Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия – это экономически сжатое мышление.






Философская категория – это форма сжатия информации. Категория – это всеобщее понятие.

Человек – Люди – Человечество. Единичное - Общее – Всеобщее.

Все есть субстанция. Все остальное – ее продукты и свойства. Все субстанция. Она самодостаточна. Наполнение содержанием происходит в процессе познания:

Истина – одна. Мир – монистичен. Это есть диалектика всеобщности и единичности. То есть – это есть беспредельность определенного, бесконечность конечного, вечность времени т.д. В сущности все относительно. Это не просто верно, но и красиво.

Желаешь видеть все, в сущности – научись мыслить все как отношение противоположностей, как осуществляющееся диалектическое противоречие.

Надо понимать, что отрицательный результат в науке – это тоже результат. Для каждого последующего мыслителя поле для исследования сужается. Большая помощь для того, чтобы найти что-то новое, еще неразведанное. Чем больше познаю, тем меньше знаю. Человек есть то, что он не есть во всех своих проявлениях.

2. Античная философия. Сократ, Платон, Аристотель. Там нельзя говорить о философии, это скорее протофилософия, донаучная философия.

 

Что такое античный мир? Гегель скажет, что философия – это эпоха, схваченная мыслью. Поэтому, если ты хочешь знать философию этого периода, то – учи историю, теологическую картинку этого периода, онтологическую, физическую, химическую, любую, естествознание, технологии т.д. И в тоже время, хочешь знать, что было в этот исторический период – зри в философию этого времени. Потому, что....

Что такое логическое? Это тоже историческое, только вычищенное от частностей, шелухи.

Что такое античный мир? Это строй, который приходит на смену первобытнообщинному. Первобытнообщинный строй – это не еще строй, это такая маргинальная форма. Это общность, когда «уже не стадо, не стадность, но еще не общественность». Конечно, без знания материального строя времени, нельзя познать дух времени, его философию.

Но тогда, это была еще не философия, а про-/пред-философия, чье начало уходит в глубину веков с ее двумя противоречивыми сторонами:

1) художественно-мифико-религиозный мировоззренческий комплекс — плод в основном мировоззренческого воображения, результат «великой метафоры» — переноса на природу внешних свойств человека и родового общества (антропосоциоморфизм), благодаря чему образуется сверхприродный мир мифов.

2) реальное жизнеобеспечивающее знание — плод практического рассудка, интеллекта, логоса как «разумного слова» в отличие от мифообразующего «мифоса».

Миф – единство бытия и сознания.

Для древнегреческих мыслителей философия была не только формой знания, познания, но и формой жизни, бытия. И даже, прежде всего формой или образом жизни. Тот же Демокрит, по легенде, убедившись, что чувства, в частности глаза, врут (такое действительно бывает), взял да и выцарапал их просто-напросто. Вот это единство убеждения и дела!

Современный философ, пожалуй, только снисходительно посмеется над Абдерским чудаком. А жаль - грустная получается эволюция. Цельность ушла, теперь ее место уверенно занимает системность, но и та все чаще распадается на элементы. Некоторые философы умудряются думать одно, говорить другое, а писать третье.

ВАЖНО: Однако, генезис АФ следует понимать не как ошибочное «от мифа к логосу», а как истинное «от мифа к философеме благодаря логосу». Для нее характерны:

- антимифическая направленность, достигающая уровня мифологии как разумного слова о мифике;

- рационализм, опирающийся на не имеющую себе равных в Др. мире логику Аристотеля;

- связь с науками, которая со временем ослабевает, отчего и происходит угасание философии, что приводит философию в состояние демифизации, а;

- распадение этой философии в ее, правда, развитых формах на филос. Материализм, который ограничивается кругом только природных явлений (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций, перипатетик Страбон и др.) и филос. идеализм (Платон, Аристотель, неоплатоники Плотин, Ямвлих, Прокл и др.).

 

В лексике античной нет вокабулы человек. Она впервые появляется в следующем периоде – в христианстве. Христианство – это религия раба, - для страдающего, ущемленного. От Протагора можно, в принципе, вести отсчет традиции гуманизма.

Нет слова человек. По касательной: творящий, делающий. Понятно, о ком речь идет, - о человеке. И в христианской традиции впервые появляется слово «человек». То есть картина, как можно достичь блаженства, бессмертия, гармонии.

Как и рабовладельческое общество АФ характеризуется завершенностью: она подобна организму с его естественным жизненным циклом: рождение, рост, расцвет, упадок и увядание. Аналогично история А.з.ф. распадается на четыре периода:

1. В период рождения (6 в. до н.э.) первичная философия – протофилософия, –ее отличие от профилософии, в которой в общем мифическом контексте содержатся элементы философии, в протофилософии в общем филос. контексте — рудименты мифики.

