Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Дополнительные материалы к третьему тому. В этот раздел приложений включены тексты, относящиеся по своему содержанию к главам третьего тома, но не вошедшие в состав соответствующих глав ввиду






В этот раздел приложений включены тексты, относящиеся по своему содержанию к главам третьего тома, но не вошедшие в состав соответствующих глав ввиду отсутствия на этот счет точных указаний автора. Некоторые дополнительные тексты по-новому освещают материал, изложенный в главах.

 

 

1. [О МУЗЫКАЛЬНОСТИ РЕЧИ]

 

 

Печатается по рукописи, находящейся в одной тетради с материалами главы " Темпо-ритм" (No 427, стр. 94).

Публикуемый текст не был включен Станиславским в главу " Темпо-ритм". В одном из ранних вариантов книги " Работа актера над собой" (No 514) он помещен рядом с главой " Пение и дикция". По содержанию" этот текст тяготеет к главе " Пение и дикция", что послужило основанием для включения его в данную главу при первом издании материалов второй части книги " Работа актера над собой".

Однако прямых указаний Станиславского относительно места данного материала в его книге не сохранилось.

1Подразумевается, что ученики театральной школы привлекаются для закулисной работы по шумовому и звуковому оформлению спектаклей театра.

2Viola d'amoire (итал.) - старинный смычковый инструмент альтового тембра.

 

 

2. ИЗ РУКОПИСИ " ЗАКОНЫ РЕЧИ"

Выдержки из рукописи " Законы речи", первоначально предназначавшейся Станиславским для включения в текст книги в виде самостоятельной главы, печатаются впервые.

Станиславский предполагал со временем вернуться к этому труду к создать специальный учебник по технике речи. Он придавал большое значение законам речи как подсобной дисциплине, помогающей актеру овладеть словесным действием.

Станиславский внес много нового в теорию и методику преподавания законов речи. Это нашло отражение и в публикуемых выдержках из его незавершенного труда " Законы речи" (No 391 и 406).

1Станиславский цитирует здесь и в дальнейшем программу, составленную по книге Волконского, " Законы живой речи и правила чтения" (изд. драматических курсов городского района МЦРК). Экземпляр этой программы вклеен в один из ранних вариантов рукописи Станиславского " Законы речи" (No 388).

2Далее и до конца данного приложения печатаются выдержки из рукописи No 406, посвященные вопросу об остановках (паузах) в речи. Эта рукопись является прямым продолжением рукописи No 391.

3В характеристиках действующих лиц " Ревизора" Гоголь пишет о судье Ляпкине-Тяпкине: " Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют".

4Фраза из письма М. С. Щепкина к С. В. Шумскому от 27 марта 1848 года (см. М. С. Щепкин, Записки. Письма, 1952, стр. 250).

 

 

3. [О ПЕРСПЕКТИВЕ РЕЧИ]

 

 

Печатается по машинописному тексту, имеющему исправления Станиславского (No 410). На первой странице рукописи имеются надписи, сделанные Станиславским: " Речь" и " Перспектива".

Этот текст Станиславский, повидимому, рассматривал как составную часть задуманной им самостоятельной главы " Перспектива артиста и роли". Однако публикуемый отрывок не имеет прямой связи с основным текстом главы и в некоторых формулировках не совпадает с тем, что сказано в главе.

1И. Л. Смоленский, Пособие к изучению декламации, Одесса, 1907, стр. 85.

Дистрибутивные ударения – термин, употребляемый Смоленским " для обозначения дополнительных ударений в фразе, определяющих количество входящих в ее состав предложений (от латинского distributio – (распределение).

2Пример заимствован из той же книги Смоленского, стр. 86.

Это заключительная фраза монолога Бориса Годунова из второй картины пролога оперы Мусоргского " Борис Годунов".

 

4. [ОБ АРТИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ]

Печатаются выдержки из рукописи, которая является первоначальным (вариантом вступления к книге " Работа актера над собой" (No 245). Эта -первая беседа Торцова с учениками, напоминающая беседы самого Станиславского (см., например, его беседы в Оперно-драматической студии, помещенные в книге К. С. Станиславский, Статьи, речи, беседы, письма, стр. 326), не была включена им в состав материалов по этике, опубликованных нами в главе " Этика и дисциплина" в настоящем томе; поэтому мы печатаем ее в приложениях. Впервые этот текст был частично опубликован в первом издании материалов второй части " Работы актера над собой" (1948) в главе " Схема пройденного".

