При этом завоёванные греки в определённом смысле " покорили" своих завоевателей, оказав огромное влияние на все сферы римской культуры – религию, архитектуру, литературу, изобразительное искусство и т.д. Под влиянием греческой философии начинается развитие римской философии. Несмотря на то что римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внесли большой вклад в развитие ряда греческих учений, в период I в. до н.э. – VI в. н.э. модно говорить о существовании греко-римской философии.

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем был неразрывно связан с учениями о природе.

Итак, в эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неоплатонизм, перипатетизм и т.д.), а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм, скептицизм и т.д.).

Эпикуреизм. Школа названа по имени её основоположника – Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии – Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.). Эпикур (342/1-270/1 гг. до н.э.). Главная цель философии – достижение счастья.

Классификация наук. Э. делил науки на физику, гносеологию (в терминологии Эпикура – канонику) и этику. " Без естествознания нельзя приобрести неомрачённые наслаждения", - говорил Эпикур. Следовательно, необходимо изучать природу.

Физика. Всё в мире состоит из атомов и пустоты. Количество атомов бесконечно, но количество их видов ограничено, хотя и необозримо. Атомы различаются не только по форме, размерам и положению (как это было у Демокрита), но ещё и по весу. Пустота бесконечна, но она не одинакова во всех направлениях, так как атомы падают сверху вниз.

Все существующие в мире вещи возникают и разрушаются, но атомы – вечны и неизменны.

Количество миров бесконечно, одни из них сходны с нашим, другие – нет.

Гносеология (каноника). От всех вещей постоянно происходит истечение их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и вызывают ощущения.

Вещи постигаются посредством души, состоящей их особо тонких и подвижных атомов. Так как душа " разлита" по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящихся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остаётся в мысли. Память есть сохранение этого образа; процесс познания состоит в мыленном сравнении одного образа с другими. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остаётся общее, - именно так образуются понятия.

Атеизм. Э. не отрицал существование богов, но утверждал, что они существуют в межмировом пространстве, где наслаждаются блаженством и не вмешиваются в дела людей, так как любое вмешательство нарушало бы их безмятежное состояние. Вера в богов возникла из-за страза человека перед непонятными ему силами природы и неумения объяснить их, кроме того – из-за страха перед наказанием в загробном мире. Знание подлинного устройства мира, природы богов и того, что душа смертна, позволяет обойтись без религии.

Этика. Высшее благо в жизни – наслаждение. Наслаждение прежде всего есть отсутствие страданий (а вовсе не чувственные удовольствия, как многие полагают). Лучшее средство для этого – самоустраниться от всех волнений и тревог, общественных и государственных дел, максимальная независимость от внешних условий, отказ от не необходимых желаний.

Стоицизм. Название школы " стоицизм" (" стоики") произошло от названия портика " Стоя" (" Пёстрый зал") в Афинах. Где собирались первые стоики. Школа была основана ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона. Крупнейшие представители – Зенон, Клеанф, Хрисипп, Панетий, Посидоний, Сенека, Марк Аврелий.

Классификация наук. Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с садом или яйцом. Так, логика – это ограда сада, деревья – физика, а плоды на деревьях – этика; или скорлупа яйца – логика, белок – физика, желток – этика. Логика, устраняя заблуждения, учит мыслить так, как необходимо философу, поэтому необходимо знать логику; жить надо сообразно природе, поэтому необходимо знать физику. Этика – это высшая наука, так как учит нас достойному поведению.

Логика и гносеология. Стоики опирались не аристотелевскую логику, но в значительной степени обогатили её своими исследованиями в области языка.

Источник любого знания – ощущения. Накапливаясь в нашей памяти, ощущения и восприятия позволяют нам сравнивать черты сходства и различия объектов, выделять их существенные признаки и тем самым образовывать понятия. Поэтому понятия (общее) не имеют самостоятельного существования вне ума, реально существуют только единичные вещи.