К периоду зарождения принадлежат учения ионийцев: милетские философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и гордый одиночка Гераклит, италийцев («Великая Греция»): Пифагора и ранних пифагорейцев, Ксенофана, Эмпедокла. Происходит зарождение филос. терминологии. Первоначало всего сущего понимается как вневременное основание, первоэлемент: вода у Фалеса, апейрон у Анаксимандра, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита, земля у Ксенофана, апейрон и перас у пифагорейцев.

Формирование А.з.ф. заканчивается у ученика Ксенофана Парменида, отвергнувшего как мнимую физическую чувственную картину мира и поднявшегося до абстрактных понятий: «бытие», «небытие», «мышление». Вспомним ритмику: Опыт – Теория – Практики. Существует только бытие, но бытие есть бытие лишь в той мере, в какой оно мыслимо, небытие немыслимо, а следовательно, не существует.

2. Второй период — период расцвета и зрелости АФ. (5—4 вв. до н.э.) начинается с перемещения центра филос. мысли в Афины: иониец Анаксагор, афиняне Сократ и Платон, стагирит Аристотель. На Афины ориентировались и софисты, которые поставили в центр филос. мысли человека (Протагор: «Человек — мера всех вещей») и разделили естественное и общественное.

Сократ, Платон, Аристотель. Далее по персоналиям трудновато вообще, там оно начинает носить когнитивный характер философствования. По сути дела, есть несколько школ, как их принято называть, в античной философии. В частности это эпикурицизм (родоначальник соответственно Эпикур), скептицизм, стоицизм (Цицерон, Сенека и т.д.).

Сократ. Выдающаяся фигура в истории философии. Самая большая его заслуга, что он воспитал многих учеников. Если в процессе обучения состоялся и учитель и ученик – это так и должно быть. В противном случае – это «сизифов труд». Строго говоря, по форме, все то, что дошло до наших дней, это диалог Сократа с одним из своих учеников.

Если бы он ничего не сделал, а ввел в обиход понятие диалектика («ди», «а», «лектос») – разговор двух с противоположными аргументами, искусство спора, искусство поиска истины в столкновении противоположных аргументов, он уже был бы Сократом. Бывают те «счастливые случаи», когда этимология слова указывает на сущность выражаемого содержания. Вот слово диалектика – уже в самом себе ответ на вопрос, чем она занимается, что оно, в сущности.

Учение о противоположности. Что такое противоположности, особенно одной сущности? Это противоречие осуществляющееся, протекающее, становящееся, развертывающееся, разрешающееся. Это если посмотреть на него в цикле, в клеточке. Но ведь клеточка к клеточке. То есть разрешение для этого качества, этого цикла – есть возникновение принципиально новое качество и т.д.

Отношение двух противоположностей одной сущности есть проявление необходимости. А точка пересечения минимум двух необходимостей есть случайность. Случайность есть форма проявления необходимости. Вот этот пласт диалектика осваивает достаточно легко, играючи. Понятно, что родился – помрешь, притяжение – отталкивание.

На пальцах одной руки можно перечислить людей, которые как мыслили, так и учили, так и чувствовали и так практически действовали. Это Сократ, Спиноза, Фихте, Маркс и Ленин. Поэтому Сократ уже своей жизнью учил. Он мог ничего не говорить.

Именно с Платона мы впервые встречаем упоминание о категориях, о всеобщих понятиях. Бытие, становление, вечность, время, покоящееся, движущееся, неделимое и делимое. Это всеобщие понятия, которые впервые встречаются в лексике Платона. А всеобщие понятия называют философские категории. Мир – бледное отражение, тень сущности-идей.

У Аристотеля мы уже встречаем десять категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Страдание – это одна из психологических, одна из этических категорий. У Аристотеля страдание носит чисто онтологический характер. Страдающий - значит воспринимающий воздействие.

Аристотель, как говорил Ленин, самая светлая голова из древних. Если бы он ничего не сделал, а только вот раскрыл теорию о мышлении, науку о мышлении, он уже был бы Аристотелем. Обыденное сознание, рассудок, разум. Он его развивает на уровне рассудок. Жизнь потом показала, что это частный случай науки о мышлении.

О мышлении черно-белом, раскачивающихся на качелях «или-или». Он раскрыл науку логики. Логика. Открыл 4 закона. Как ее только не называют. Формальная логика, Аристотелева, традиционная. В отдельных случаях формальной логики – это матлогика. Кроме этого, он успел еще много чего. 4 закона, 16 модусов, и константы логические, новые категории, попытался систематизировать многие вещи, в том числе – «многознание уму не научает».