 

 

5. [СХЕМА " СИСТЕМЫ" ]

 

 

Печатаются последовательно тексты двух рукописей:

1. Текст, напечатанный на машинке, с правкой Станиславского, озаглавленный им первоначально " Внутреннее сценическое самочувствие" (впоследствии возникает заглавие " Схема переживания". См. машинопись No 659).

Это материал, не использованный Станиславским в главе " Внутреннее сценическое самочувствие" (" Работа актера над собой", часть первая) и отложенный им для дальнейшей доработки с учетом содержания второй части книги " Работа актера над собой" (No 495).

2. Рукопись и правленый Станиславским машинописный текст заключительной части тетради, озаглавленной " Внутренние линии", " Сверхзадача", " Сквозное действие" и " Перспектива" (No 370). На заглавном листе дата: " Январь 1935 года" и приписка Станиславского: " Прочитывал 20 июля 1935 года". Там же пометка, указывающая, что данный вариант текста является окончательным, и подпись Станиславского. Однако при последующей доработке первой части книги " Работа актера над собой" Станиславский использовал лишь часть текста указанной рукописи. Ее окончание, связанное с описанием схемы " системы", было отложено им для переработки и, повидимому, для включения в особую главу третьего тома.

В плане 1935 года после главы 23 " Общее сценическое самочувствие" следует глава 24 " Основы " системы". Публикуемый материал и рассматривался Станиславским, повидимому, как материал заключительной глав" третьего тома – " Основы " системы".

Это предположение опирается на следующие данные:

Рукописи No 495 и 370 находились в материалах третьего тома и были отобраны Станиславским для работы в Барвихе, незадолго до смерти.

Составителю данного тома было известно о намерении Станиславского поместить в конце третьего тома схему-чертеж, подводящую итог всему пройденному курсу " работы актера над собой" (этот чертеж, изготовленный по указаниям Станиславского, приводится между стр. 360 и 361). Публикуемые рукописи посвящены разбору этой схемы, о которой говорится и в начале главы " Общее сценическое самочувствие" (см. примечание No 1 на стр. 480). Редактор первой части книги " Работа актера над собой" Е. Н. Се-мяновская записала в своих воспоминаниях, что летом 1937 года К. С. Станиславский изъял эту схему из первой части " Работы актера над собой", имея в виду, что она относится и к теме следующей книги-к " Работе над собой в творческом процессе воплощения" (см. сб. " О Станиславском", ВТО, 1948, стр. 503). В связи с этим Станиславский переделал окончание книги, а неиспользованный текст глав " Внутреннее сценическое самочувствие" и " Сверхзадача и сквозное действие", касающийся схемы " системы", сохранил в качестве материалов для третьего тома, повидимому, для главы " Основы " системы".

Ввиду того что тексты рукописей No 495 и 370 не были переработаны Станиславским и в них, по существу, подводится итог лишь первой половине " работы над собой" (процессу переживания), составитель и редактор тома не сочли возможным включить этот материал в основной текст третьего тома:

Название " Схема " системы" – условное, оно взято из текста рукописи. Чрезвычайно ответственное заглавие " Основы " системы" могло быть, по мнению составителя и редактора, сохранено лишь в том случае, если бы автор дал его сам, если бы он успел объединить все отложенные материалы в последовательном и стройном изложении.

1В тексте этого раздела имеется некоторое противоречие: в ряде случаев говорится, что подводится итог лишь первому году обучения, в течение которого изучались элементы п_е_р_е_ж_и_в_а_н_и_я, а элементы в_о_п_л_о_щ_е_н_и_я лишь предстоит изучить в будущем; в других случаях об элементах воплощения говорится как о пройденном этапе программы и подводится итог всему курсу работы актера над собой.

2Три флажка без надписей, как видно из дальнейшего текста, относятся к двигателям психической жизни: уму, воле и чувству. Здесь о них не говорится потому, что первоначально этот текст входил составной частью в главу " Внутреннее сценическое самочувствие", завершающую изучение элементов переживания, тогда как главу о двигателях психической жизни Станиславский предполагал поместить в заключительном разделе всей " Работы актера над собой".

