Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкая классическая философия






Слово классическая – по сути, значит образцовая, непревзойденная. Нетленка. До сих пор классическая немецкая философия непревзойденна. До этого, слово классика встречается разве что в античности, 4-3 века до н.э. – архаика, классика, римско-эллинский период. А тут целый официальный период – немецкая классическая философия.

Представителей немецкой классики можно перечислить на пальцах одной руки - буквально, фигурально и актуально. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах. Немецкая классика – это тоже философия Нового времени. Но ее принято выделять, которая приходит на смену философии Нового времени в узком смысле слова.

Эммануил Кант - основоположник немецкой классической философии (1724-1804). В философском развитии Канта различают два периода – «докритический» (до 1770 г.) и «критический». Если до начала 80-х его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, и т.п., то есть всей системы философии.

Главные произведения критического периода: «Всеобщая научная история и теория неба», «Критика чистого разума» - кантова гносеология или теория познания (1781 г.), «Критика практического разума» - кантова этика или учение о нравственности, о морали (1788 г.) и «Критика способности суждения» - кантова эстетика, наука о художественном измерении бытия (1790 г.).

Иоганн Горлиб Фихте (1762-1814). Написал не так уж много книг, но одну с очень лаконичным и выразительным названием – «ясное как солнце изложение для широчайшей публики основ нового наукоучения». Простой вариант - «Наукоучение».

Фридрих Шеллинг (1775-1854) – «Система трансцендентального идеализма». Трансцендентальный – выход за пределы. Запредельный.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831). Труды философа («Наука Логики», «Феноменология духа», «Философия природы», «Философия истории», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике», «Философская пропедевтика» и др.) и ныне представляют собою энциклопедию гуманитарного знания.

Говоря о самых светлых головах – то, что Аристотель для антички, Спиноза для Нового времени, Гегель – для немецкой классики. Именно благодаря Гегелю весь период носит название «классическая». В тоже время нельзя сказать, что немецкая классика состоялась только благодаря Гегелю. Именно потому, что он в этом контексте, в этом философском веночке. Гегель не оставил без своего внимания не одного отдела бытия. Поэтому фраза – «после меня всякая философия невозможна и излишня, она на все времена и годы…» – по крайней мере, он ее усматривал небезосновательно. Маркс как-то сказал, что изучать философию Канта, после того, как там побывал Гегель – это верное средство для получения головной боли. Я могу сказать точно также: изучать философию по Гегелю, после того, как там побывал Маркс – тоже самое.

Людвиг Фейербах (1804-1872). Он завершил этот период немецкой классической философии. Его легко и можно читать. Он наиболее читабелен. Он эстетически самодостаточен. Представитель философского материализма. Именитая работа - «Сущность христианства». В его время молодые люди были готовы к теологической карьере. И надо сказать, что регулярное теологическое образование получил только Фейербах, в отличие от всех остальных представителей немецкой классики. И, нет до Маркса атеизма и вещей убедительнее, аргументированнее, чем у Фейербаха.

Нельзя понять фигурально ни одной строчки Ленина, не зная Маркса, Энгельса. В тоже время Маркс и Энгельс без Гегеля – полное недоразумение. Гегель без Канта – еще большее недоразумение. Кант без Спинозы – «черт и что и с боку бантик». И так далее… До самих истоков. Это нужно понимать. Всем последующим, в известном смысле, немного легче. К слову сказать, отрицательный результат в науке – это тоже результат.

Остановимся более подробно на Канте и Гегеле как на китах, на которых по большому счету зиждется вся немецкая классика. Кант, по сути, учитель немецких философов, родоначальник. Учитель в основном познания, - от логики Аристотеля до Спинозы. Он довел философии до такой степени, что «разбудил» Гегеля. А, Гегель – представитель наибольшего вклада в философию, главным образом диалектики.

Основу всех трёх критик составляет учение Канта о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе – «вещах в себе». Познание начинается, по Канту, с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является (нашему знанию доступны только явления вещей (феномены)). Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Т.е. при помощи чувств мы не можем постичь окружающий мир. По Канту мир ноуменов (мир «вещей в себе») содержательно не познаваем для человеческого разума. Все попытки его познать, обречены на провал, благодаря неразрешимым противоречиям (антиномиям).

Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная сущность. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори. Понятие идеи у Канта – не сверхчувственная сущность (как у Платона), а представление о цели, к которой стремится наше познание. Мир явлений – детерминирован механистически, в нем нет места субстанции. С помощью категории субстанции строится мир опыта. Субстанция – неделима. Мир явлений – бесконечно делим.

Коротко говоря, общее значение философии Канта можно свести:

1) внес вклад во все философские области: познание, мораль, этика, эстетика.

2) наибольший вклад в гносеологию (Коперниканский переворот в теории познания).

- основоположник формализма в эстетике.

- разделение поступков на реальные и моральные.

3) эпохальное значение для философии. Развил до предела гносеологический подход в философии и показал его ограниченность (в области практического разума). За счет ограниченности гносеологии появилась возможность у философов использовать другие направления философии.

Гегель. Сердцевина его философии – это теория познания. Не было ни одной области философии, где бы Гегель не сказал свое слово, не осуществил теоретическое приращение.

В разрезе сознание – это обыденное сознание, рассудок и разум. Так вот он опекался высшим уровнем - разумом. Разум – это диалектическое мышление. Он начинает мыслить как отношение противоположностей. Как возникающее, становящееся, развертывающееся, разрешающееся противоречие. Формальную логику, рассудочную, до Нового времени отутюжили и Декарт, и Лейбниц, и Спиноза. Формальная логика знает или форму или содержание. А диалектическая логика знает, что не бывает формы бессодержательной равно как и содержания неоформленного. Гегель понял о том, что Эйнштейн утверждал, что эфир – переносчик полевых видов материи. В этом периоде философии сходятся люди и идейные принципы, проводится обработка естественных наук, к философии подходят системно. И Кант, в известном смысле, «обнажил» для Гегеля философские проблематики. Выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.

Гегель системно развернул старые, за 25 веков философской мысли, формы и наполнил их адекватным содержанием. Гегель обогатил философию огромным количеством новых категорий. Это при том, что Аристотель говорил, - «за открытие новой категории я, не задумываясь, готов отдать все свое состояние...». Гегель таких категорий ввел десятки, если не сотни. Философское наследие его просто кишит категориями. Вершина его творчества, что и сделало его для широкого круга вершиной немецкой философии, – открытие законов диалектики. Он их безупречно сформулировал. Он сумел без ложной скромности создать философскую систему, которую и именовал как «последнюю», - исчерпывающую. Это система на все времена и народы. Он оставил пределы, его система носит замкнутый характер. Научная философия не терпит пределов. Это стихия беспредельности, всеобщности.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в которой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. В качестве примера диалектического цикла Гегель приводил почку растения: ”Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости " вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания.

Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также невыводима из человеческого сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначала.

Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление, утверждает Гегель, " отчуждает" свое бытие в виде материи, природы, которая есть " инобытие" этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциальная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития " абсолютной идеи" составляет " абсолютный дух" - человечество, человеческая история.

Гегель — создатель грандиозной системы Абсолютного идеализма. Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т. е. постижимо в понятиях (такая концепция называется еще и панлогизмом). Философская система Гегеля состоит из трех частей: 1) Логики, 2) Философии природы и 3) Философии духа.

Логика понимается Гегелем совершенно иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени существования этой науки (т. е. начиная с Аристотеля). По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога).

Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсолютной идеи. (Тем самым философ-идеалист разделяет религиозный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога). Как «среднее звено» системы, природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой.

Философия духа— это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа:

1) субъективный дух— индивидуальное сознание;

2) объективный дух — воплощение («объективацию») духа в мировой истории и гражданском обществе и

3) абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия).

Мировое развитие, по Гегелю, есть не что иное как самопостижение, самопознание Абсолютной идеи — от абстрактного бытия до сотворенных ею высших субъективных форм (самая совершенная из них — философия). У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт — осознание Идеей самой себя. Гегелевская философия, в глазах мыслителя, и выполняет такую сверхприродную, сверхфизическую роль.

Богатство гегелевской философии отнюдь не сводится к ее формальной схеме. Гегелевская «Энциклопедия философских наук» поражает не только грандиозностью замысла — рассмотреть материальный и духовный мир в его саморазвитии, — но и конкретностью своего содержания.

Но самое ценное философское достижение Гегеля - диалектика, диалектический метод. Гегель открыл и доказал, что противоречивость разума — не слабость его (как полагал еще Кант), а признак мощи, силы. Ибо из противоречий «соткан» весь мир. Диалектика познания воспроизводит диалектику познаваемого.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.