Чтобы быть умным, надо иметь алгоритмы, которые всю эмпирию перемелют, а не быть просто шаржированным фактами. Аристотель – вообще системщик. Все разделы бытия – социального, матсоциологии и т.д. Так вот Аристотель не оставил без своего проницательного внимания ни один из законов бытия. Он оставил огромное и дошедшее до наших дней материалистическое наследие, все естествознание. В сущности, Аристотель ввел понятие субстанция как градообразующая категория.

И Платон, и Аристотель создали собственную мирскую теологию: у Платона бог — демиург («демиургос» — ремесленник), труженик, он создатель и младших богов, и космической души, и космоса («Тимей»), и душ (с помощью младших богов) всех живых существ. Бог Аристотеля — эгоистически замкнутое на себе само-себя-мыслящее мышление. Тем не менее бог Аристотеля — перводвигатель.

Авторитет розуму стає на місце авторитету традиції. За короткий термін давні греки створюють математичні теорії, космологічні системи, закладають основи цілої низки наук – фізики, біології, соціології, психології, ботаники, филологии тощо.

В Платонівській Академії та школі Аристотеля знання отримує вигляд наукових дисциплін, в рамках яких ведеться систематичні дослідження та готується наукова зміна.

Однак наука ще має спекулятивно-теоретичний споглядовий характер, лише закладаються основи наукових програм:

- математична програма (Піфагор, Платон),

Фундаментальні ідеї, що здійснили вплив на філософію та окремі науки: місце математичного знання – книга природи написана на мові математики; положення про спорідненість математичного та філософського знання. Тобто пізнанню підлягає лише те, що може бути відображено на мові математики.

- атомістична програма (Левкіпп, Демокріт, Епікур). Демокріт закладає основу наукового методу дослідження, программа послідовно та продумано висуває методологічний принцип, що вимагає пояснити ціле як суму окремих складовихнеподільних (індивідуумов), поясняти структуру цілого виходячи з форми, порядку та положень складаючих його індивідумів. Демокрит вводить неподільне фізичне тіло, а Платон – одиницю як ідеальне неподільне.

- континуалістична програма Арістотеля. Створено систематичну науку про природу – фізику. Аристотель дає ясное учение о том, как должно выглядеть полное и хорошее научное объяснение явления или события. По его мнению, каждое явление обусловлено четырьмя видами причин:

o формальной (связанной с сущностью явления, его структурой или понятием),

o материальной (связанной с субстратом, веществом, в котором воплощается эта форма или структура),

o движущей (конкретной побудительной причиной),

o целевой ( связанной с тем, «ради чего», «зачем» происходит явление).

Особливість: точний контрольований експеримент не використовується як знаряддя. Лише досвід, емпірія шляхом спостереження.

В логико-хронологической развертке философской проблематики в рамках А.Ф. проявляют себя общие закономерности развития познавательного процесса:

- натурфилософский круг А.Ф. вырабатывает своего рода общие представления о мире,

- софисты и Сократ осуществляют аналитику, а

- зрелые философские системы античной классики (Платон и Аристотель) репрезентируют собой стадию синтетического знания.

Аналогично и в масштабах каждого из названных этапов: например, внутри натурфилософского круга старшие физики концептуализируют общее представление о мире, элеаты репрезентируют стадию анализа, а философские системы младших физиков есть не что иное, как попытки формирования синтетической мировой модели, завершившиеся становлением атомизма.

3. Третий период в истории АФ приходится на эпоху эллинизма, когда благодаря завоевательным походам великого македонца греческая культура и цивилизация выплеснулась в Сев. Африку (Египет Птолемеев со столицей Александрией) и в Зап. Азию (Царство селевкидов со столицей в Антиохии, Пергам).

В египетской Александрии по инициативе и под покровительством Птолемеев возникает второй, после Афин, центр научно-философской мысли. Александрийская наука – это математики Евклид, Аполлоний, Гипсикл; географ Эратосфен, определивший окружность Земли; анатомы Эрасистрат и Герофил, обосновавший роль мозга как центра умственных способностей; историки Клитарх Александрийский, Аристобул Кассандрийский и др.; филологи Зенодот Эфесский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. К александрийской науке примыкали физик и математик Архимед Сиракузский, Коперник Др. мира — Аристарх Самосский.

Школа Платона «Академия», принявшая умеренное скептическое направление: истины нет, есть более или менее вероятные полуистины. Радикальный скептицизм (из двух противоречащих суждений ни одно не более истинно, чем другое) развивали Энесидем и Агриппа.