3Здесь имеется в виду принцип сознательного подхода к подсознательной области в творчестве, о котором умалчивается по той причине, что глава о подсознании в первой части книги " Работа актера над собой" идет после главы " Внутреннее сценическое самочувствие", для которой первоначально был написан данный текст.

4Далее в рукописи следует опущенное нами описание схемы " системы", которую ученики вычерчивают на бумаге. Публикуется второй вариант описания схемы, которую ученики создают путем развешивания флажков на стене школьного зала. Оба варианта следуют в рукописи один за другим, причем на обратной стороне последнего листа текста второго вариант" Станиславским написано: " вариант на выбор". Второй вариант выбран по той причине, что в дальнейшем тексте говорится о схеме, развешанной на стене школьного зала.

5Имеется в виду элемент " освобождение мышц", которому посвящена специальная глава в первой части " Работы актера над собой", но он в не меньшей степени относится и к элементам воплощения.

6В некоторых вариантах схемы, хранящихся в архиве Станиславского, изображен античный храм, колоннами которого являются элементы " системы". В других вариантах элементы изображены в виде труб органа, иногда – в виде нитей, сплетающихся в жгуты.

7После этих слов имеется указание Станиславского: " Чертеж". Помещаем здесь схему, сделанную самим Станиславским. Цифры, проставленные на чертеже, означают следующее: 1 - нижняя полоса – " работа над собой", 2, 3, 4 - три основы " системы": " активность и действенность", пушкинский афоризм и " через сознательное к подсознательному", 5 – переживание, 6 - воплощение, 7, 8 и 9 – ум, воля и чувство, 10 - элементы переживания, 11 - элементы воплощения, 12, 13 и 14 - внутреннее, внешнее и общее сценическое самочувствие; прямоугольник сверху, как выясняется впоследствии, - область подсознания.

8В соответствии со сказанным здесь Станиславский в своей педагогической практике последних лет применял " тренинг и муштру", или " туалет актера", двух типов. Первый из них – повседневная тренировка, направленная на укрепление и развитие элементов самочувствия актера, в различной комбинации их и последовательности. Тренировка второго типа, " туалет-настройка", проводилась перед началом репетиции или спектакля и была рассчитана на то, чтобы разогреть, " размассировать" творческий аппарат актера и ввести его в самочувствие, необходимое для начала репетиции или спектакля. Материал для " туалета-настройки" черпался из самой пьесы.

9На этом оканчивается текст первой публикуемой рукописи. Пометка Станиславского " нехватает окончания" свидетельствует о том, что текст должен быть продолжен. Далее печатается текст рукописи No 370.

10Станиславский передает здесь мысль Пушкина своими словами. В статье " О народной драме и драме " Марфа Посадница" А. С. Пушкин пишет: " Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах – вот чего требует наш ум от драматического писателя".

11В некоторых материалах заключительного периода работы над книгой Станиславский называет не три, а четыре основы творчества. Четвертая основа – " Цель искусства: создание жизни человеческого духа" (No 445).

12На полях рукописи имеется запись Станиславского: " Где пунктир, там в соответствии с изготовляющимся чертежом впишутся названия красок". Первоначально приведенная здесь схема была выполнена различными красками. Для большей четкости чертежа в настоящем издании сохранены два цвета: зеленым обозначено то, что относится к роли, черным – то, что относится к актеру.

В некоторых вариантах перечня элементов самочувствия на первом месте стоит линия эпизодов, событий, из которых складывается фабула пьесы (No 263).

13В одной из хранящихся в литературном архиве Станиславского рукописей (No 473) при объяснении схемы " системы" Торцов говорит ученикам: " Вберите в себя как можно глубже и прочнее сквозное действие роли, пьесы или этюда и пронижите им, точно иглой с нитью, все " размассированные элементы" вашей человеческой души, заготовленные куски, задачи внутренней партитуры роли и направьте их к с_в_е_р_х_з_а_д_а_ч_е исполняемого произведения. Все пронизанное сплетите в один общий шнур. Словом, проделайте на деле то, что указано на чертеже".