Физика. Космос – живое, разумное и материальное целое сферической формы и находящееся в пустоте. В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное – всепроникающий сперматический логос (бог).

Космология и космогония. Саморазвитие мира происходит циклично, каждый цикл заканчивается Мировым пожаром, когда всё существующее воспламеняется и становится огнём. В начале нового цикла творческий огонь-логос, содержащий в себе семена всех вещей, порождает из себя четыре стихии, а из них – все тела в мире. Космология принимается аристотелевская.

Но при этом считается, что творческий огонь в соединении с воздухом составляет " огненное дыхание" (пневму), которая пронизывает весь мир и связывает его в единое целое.

Логос устраивает мир целесообразно, где все части имеют своё предназначение (телеологизм). Логос же является и природным законом, управляющим мировым развитием, и тем самым судьбой, рассматриваемой как цепь причин всего происходящего в мире (детерминизм). В позднем стоицизме судьба и необходимость отождествляются (фатализм).

Антропология. Человек, как и весь космос, состоит из четырёх стихий: тело – из земли и воды, а душа – из воздуха и огня (пневмы). Огненная часть души – разум – есть часть мирового разума, а душа – часть мировой души. Душа смертна, но души мудрецов могут существовать после смерти тела до очередного Мирового пожара.

Этика. Конечная цель человеческой жизни – счастье. Счастье понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, добровольно следующий судьбе, чьи жизнь и душевное состояние не зависят от внешних обстоятельств (примером такого мудреца считался Сократ).

Скептицизм – это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания.

Термин " скептицизм" происходит от древнегреческого " скепсис", что может быть переведено как " рассматривание, разбор, колебание". Основоположником античного скептицизма считается Пиррон; виднейшим представителем скептицизма в римской философии – Секст Эмпирик (втор. пол. II – нач. III в.), труды которого являются практически единственным сохранившимся источником сведений об античном скептицизме.

Пиррон. Центральная проблема философии П.: как человеку стать счастливым? Для решения этой проблемы П. считал достаточным ответить на три вопроса: что есть то, что нас окружает? как мы должны к этому окружающему относиться? что следует из должного отношения?

Ответ на первый вопрос. Рассматривая всю предшествующую ему философию, П. вполне справедливо указывая, что различные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и невозможно предпочесть одну точку зрения другой. Всякая вещь есть " это" не в большей степени, чем " то".

Отсюда следует ответ на второй вопрос. Мы должны воздерживаться от каких-либо суждений обо всём, существующем в этом мире.

Из этого следует ответ на третий вопрос. Полнейшая невозмутимость, бесстрастность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.

19. Формирование средневековой философии: апологетика и христианская патристика.

Апологетика. Термин " апологетика" происходит от греческого слова " апология", что значит " заступничество, оправдание". Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством.

Время наиболее интенсивного развития апологетики – II-V вв., особенно актуальна она была в период до 325 г., когда неоднократно имели место массовые гонения на христиан. В это время христианство выступает как " соблазн для иудеев, безумие для эллинов и недозволенная религия для правительства". Отсюда необходимость защиты христианства по трём направлениям.

Основные направления апологетики

Адресат Цель
Иудеи Доказать, что пришествие Христа было предсказано в Ветхом Завете и что христианство по воле Божьей приходит на мену иудаизму
Язычники Перевести истины Откровения на язык разума, т.е. дать рациональное и философское обоснование христианскому вероучению
Римские власти Доказать правительству свою лояльность

Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением. В решении этой проблемы сформировались две противоположные позиции:

Отрицательное отношение Татиан, Тертуллиан Положительное отношение Иустин, Климент, Ориген, Августин
нет никакой связи между языческой философией и христианским вероучением Философия и христианство имеют общие корни; в ряде философских учений можно обнаружить отдельные идеи христианства
Изучение философии не нужно и даже вредно для веры Изучение философии необходимо для более глубокого постижения истин веры





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.