Киники (после доэллинистического Антисфена Диоген Синопский и др.) показывали пример опрощения как путь к свободе и обосновывали его теоретически. «Кюникэ философиа» («собачья философия») стояла на «аскесис» — закаливание, «апайдеусиа» — воинствующее бескультурье и «аутаркейа» — самодостаточность.

Киренакики проповедовали как высшую ценность наслаждение (гедонизм), а при невозможности его — самоубийство. Киники и киренаики — сенсуалисты, существует только единично-конкретное (против Платона: «Лошадь я вижу, а «лошадность» не вижу»).

Эпикур, опираясь на атомизм Левкиппа и Демокрита, новаторски учил о первоначально параллельном падении атомов в бездонной пустоте под влиянием их веса и о самопроизвольном их отклонении, без чего невозможно было бы образование космических вихрей, а из них неисчислимых миров, что в этике выразилось в образе наделенного свободой воли самопроизвольного эпикурейского мудреца.

Старшие стоики (Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп и др.) сравнивали этику с желтком или плодами, физику с белком или плодовыми деревьями, логику со скорлупой или с оградой сада, т.е. считали, что философия без логики невозможна.

Стоик стоек (игра слов) во всех бедах. Стоический мудрец бесстрастен, он различает зависимое (нравственное совершенство) и независимое (жизнь и смерть, здоровье и болезнь, богатство и бедность, слава и бесславие, красота и безобразие и т.п.) от него и безразличен (адиафора) к последнему. Свобода — познанная умом и признанная волей необходимость («Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет» — Клеанф).

В период эллинизма философия проникает в республиканский Рим, громадную роль в этом распространении сыграл Цицерон, начавший создание лат. филос. терминологии.

4. Четвертый период — АФ в Римской империи, в гoc-ве остготов Теодориха и в ранней Византии Юстиниана.

Античный мир жесткий, можно даже сказать жестокий. Эксплуатация, рабы. Попросту говоря, не было бы феномена рабства – никогда не началась бы цивилизации. Именно там создаются условия для развития духа. Ты еще не родился, а уже выбран.

Какая совесть, честь, гордость…

Труд как божественное проклятие, как наказание Господнее. Конец этого мира был предугадан и вычислен, предчувствие уже было, хотя еще и донаучная философия. Уже было рукой подать до Нерона, до Калигулы. Рим. стоики Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий свели философию к роли морализирующей утешительницы среди жизненных невзгод.

Стоицизм – «…учись держать удар, сколько той жизни…».

Плотин систематизировал дуалистическое учение Платона (у Платона материя совечна демиургу и идеям) в направлении последовательного иррациона-листического (высшее состояние человека — экстаз) мистического идеализма. Надбытийное и сверхумное Единое, оно же Свет и Благо, истекая (позднелат. emanatio — истечение) без утраты (ненаучная аналогия со свечением Солнца, которое якобы ничего не теряет), производит (но не во времени, а вечно иерархически) Космический Ум, он же вместилище идей, затем Космическую Душу (она же вместилище всех душ), затем Природу и, наконец, Материю, которая всего лишь угасание Первосвета. Человек в меру своей антителесной духовности способен вознестись до Единого в состоянии экстаза и переживать его в своей душе.

Таким образом, в силу мировоззренческой природы философской проблематики в исторической динамике предмета философского знания обнаруживаются и закономерности развития мировоззрения: от выделения человека из природы (онтолого-метафизическая проблематика натурфилософии) к выделению индивида из рода (социально-этическая проблематика аттической философской классики). Это и есть подготовка к появлению христианства.

Для того, чтобы понять, что собой представляла философия этого периода, нам совершенно необходимо более или менее основательно познакомиться с таким феноменом культуры как религия. Без этого средние века просто не понять.

Религия зародилась значительно раньше как форма культуры человеческой, нежели философия и многие другие формы культуры, - этика, эстетика, мораль. Она может быть самая древняя после элементарных форм культуры, которые были отражением форм производства своей материальной жизни, для которого нужен был опыт, технический, технологический, трудовых каких-то операций и так далее.

Возникает институт жертвоприношения и в зависимости от того, какой твой подарок, большой или маленький, была и жертва. В основном девушек брали. Позже заменили девушек козлами. Козел на древнегреческом языке «трагикос». Как козла убьешь – так и трагедия. Короче говоря, у каждого племени свои фетиши, кумиры, система запретов, система тотемов и т.д. Так возникает первоначальная форма религиозности, которая называется язычество, или политеизм.

Теперь, что означает слово религия? «Реляцио» - связь, отношение. Но, если есть связь, то для любой связи должно быть минимум двое. Больше двух – это уже групповуха, извращения, а меньше двух – это еще большее збоченство. Поэтому, не бывает мира однополярного, и не бывает мира многополярного. А бывает только полярный мир.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.