14О пьесе Г. Ибсена " Бранд" говорится во втором томе Собрания сочинений, стр. 162-165.

13В одной из черновых рукописей (No 250) имеется выделенный " Станиславским текст с пометкой: " к сквозному действию". Приводим его:

" Что мы делали до сих пор? Я вам отвечу образным примером.

Чтобы сделать хороший, наваристый бульон, нужно заготовить мясо, всевозможные коренья, морковь, налить воды, поставить кастрюлю на плиту и дать всему хорошенько вывариться, пустить сок, а уж потом образуется наваристый бульон.

Но нельзя приготовить мясо, коренья, поставить их на плиту и не развести огня. В этом случае придется есть в сыром виде всю заготовку: мясо отдельно, коренья тоже, воду пить отдельно.

Сверхзадача и сквозное действие – тот огонь, который жарит или варит кушанье и делает наваристый бульон".

 

 

II. МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ " СИСТЕМЫ"

 

 

1. ТРЕНИНГ И МУШТРА

 

В этом разделе сосредоточены материалы, предназначенные для сборника практических упражнений по " системе", выполняемых учениками Торцова в классе " тренинга и муштры", который ведет Рахманов.

Порядок расположения этих материалов, предназначенных для книги " Тренинг и муштра", не определен Станиславским. Они напечатаны в последовательности, которая подсказывается смысловой связью отдельных отрывков между собой.

В своей педагогической практике Станиславский не придерживался какой-либо строгой последовательности при тренировке элементов самочувствия актера. В " туалете актера" он комбинировал их в самых различных сочетаниях, неизменно возвращаясь в центральному вопросу – о д_е_й_с_т_в_и_и.

Материалы по " тренингу и муштре" печатаются впервые.

1Печатаются последовательно три фрагмента из рукописи, посвященной описанию занятий по тренингу и муштре (No 528), предназначенные Станиславским для включения в сборник упражнений (так называемый " Задачник", или " Тренинг и муштра").

2Печатается выдержка из рукописи, содержащей материалы по различным темам книги " Работа актера на собой" (No 529).

Публикуемый текст озаглавлен Станиславским " Тренинг и муштра. Упражнения на воображение",, что свидетельствует о намерении Станиславского использовать его в предполагаемом сборнике упражнений.

3Два последующих фрагмента печатаются по машинописному тексту, имеющему исправления Станиславского и озаглавленному им " Задачник. Тренинг и муштра. Упражнения" (No 529).

4Три следующих фрагмента печатаются по тетради, в которой сосредоточены различные записи по " системе" (No 491, стр. 136-138).

Публикуемые тексты озаглавлены Станиславским " Тренинг и муштра".

5Описание этюда " счета денег" см. во втором томе Собрания сочинений, стр. 175-176.

6Три последующих фрагмента печатаются по рукописи " IX. Сценическая правда, вера, наивность", исправленной Станиславским в 1932 году (No 211). Пометка Станиславского на заглавном листе указывает на то, что кроме текста, предназначенного для главы второго тома " Чувство правды и вера", в этой рукописи содержится материал для " тренинга и муштры".

Первый из публикуемых отрывков (стр. 433-435 рукописи) связан по смыслу со вторым (стр. 436-439 рукописи), что подтверждается пометкой Станиславского на полях; перед началом второго отрывка имеется надпись чернилами: " перенести в " тренинг и муштру". Третий отрывок, выделенный Станиславским из текста рукописи, предположительно отнесен нами к разделу " тренинга и муштры" (стр. 1-3, вставленные в рукопись после стр. 357).

7Печатается текст, находящийся в составе рукописи, содержащей добавления к главе о действии (No 129). Перед началом публикуемого текста в рукописи сказано: " Сегодня был разгром. Бедный Иван Платонович даже плакал. Никогда бы я не подумал, что Аркадий Николаевич может быть таким строгим! Дело было так…" Судя по этому началу, следует предположить, что Торцов, явившийся к концу урока, осудил Рахманова за излишнюю придирчивость к ученикам, вырабатывающую в них чрезмерное критиканство.

8Печатается по машинописному тексту, имеющему исправления Станиславского (No 508), Этот текст был выделен Станиславским из материалов первой части книги " Работа актера над собой" и хранится в его литературном архиве.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.